?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одна из моих стратегических целей в этой жизни - выработать цельное мировоззрение. Мы все устали оттого, что наше сознание фрагментарно. Но по большей части люди не осознают, насколько важна и глобальна эта проблема. В прежние века религия давала людям цельность мировоззрения, позволявшую с одной и той же точки зрения осознать и оценить любую тему и любую вещь. В наше время религия не дает этого даже верующим - так же точно как неверующим не дает этого наука. Научный взгляд на мир сам по себе фрагментарен, причем фрагментарность его постоянно нарастает по мере усложнения и специализации дисциплин.

А что касается религии - ей отведено в наше время почетное место где-то на перриферии мировоззрения. О ней вспоминают перед лицом смерти, при столкновении с мистикой, а также при размышлении на этические темы, что никак не соответствует по сути центральному месту хотя бы той же смерти в жизни человека. Вообще-то все мы непременно умрем, и это обстоятельство априори выдвигает проблематику смерти на одно из главных мест в жизни. Но люди не любят думать о том, что по-настоящему неприятно, и замещают проблему смерти более легкими проблемами, предпочитая фиксировать внимание на политике, на возможной войне, на судьбе грядущих поколений и прочих вещах, непосредственно личной смерти не касающихся.

А я вот с детства интуитивно ощущал, что всё это страусиная политика, стремление спрятать голову в песок. И по мере сил стремился свести всё в одно, увидеть реальность таким способом, чтобы все пробемы и все вещи я мог охватить одновременно, одним взглядом, ничего не упуская из виду. Я вырос в страшную эпоху, когда решить подобную задачу можно было только самыми радикальными средствами. И мне пришлось на какое-то время прибегнуть к этим средствам, что грозило преждевременной кончиной и мне, и моим близким. Но Бог пожалел меня и вразумил, и подарил мне решение.

Как это и бывает, решение оказалось близким. Оно всегда рядом, только что-то мешает нам видеть его. "Что-то" - как я теперь понимаю - это сопротивление Бессознательного. Увы, мало кому удается преодолеть это сопротивление и приблизить к решению. А большинство людей даже и не осознают самой проблемы.

Скоро мне уже пятьдесят, и я уже немало сделал для того, чтобы поделиться найденным мною решением с теми, кто способен к такому осознанию. А тех, кто пока не способен, я подвожу к этой теме исподволь, мало-помалу двигаясь от частного к общему. Во-первых, я соединил психологию с религией. Я вернул психологию, это заблудшее дитя, в отчий дом, из которого она убежала и потеряла дорогу назад в погоне за призраком цельного материалистического мировоззрения. Материализм не дает человеческой душе цельности, да и не может дать, потому что он отрицает душу. Человеческая душа (даже - подсупдно - и душа материалиста) переживает материализм с его самоотрицанием как условную игру, которая по-своему увлекательна, которая может казаться перспективной и привлекательной, но никак не может быть по-настоящему серьезной.

Оказалось, что существует органический синтез Православия с глубинной психологией, позволяющий соединить духовный опыт древности с духовными опытом современности. Место их встречи - учение о Бессознательном. Главная ошибка современной психологии состоит в том, что Бессознательно считается частью человеческой психики, глубинной её составляющей. Самые умные и глубокие наблюдатели вроде Юнга доходят до идеи "коллективного бессознательного", вплотную приближаясь к истине. Но до меня, кажется, никому не приходило в голову, что в нашем Бесознательном есть чрезвычайно важная составляющая, которая вообще не имеет отношения к миру людей, нечеловеческая составляющая. И именно она играет важнейшую, определяющую роль в человеческом творчестве.

Наше творчество тем для нас и интересно, что через него мы входим в соприкосносвение с тем, что больше нас: умнее и глубже, древнее и основательнее. Оно приходит к нам в виде помыслов, о чем я подробно писал в самой лучшей из моих заметок (Фрейд и Православие). Помыслы - это непроизвольные мысли и представления, спонтанно возникающие в нашем уме. Наблюдая за эти феноменом, Фрейд создал свой психоанализ, писатели пишут свои книги, художники рисуют свои картины, ученые делают свои открытия. Роль спонтанных помыслов в нашей жизни просто невозможно переоценить. И потому я чуть-чуть повторюсь, не беда.

Всё самое интересное, что сделали люди в истории человечества, первоначально было лишь помыслами, пришедшими кому-то в голову. Таким образом мы получили всё, что мы имеем: культуру, науку, искусства, технику, цивилизацию. Каждая из удивительных вещей, созданных людьми, первоначально была всего лишь мыслью, посетившей какого-то человека. Таких людей мы называем гениями, и это ошибка.

Древние греки называли гением не человека, создающего креатив, но духа или бога, посещающего человека и влагающего ему в сердце помысел, следуя которому человек и создавал нечто гениальное. Гений - это не человек, а некто, приходящий к человеку, посещающий его. Неправильно говорить "он гений", правильно - "у него гений". Современная психология объясняет этот феномен действием бессознательного, якобы живущего внутри нас, принадлежащего нам. На таком представлении строит вся светская культура. И я не собираюсь бороться с этим представлением. Кто хочет считать гения обитающим в глубинах индивидуальной психики, пусть считает. Это не беда, потому что опыт показывает, что рано или поздно такие люди доходят до идеи "коллективного бессознательного", а отсюда уже рукой подать до правильного понимания вещей. Ведь если мы уже признали, что гений обитает не в глубинах индивидуальной психики, а в некоем коллективном бессознательном - то вернуться к правильному пониманию уже совсем нетрудно, это вопрос времени. И состоит оно в том, что гений - это не человек, это иное существо, посещающее человека.

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я".
(1924)


Так понимала, так чувствовала Ахматова. А у неё был гений, она знала, о чем говорит. (Естественно, "муза" и "гений" - это два разных названия одного и того же существа.) И потому пора закончить это затянувшееся вступление, введение в тему, и перейти наконец к главному.

Кажется, я знаю, как нам увязать теорию Власти с психологией бессознательного. Это ещё не конец, просто ключ уже найден, дверь приоткрыта. А поскольку сама теория Власти дает нам выход на историю и политику, появилась отличная возможность увязать все эти вещи в одно целое. Что я и намерен проделать в ближайшее время.

Продолжение: Власть и гениальность (рема)

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
ltraditionalist
Sep. 16th, 2016 05:54 am (UTC)
Конгениально! Это, пожалуй, лучшее (на мой взгляд) из всего, что я у Вас читал. Сделаю перепост в свой ЖЖурнал и буду ждать развития и углубления Ваших (то есть, не Ваших, а Вашего гения, приходившего к Вам, как муза - к Пушкину) мыслей.
palaman
Sep. 18th, 2016 05:09 am (UTC)
Спасибо.
livejournal
Sep. 16th, 2016 06:13 am (UTC)
Истоки гениальности.
Пользователь ltraditionalist сослался на вашу запись в своей записи «Истоки гениальности.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Власть и гениальность (тема) [...]
habanerra
Sep. 16th, 2016 02:04 pm (UTC)
Это "Божественная комедия" навела Вас на размышление? Гениальное произведение, на все времена.
palaman
Sep. 18th, 2016 05:09 am (UTC)
Не только она. Искусство вообще, как феномен.
livejournal
Sep. 16th, 2016 02:06 pm (UTC)
Власть и гениальность (тема)
Пользователь habanerra сослался на вашу запись в своей записи «Власть и гениальность (тема)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Власть и гениальность (тема) [...]
nirryti
Sep. 16th, 2016 04:08 pm (UTC)
Гениально, бгг)))

Вообще, встречал оккультную концепцию, что не человек что-то там сам желает, а Желания цепляют людей. И дальше человек это рационализирует как свое. Большинство это даже не осознает. Мудрый человек может переходить от одних Желаний к другим.

Внезапно. Подумалось, что буддисты по-своему правы в своем идеале освобождения от Желаний.

Одно смущает в вашем подходе. Как я понимаю, вы объявляете вот это вот бессознательное, гениальное полностью демоническим и лишним в человеке?

Я, в общем-то, понимаю ваши мотивы, там источник всех страстей, жажд, безумия. Но ведь и побед, торжества, всего нового, открытия америк?

Но для чего вы собираетесь отрезать кусок личности человека, да просто 2/3 от личности ? А у кого-то и 9/10, кем была бы ахматова без своего гения?
palaman
Sep. 18th, 2016 07:09 pm (UTC)
> Как я понимаю, вы объявляете вот это вот бессознательное, гениальное полностью демоническим и лишним в человеке?

Нет, не так. Конечно же, там есть и Божественное. Просто люди слишком легко принимают демоническое за Божественное, и потому приходится слишком много говорить именно о демоническом.
Впрочем, для Божественного не подходит прилагательное "гениальное". Звучит мелковато.

> Но для чего вы собираетесь отрезать кусок личности человека, да просто 2/3 от личности ? А у кого-то и 9/10, кем была бы ахматова без своего гения?

Смысл не в ампутации бессознательного, а его очищении. "Чистота сердца". Когда в бессознательном не остается ничего демонического, творческие возможности человека качественно возрастают. Ведь Бог сотворил всё.
tushko
Sep. 17th, 2016 06:43 am (UTC)
>> Помыслы - это непроизвольные мысли и представления, спонтанно возникающие в нашем уме.

Вот интересно. Вы даете определение помыслам, а я , справляясь в святоотеческой литературе, не нашел подобного определения у св. Отцев.
Зато, они пишут о практике преодоления худых помыслов. Например, у Святителя Димитрия Ростовского:

"Хульный помысел есть искушение для человека богобоязненного и особенно смущает его, когда он творит молитву или делает что-либо доброе. Хульные помыслы не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем спасении. Они нападают на тех, кто живет добродетельно, в трудах покаяния и в любви Божией. (...)
Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от него самого происходят, но что они приносятся диаволом, который есть их начало и изобретатель."
Может, предполагаю, определять - что есть помысл - не важно и не нужно, напротив, потребно - знать, как практически преодолевать эту напасть?
palaman
Sep. 18th, 2016 07:13 pm (UTC)
Ну, а как же преодолевать напасть, если не понимаешь, о чем идет речь? если знаешь имя напасти, но не ведаешь, что это имя обозначает?

Если у Отцов и нет определения помыслов, то во всяком случае есть масса описаний, конкретных примеров, рассматривая которые можно прийти к заключению, что помысел (на стадии прилога) - это непроизвольная мысль или представление, спонтанно возникающее в уме.
tushko
Sep. 19th, 2016 06:14 am (UTC)
>> Ну, а как же преодолевать напасть, если не понимаешь, о чем идет речь

Я предполагаю, что у нас с вами спор снова идет в русле: теория – практика. -)

Так вот. В этом предположении, мне представляется, что вы имеете в виду теоретическую сторону предмета, т.е. где наиболее важным является собственно определение помысла, которое по всей видимости и дает понимание о том, что с ним делать. Однако, такой подход как будто абстрактен («Помыслы - это непроизвольные мысли и представления, спонтанно возникающие в нашем уме») и следовательно для использования потребна проекция такого теоретического определения на практическую плоскость. Иначе говоря, имея только лишь ваше определение никак невозможно его практически использовать. Я даже затрудняюсь осуществить его «проекцию» на практическую плоскость…
Совсем иное дело – творения св. Отцев. У них ПРЯМО указывается на то, что надо и не надо делать и как. Как пишет св. Феофан Затворник: «не допускай злых мыслей, и не будет падений». Предельно конкретно! Или у св. Тихона Задонского: «От помыслов и грех бывает, как от корня – дерево или как от семени – плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет». Видите, как применение повелительного наклонения, конкретизирует и направляет слова. И без всякого непосредственного анализа существа помысла – где он начинается (психофизиология), как он развертывается (психология) и т.п.
Хотя есть еще и аспект, касающийся того, откуда исходит помысел (его происхождение). Вы (как я понял) связываете его происхождение с так называемым подсознательным. Но ведь, во-первых, эта связность ничего опять не дает практического (что делать), а во-вторых, может, напротив, уводить от предмета в сторону, не разрешая проблему, а затуманивая ее, усугубляя. Чем и занимаются большинство психологов с психотерапевтами.
Так вот, происхождение, как я прочитал, помыслов случается тремя путями: собственные мысли, от ангелов и от бесов. Собственные мысли человека – это мечтательные образы окружающего человека мира, ангельские – «всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие». «А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение.»
Видите, без привлечения всяких наслоений типа «подсознания» и прочего приобретается знание о том, чего надо сторониться и избегать.

(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 06:21 am (UTC) - Expand
gans2
Sep. 17th, 2016 07:16 am (UTC)
Единичный человек носителем разума не является.
Доказательство
Без социума разум не возникает в отдельном мозгу.
При изоляции от социума разум теряется. После длительной или глубокой изоляции разум и не восстанавливается.
Кто носитель разума человек или социум?

Бог - результат развития идеи сверхсущества, подкрепленное сжатием височных долей мозга при нормальном родовспоможении.

Идея сверхсущества увеличивает единичный размер этноса и дает такому этносу эволюционное преимущество в столкновении с не имеющими такой идеи.
http://elementy.ru/news/430894

Религия описывает результат столкновения этноса с окружающей реальностью.

Безрелигиозное общество невозможно так же как многоклеточное существо без имунной системы, как средства борьбы с клетками-мошениками.

Идея денег - результат достижения предела религиозного расширения этноса. Крайней формой религиозного расширения этноса является социализм\коммунизм.

Деньги заменяют идею бога за порогом сложности систем. Но так как "деньги" не имеют физиологического ответа в мозгу, в отличие от "бога", эта идея будет периодически возрождатся после кризисов и развала. Многоклеточность тоже изобреталась природой более десятка раз независимо. Идея же сверхсущества никуда из мозга не денется, пока человек будет рождатся ортодоксальным путем, путем, который одобрен отбором и включен в формирование человека и человечества.
Слишком удачная идея, что бы её упустить.
Увеличение головы новорожденного приводит к родовой травме . Родовая травма наводт в мозгу гоминида ощущение сверхсущества.
Ощущение сверхсущества увеличивает размеры представителей популяции, которые испытывают друг к другу альтруиситические чуства на основании общих ощущений-суеверий. Положительная обратная связь.
Ощущения присутствия сверхестественного опытным путем вызывали вращением магнитного поля в мозгу. В районе височных долей. Темячко - медитативные ощущения.
http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000224
tushko
Sep. 17th, 2016 07:26 am (UTC)
>> Бог - результат развития идеи ...

У вас неверные сведения
(no subject) - gans2 - Sep. 17th, 2016 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 05:14 am (UTC) - Expand
palaman
Sep. 18th, 2016 07:16 pm (UTC)
> Без социума разум не возникает в отдельном мозгу. При изоляции от социума разум теряется.

Для сохранения разума достаточно общения с Богом. Не обязательно общаться с людьми. Это доказывает опыт отшельников, которые вовсе не теряют разума, оставаясь в удалении от людей на долгие годы.

Бог существует реально. Это естественный Собеседник человеческого ума.
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 04:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 05:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 05:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 05:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 05:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gans2 - Sep. 19th, 2016 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Sep. 19th, 2016 02:42 pm (UTC) - Expand
livejournal
Sep. 19th, 2016 12:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 45 comments — Leave a comment )