?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В чем причина революционной катастрофы 1917-го года, уничтожившей (сегодня это уже очевидно) одну из сильнейших европейских Империй?

На этот вопрос можно ответить кратко, а можно - полно.
Краткий ответ вызовет множество недоумений и новых вопросов. Хотя бы потому, что почти никто не понимает, что тихий государственный переворот, устранивший от власти Николая II, вовсе не был "революцией". Это был обычный дворцовый переворот, которых в истории России было немало. Он должен был завершиться Учредительным собранием, после которого власть по-прежнему оставалась бы у Романовых. Ничего бы принципиально не изменилось, просто вместо Николая на трон сел бы Михаил... Но что-то пошло не так. Дворцовый переворот вылился в кровавую революцию, которая продолжается и продолжается уже целый век, и никому не ведомо, когда же наступит долгожданная контрреволюция, и наступит ли она вообще. Почему так получилось? И дождемся ли мы когда-нибудь нормальной полноценной контрреволюции?

Я отвечу на этот вопрос кратко и по сути.

В чем суть катастрофы? Был устранен Православный Царь - защитник христианской Церкви. А зачем вообще Церкви защитник здесь на земле? И нужен ли он?

С самого момента своего появления Церковь была гонимой. Сам Христос предрек: "Меня гнали, будут гнать и вас". Первые три века истории Церкви - это история почти непрерывного мученичества.

Гонения на Церковь не прекратились и после того, как римские Императоры стали христианами, а столица Империи переместилась из Рима в Царьград. Потому что Императоры нередко оказывались еретиками и противниками Церкви. Но все-таки интенсивность и жестокость гонений значительно сократилась. В лице православных Царей Церковь обрела политическую защиту здесь на земле. А православные Цари имели в Церкви мистическую защиту, позволявшую им успешно противостоять их конкурентам. Имели - до определенного момента.

Почему прервался этот симбиоз Церкви и Царства? Ответ на этот вопрос почти очевиден, но он настолько невероятен, что мы его до сих пор не осознаём. Это произошло по инициативе Церкви!

В момент февральского переворота русская Церковь сразу и безоговорочна поддержала идею превращения России из монархии в республику. Политическое влияние Церкви в тот исторический период просто невозможно переоценить. И потому я полагаю, нет никакого преувеличения в мнении, что именно революционная позиция Церкви в 1917 году и является реальной причиной перерастания дворцового Февральского переворота в полномасштабную Революцию, до неузнаваемости исказившую лицо не только России, но и всего мира.

Православный Царь был устранен из числа членов Мировой Элиты. И почти сразу, немедленно за его устранением Христианство перестало быть политической силой. (Как показали дальнейшие события, реальная политическая роль Папы Римского оказалась ничтожной, практически нулевой.) Сословное общество прошлого сменилось массовым обществом, безраздельно стала доминировать массовая культура; спустя немного времени - одно поколение - кардинальным образом изменились и представления и о нормах политической жизни - нормальным стал считаться республиканский образ правления; монархия и аристократия ушли за кулисы, оставив на политической сцене клоунов, никчемные ничтожества на зарплате, разыгрывающие бесконечный спектакль, политическое шоу для утративших всякую связь с политической реальностью народных масс.

Таковыми были последствия принятого Русской Православной Церковью курса на Революцию. Они неисчислимы и, кажется, неисчерпаемы.

Но в чем же причина этого (априори) столь странного выбора столь (казалось бы) традиционной, правой и даже "реакционной" организации, как Православная Церковь?

Причина эта опять-таки лежит на поверхности.
Вследствие долговременного и безальтернативного торжества христианских норм морали на всей территории Европы (включая Россию и исключая Османскую Империю) мало-помалу утвердилась такая политическая система, которая исключала возможность массовых гонений на Церковь. Исключала совершенно, на юридическом уровне, так как свобода религиозной жизни стала общепризнанной нормой права. Заметим - не всякой религиозной жизни, но лишь такой религиозной жизни, которая более-менее согласна с христианскими представлениями о добре и зле.

А если так, казалось бы, то для чего Церкви теперь нужен православный Царь? Для того ли, чтобы дать ей преимущество перед другими религиями и христианскими исповеданиями? Да не нужно Церкви такое преимущество. Церкви от мира нужно лишь одно: чтобы православных не преследовали, не мешали нам служить нашему Богу. Пусть православный Царь и придает Церкви политический вес - но неизбежной платой за это является власть Царя внутри Церкви, а значит, ограничение власти архиереев. И неслучайно, что именно церковная иерархия-то и оказалась наиболее революционной частью Церкви, как бы парадоксально это ни звучало. Таковы исторические факты.

Православные архиереи сознательно отказались от идеи православной монархии и взяли курс на революцию. И продолжают твёрдо двигаться по этому курсу даже до сего дня. Такова реальность, и кто-то же должен назвать вещи своими именами. Реальность полезно осознавать.

Конечно же, это была страшная ошибка и заблуждение. Конечно же, отказ от православной монархии не мог означать для Церкви ничего иного кроме возобновления массовых гонений первых веков христианства. Промысел Божий показал это со страшной быстротой и беспощадностью. Смотрите: ведь не прошло и года, как уже было установлено Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских. Это случилось сразу после первых убийств и пыток - и оно было установлено пророчески, "на вырост". Но уже после первых кровавых жертв Революции многие архиереи прозрели, раскаялись в совершенной ими страшной ошибке. А другие, напротив, ожесточились в своей непримиримой приверженности Революции. Внутри Церкви произошел раскол. Непримиримые отделились от Церкви и образовали свою новую Обновленческую православную церковь.

Обновленчество потерпело полное поражение несмотря на поддержку со стороны Советской власти, несмотря на то, что более половины русских архиереев стали "обновленцами". Они канули в небытие, не выдержали конкуренции с гонимой, преследуемой Патриаршей Церковью. Но в каком-то смысле обновленчество живо и сегодня. Ведь суть обновленчества - в отрицании православной монархии. Всякий, кто считает, что Церковь и без защиты православного Царя может оставаться в мире с этим миром, заражен духовным вирусом обновленчества. Потому что Христос со всей ясностью и определенностью говорит о неизбежной враждебности этого мира против Церкви. Если у нас нет на земле защитника-царя, однако же нас почему-то не гонят сегодня - значит, готовьтесь: будут гнать завтра.

Итак, действительной причиной русской Революции является ни что иное как церковное обновленчество. И наша Революция не прекратится до тех пор, пока внутри Церкви не возобладает ясное и определенное понимание того факта, что без православного Царя мы в любом случае обречены быть гонимыми. До тех пор, пока Церковь не начнет молиться о том, чтобы Бог снова дал нам царя.

В принципе, гонения для Церкви даже полезны. Они заставляют нас уповать на Бога, а не на свои силы. Они располагают нас искать утешения Утешителя, а не утешений мира сего. Бог не отнял бы у нас царя, если бы не предвидел, что мы получим от этих страшных потрясений духовную пользу. Так что, может быть, пройдёт ещё много времени, прежде чем мы решим, что мы уже получили достаточно большую пользу и теперь нам нужен мир. А до тех пор и всем прочим ни в чем не повинным гражданам России придется потерпеть страдания и муки, пока мы, верующие, не насытимся получаемой нами пользой от этих гонений и бедствий.

Comments

( 76 comments — Leave a comment )
livejournal
Aug. 11th, 2015 01:41 pm (UTC)
Причина русской революции
Пользователь 21242353 сослался на вашу запись в своей записи «Причина русской революции» в контексте: [...] Оригинал взят у в Причина русской революции [...]
schegloff
Aug. 11th, 2015 03:12 pm (UTC)
Общая концепция понятна, но "роль РПЦ в революции" нужно раскрывать более подробно - кто принимал решения, с кем из думаков или князей был вась-вась, почему со всем своим авторитетом дошел до разграбления церквей и уничтожения попов.
palaman
Aug. 11th, 2015 05:14 pm (UTC)
Много информации по этому поводу можно найти по ссылке, которую я дал выше. Вот - ещё раз.

Но тут суть не в связях Синода с Великими Князьями.
Ведь позиция, которую занял Синод, была пагубной для Дома Романовых в целом, а вовсе не лично для Николая Александровича. Тут не может быть и речи о заговоре архиереев и Великих Князей, так как Церковь выступила в пользу республики.
И эта её позиция была, я полагаю, сюрпризом для заговорщиков, которые, конечно, были намерены удержать власть в своих руках, а не отдавать её Советам или кому бы то ни было.

Что же касается связей с думцами, я полагаю, что это вообще неважно. Кто такие думцы? Пешки, не играющие в политике самостоятельной роли. То же можно сказать и о генералах (Алексеев, Рузский). Это люди, исполнявшие чужие планы. О чем с ними договариваться и зачем?

Edited at 2015-08-11 05:15 pm (UTC)
schegloff
Aug. 11th, 2015 05:38 pm (UTC)
Поясни, что значит "выступить в пользу республики", одновременно полагая Думу "пешками, не играющими самостоятельной роли".

У Церкви что, уже был собственный избирком и целая партия кандидатов?
(no subject) - palaman - Aug. 11th, 2015 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schegloff - Aug. 12th, 2015 05:41 am (UTC) - Expand
palaman
Aug. 11th, 2015 05:18 pm (UTC)
> почему со всем своим авторитетом дошел до разграбления церквей и уничтожения попов

Нет, так далеко зашли только новые люди, выдвинувшиеся уже после Революции. Насколько мне известно, никто из старых архиереев до такого не докатился.
schegloff
Aug. 11th, 2015 05:46 pm (UTC)
В общем, чистый случай "что-то пошло не так". Методологически хорошо демонстрирует разницу между властью в статике (над имеющимися людьми прямо сейчас) и в динамике (над вновь появляющимися в социальном пространстве людьми и в будущем). Использовать власть нужно таким образом, чтобы она увеличивалась, причем отпихнуть конкурента далеко не всегда значит увеличить свою власть.

Кстати, полистал сейчас "Записки секретаря Сталина" Бажанова, вот где ужас-то - "старые большевики" почти все оказались полными профанами в делах Власти. По сравнению с интригами конца 17 века в Англии - просто дети малые.
(no subject) - palaman - Aug. 11th, 2015 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schegloff - Aug. 12th, 2015 05:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 11th, 2015 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schegloff - Aug. 12th, 2015 05:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 09:42 am (UTC) - Expand
mpv_lj
Aug. 11th, 2015 03:26 pm (UTC)
А не православный ли царь сделал Церковь придатком государства, упразднив патриаршество и превратив архиереев в чиновников?
palaman
Aug. 11th, 2015 04:45 pm (UTC)
Не вполне православный.

Петр Великий при всей своей величине был в очень большой степени под обаянием Европы (конкретно, Голландии и Англии, которые были тогда единым государством).

Степень этой зависимости после смерти Петра многократно возросла. Так называемая "эпоха дворцовых переворотов" - это в действительности эпоха, когда Европейские державы с переменным успехом боролись между собой за контроль над Россией. Россия вернула себе независимость лишь при Павле (на краткое время) и Александре I. Окончательно независимой Россия стала лишь после разгрома Наполеона, когда Россия стала самым могущественным государством континентальной Европы, уступая лишь Англии. Этот расклад сил сохранялся вплоть до Крымской войны.

Так что наши цари снова стали в полном смысле православными царями (то есть, суверенами, ведь царь не может не быть сувереном) лишь в XIX веке, после чего положение Церкви начало улучшаться. После победы в Первой мировой войне под контроль России должны были попасть Балканы, и Николай восстановил бы Патриаршество, будучи единственным Императором в Империи с несколькими Патриархами (русским, сербским, греческим, болгарским, грузинским, а в перспективе - и иерусалимским).

Восстанавливать патриаршество ранее этого момента было рискованно, так как Николай (в отличие от заговорщиков) прекрасно осознавал, какими опасными (поистине, безумными!) идеями было тогда охвачено большинство архиереев. Восстановление патриаршества ранее победы в Войне означало бы, что Царь и Патриарх оказываются в положении опасной политической конкуренции.

Поймите, большинство архиереев того времени уже были обновленцами. И многим из них было суждено окончательно отпасть от Церкви. А значит, они были врагами, агентами дьявола внутри Церкви, по слову Апостола: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши."

Edited at 2015-08-11 04:48 pm (UTC)
mpv_lj
Aug. 12th, 2015 01:13 pm (UTC)
Какая-то странная взаимосвязь "православность - суверенность". И чем не суверенна была, напр., Екатерина Великая?

Вообще-то, Пётр получил уже расколотую Церковь. И вдобавок обезглавил её. Обновленческий раскол был кратковременным и не имел не только догматической, но даже обрядовой основы.

Вы какие-то очень странные выводы делаете. Много патриархов, это, конечно, "безопаснее", чем один. Особенно для такого государства, как РИ. Политика, ничего кроме политики! Вы рассматриваете потенциальное обновленчество архиереев как причину. А это скорее следствие государственного управления церковью.
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 05:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 13th, 2015 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 13th, 2015 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 13th, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 13th, 2015 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mpv_lj - Aug. 13th, 2015 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Aug. 13th, 2015 05:47 pm (UTC) - Expand
e31
Aug. 11th, 2015 03:31 pm (UTC)
Вы только не уточнили, какой конфессии верующие...А так, понятная заказуха.
palaman
Aug. 11th, 2015 04:29 pm (UTC)
Разве не уточнил? Конфессия - православие, world orthodoxy.

> понятная заказуха

Любопытно. И что же понятно?
schegloff
Aug. 12th, 2015 05:47 am (UTC)
Как говорил Галковский, ВСЕ понятно :)))
(no subject) - mpv_lj - Aug. 12th, 2015 12:31 pm (UTC) - Expand
deltafunc
Aug. 12th, 2015 11:51 am (UTC)
> Любопытно. И что же понятно?

Так в какой лавке щи хлебаете, ту и нахваливаете (церковь, монарх, землица, деревенька... с сотней / другой крепостных душ - красота неописуемая, да). И иначе нельзя - иначе "лишат партбилета" и выкинут на мороз. У советских суть всегда одинакова, несмотря на различные внешние декорации.

Edited at 2015-08-12 11:53 am (UTC)
(no subject) - palaman - Aug. 12th, 2015 02:26 pm (UTC) - Expand
urralec
Aug. 12th, 2015 01:20 pm (UTC)
"... без православного Царя мы в любом случае обречены быть гонимыми" - так ведь не нужно даже молиться, уже без наших молитв дали нам небеса такого Царя ! Мудрого, доброго, честного ! И хитрого - вон сколько лет в КГБ притворялся атеистом - туда верующих не брали в то время. Теперь понятно, для чего столько грандиозных храмов строится - молиться, молиться, расшибать любы, лишь бы тот, без кого Россия пропадёт правил нами. Раньше я думал - вместо поликлиник и больниц, усердно "оптимизируемых" ныне, чтобы человек, не имея возможности быть излеченным от хвори, которые мы легко лечили в те времена, когда "стояли на коленях", мог хотя бы помолиться ...
palaman
Aug. 12th, 2015 02:21 pm (UTC)
> уже без наших молитв дали нам небеса такого Царя !

Не заметил такого. Я то-то пропустил?
mmnt
Aug. 16th, 2015 10:57 pm (UTC)
Влияние РПЦ в эти годы было никаким, не было его, нуль. Как в 1993, когда Алексий с посохом вышел мирить Ельцина с Руцким и получил с обеих сторон гнилыми помидорами. Да, тогдашние гундяевы облажались, помыслили от Синода освободиться - получили по итогу отдел ЦК по управлению культами. При некотором напряжении воображения можно извлечь мораль и спрыснуть цитатами из Св.Предания и Писания.
Все это к Христу и живой церкви никакого отношения не имеет. Слава Богу, она еще живет, вопреки всему.
palaman
Aug. 17th, 2015 09:09 am (UTC)
> Все это к Христу и живой церкви никакого отношения не имеет. Слава Богу, она еще живет, вопреки всему.

"Живая церковь" - это одно из названий обновленческой церкви. Живет ли она? Нет, большевики её прикрыли во время войны, когда она стала им больше не нужна, так как стало ясно, что с задачей по уничтожению Церкви она не справилась.
mmnt
Aug. 17th, 2015 09:31 am (UTC)
Я не имел в виду обновленцев. Живая церковь - это община, где есть жизнь и вера. А не иерархия с чиновниками за зарплатах.
palaman
Aug. 17th, 2015 09:34 am (UTC)
> Живая церковь - это община, где есть жизнь и вера.

Конечно же, подавляющее большинство приходов РПЦ были и остаются живыми согласно этому определению.

> иерархия с чиновниками за зарплатах.

Ваше представление о Церкви настолько далеко от реальности, что его даже не имеет смысла обсуждать. Давайте лучше поговорим о балете.
palaman
Aug. 17th, 2015 09:13 am (UTC)
> Влияние РПЦ в эти годы было никаким, не было его, нуль.

Все правые партии того времени ориентировались именно на Церковь, которая считалась правее всех правых. И когда Церковь заняла революционную, левую позицию, правое движение потеряло точку опоры. В результате в России остались только левые. Левые боролись с ультра-левыми и гипер-левыми. В результате у власти оказались радикалы из радикалов.
mmnt
Aug. 17th, 2015 09:29 am (UTC)
===В результате у власти оказались радикалы из радикалов.==

Оказались. Но в результате совсем других причин.

Ваша версия - типичная конспирология, примерно как Ленин - гриб. Никто из современников тех событий о позиции церкви почти не упоминает. Не светилась она, выжидала - кто кого заборет.
(no subject) - palaman - Aug. 17th, 2015 09:32 am (UTC) - Expand
otvladimir
May. 13th, 2016 05:48 pm (UTC)
Идея поста смущает.

........Это произошло по инициативе Церкви!

Церкви вот прям так - революция по инициативе "Церкви"?
palaman
May. 13th, 2016 05:52 pm (UTC)
Может быть, формулировка слишком хлесткая, но (как мне кажется) вполне правильная.
Особенно учитывая, что у революции был помимо всего прочего ещё и духовный смысл: http://palaman.livejournal.com/223067.html
livejournal
May. 26th, 2016 08:33 am (UTC)
Заметки по истории
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Заметки по истории» в контексте: [...] Причина русской революции [...]
livejournal
Jul. 1st, 2016 07:10 pm (UTC)
опять "годно"!
Пользователь dubomir сослался на вашу запись в своей записи «опять "годно"!» в контексте: [...] после Грозного надежной опоры в аристократии, четыре века продержались на этой единственной опоре [...]
( 76 comments — Leave a comment )