?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прелесть и Промысел

Нет ничего более страшного и поучительного, чем наблюдать, как Бог обращает зло во благо. Страшного - потому что дело это невозможное, и пока оно не доведено до конца, невозможно поверить в его успешность.

Пока не знаешь конца вещи, не поймешь до конца и её смысл. С внутренним ужасом наблюдал я эволюцию деятельности Андрея Кураева, закономерное духовное возрастание ребячливого энтузиаста Православия до ненавистника Церкви и духовной жизни, трансформацию псевдомиссионера в антимиссионера. С ужасом - потому что было совершенно непонятно, для чего Господь попускает это зло и какую пользу Он собирается из него извлечь.

Эти люди - современные псевдомиссионеры - привели к Церкви миллионы лишних людей. Лишних не для Бога - у Бога нет лишних людей, но каждый выполняет своё предназначение - а именно для Церкви. Потому что все эти люди не собирались меняться, не собирались учиться, они собирались сами менять и учить. Это жуткая толпища отравила церковный организм, создала ту тяжелую атмосферу, в которой мы сегодня живем.

Слава Богу, который теперь руками самого же Кураева уводит всех этих лишних людей обратно, откуда они и пришли! Это дело доведено до конца, и открылся его первоначальный смысл. А смысл его состоял в том, чтобы в Церковь пришли те немногие, кто здесь и остался. Может быть, если бы не Кураев, то они бы никогда и не смогли прийти сюда. Может быть, для них это был единственный путь к Богу, единственная возможность, которую Бог руками псевдомиссионера Андрея Кураева и организовал.

Есть время собирать камни, и время разбрасывать камни. Сейчас приближается время всем лишним людям очистить помещение, потому что атмосфера стала нестерпимо душной, как перед грозой. И потому я хочу совершить странное действие, на которое я ни за что не решился бы десять или даже пять лет назад: я прорекламирую страшную и поучительную книгу Марии Кикоть "Исповедь бывшей послушницы", написанную будто специально для этой цели.

Прошло время псевдомиссионерства, наступило время очищения, время антимиссионерства. Пришло время очистить помещение!

Темой книги является прелесть.
Прелестью в церковном предании называется прельщение. Страшное духовное состояние, в котором ложь принимают за истину. Обычно о прелести говорят в контексте монашества и порой кажется, будто прелесть - это какое-то специфически монашеское явление. Но святитель Игнатий Брянчанинов говорит иное: "Все мы пребываем в прелести. Сознавать это - лучшая защита от прелести".

На самом деле миряне в большинстве своем глубже поражены прелестью, чем монахи. Просто прелесть для мирянина - это настолько привычное, обыденное и устойчивое состояние, что его вроде бы даже и нет смысла обсуждать. "Неизвестно, кто первый открыл воду, но это явно сделали не рыбы". А прелесть монаха - это яркое, порой феерическое явление. Монах в хорошенькой прелести может и чудеса творить, болезни целить и будущее предсказывать.

Одной из таких чудотвориц и посвящена "Исповедь бывшей послушницы". Семейная женщина стала монахиней, потом игуменьей, и буквально с нуля подняла монашескую жизнь, создала целую сеть монастырей - разве это не чудо?! Это несомненное и поразительное чудо, и это самая что ни на есть классическая прелесть. Под видом монастыря был создан добровольческий концлагерь, в котором убедительно сымитирована внешняя оболочка Православия при совершенно чудовищном внутреннем наполнении. И это не простое чудо, это великое чудо!

Потому что здесь речь идет не о прелести отдельно взятого человека, а о целой фабрике прелести, где прелесть производится буквально в промышленном масштабе! И я надеюсь, что все лишние люди наконец-то очистят помещение, прочитав ужасную повесть Марии Кикоть.

[Постскриптум]Постскриптум:

Хочу дополнить этот текст своей "рецензией" на эту книгу.

Точнее, это не "рецензия", конечно, а просто небольшой текст, адресованный лично Марии.

Цитирую:

Я прочитал Вашу книгу целиком, за одну ночь. Ужасно интересно и поучительно!
Во-первых, спасибо! очень интересно и поучительно.
Во-вторых, мне все-таки кажется, что делать выводы преждевременно.
Вам не повезло, на Вашу долю выпало искушение выше сил. Думаю, немногие справились бы, нашли выход из такого положения. Конечно, из этого монастыря надо было драпать сразу, как только стала понятной общая обстановка. Не доводить дело до крайности, до истерики и таблеток.
Но кто же знает? Когда человек только-только пришел к вере, не имеет опыта, не понимает, как оно все должно быть (а откуда ему знать?), очень трудно бывает понять, что к чему.
Мне все это в знакомо по личному опыту.
Хотя, конечно, мой N - просто ангел по сравнению с этой чудовищной "старицей" Николаей.
Но все-таки лично мне понадобился год, чтобы заподозрить, что что-то не так, и ещё пять лет, чтобы это подозрение перешло в уверенность. И ещё два года я просто думал, что же теперь делать.
И это при том, что я пришел к N уже будучи сравнительно взрослым человеком, после Университета и с двумя детьми на руках
Но все-таки я вижу по духу и по тону этой книги, что Вы перегибаете палку. Вы пока ещё не отошли, не вылечились от полученной травмы. Пройдет время, Вы что-то переосмыслите, и в чем-то измените своё мнение и свои оценки.
Знаешь, чего там не хватает? Юмора.
Несмотря на то, что всё это рассказанное очень серьезно, если вдуматься, ведь многое из этого просто прикольно. А в тексте юмор-то как раз отсутствует. Патологически отсутствует. И понятно, почему. Вы прошли через АД, Вы до сих пор напуганы до полусмерти и рады, что Вам удалось уйти живой.
Вот когда Вы успокоитесь, Вы найдете в себе силы увидеть всё это с неожиданной стороны, измерить меркой иронии - надо же, как бесы-то над всеми нами дураками посмеялись, а? - вот тогда и родится настоящее понимание.
А монашество - я уверен! - живо и сегодня. Просто надо ИСКАТЬ. "Ищите и обрящете". Я это понял: жизнь так устроена, что всё настоящее надо искать. Нужна ИЗЫСКАННОСТЬ. Нельзя хватать что попало, первое попавшееся. Первое - не значит лучшее и даже не значит настоящее!
Но, с другой стороны, как раз для науки-то весь этот опыт очень полезен. "Опыт, сын ошибок трудных". Только надо ещё и правильно осмыслить опыт, а это самое трудное.
И ещё - хорошо, что такие книги появляются. Хотя многих это соблазнит и напугает, увы. А кого-то и погубит, наверное. Но всё-таки люди должны всё это знать и понимать, осмысливать, мотать на ус. Настоящее монашество возродится вопреки всему. Ведь как бы ужасно всё это ни было, это уже полная ерунда по сравнению с тем, через что прошла Россия. Этот монастырский "совок" лишь смешная пародия на настоящий советский совок. Который - слава Богу! - уже позади. Так что - прорвёмся!
Кстати, может быть, как раз те немногие, кто пройдет сквозь этот ад псевдомонашества, кто умудрится остаться монахом посреди ада - они-то и станут настоящими старцами XXI века.
Вот концлагеря XX века, как ни крути, были гораздо более страшным адом - а все-таки некоторые старцы прошли сквозь него. Как о. Иоанн Крестянкин, например. Каждой эпохе - свои искушения.

НО! особо отмечу один момент, где я с Марией решительно не согласен:

Цитирую:

В Лествице вообще много интересных моментов: там и темница с различными пытками, куда отправляли послушников на покаяние, и другие более «мягкие» и утонченные издевательства над насельниками монастыря, которые им якобы помогают обрести смирение и спасение души. Эта книга так высокопарно и убедительно воспевает садизм игуменов и духовников над своими подчиненными, что является настольной книгой во всех монастырях, ее даже благословляют периодически перечитывать. Это и подобные «пособия к спасению» открывают перед такими «властителями душ» как м.Николая и ей подобными неограниченные возможности.
Я читала этот труд человека, который сам никогда не жил в общежительном монастыре - в предисловии об этом говорится. Он жил отшельником, сам по себе, а книгу написал по просьбе своего друга игумена. Сейчас, после стольких лет, я думаю: почему же до сих пор эту проклятую книгу, написанную много веков назад, которая может только заморочить голову современному человеку, продают во всех лавках и магазинах? Кому выгодна эта рекламная компания общежительного монашества сейчас, когда монастыри так разительно отличаются от тех, что описаны в этом рекламном проспекте?

"Лествица" для м.Николаи - это инструмент порабощения, для автора инструмент которым ее порабощают, у обоих представление ложное.
Они обе не понимают, о чем говорит Лествичник. А он говорит о высоких духовных состояниях. Его "новоначальные" нам в старцы годятся. Но она права, когда говорит, что эта книга в общем-то не для нашего времени. Нам дуракам это полезно читать, но неполезно пытаться подражать древним.

Для нас советы Лествичника просто непонятны! Вот книга для нас и нашего времени.
Это написано в наше время (в XX веке) и прямо нам адресовано. Монахам и мирянам. Монахам в первую очередь, конечно.
Впрочем, Владыка говорит "Нельзя постригать человека, пока он не достиг ХОТЯ БЫ умной молитвы". Де-факто это ведь что означает? Что в наше время почти никого нельзя постригать. И это суровая правда 😕

Comments

( 130 comments — Leave a comment )
husainov
Oct. 22nd, 2016 04:29 am (UTC)
Человек не бывает лишним, все же. Хотя я понимаю, что вы хотите сказать
palaman
Oct. 22nd, 2016 09:49 am (UTC)
Да, конечно.

К сожалению, когда пишешь кратко, многие мысли и особенно оттенки мыслей приходится выражать лишь намеком, уповая на догадливость читателя.
gryzchick
Oct. 22nd, 2016 05:16 am (UTC)
Прежде всего, мне, как человеку неверующему, но тем не менее бывшему христианином (или считавшему себя таковым) большую часть жизни, не испытывающего отвращения к христианству и христианскому мистицизму, наоборот, чувствующему симпатию, хотелось бы спросить, максимально вежливо, стараясь не задеть ничьих чувств: как Господь попускает такое зло, как современная Русская Православная Церковь.
palaman
Oct. 22nd, 2016 09:57 am (UTC)
Абсолютно прав Господь в данном случае (как и всегда)! И для Вас, и для всех неверующих людей, и даже для большинства нецерковных людей Церковь безусловно вредна, она является злом. И вот почему.

Дело в том, что хотя незнание Божественной воли не освобождает нас от ответственности за неисполнение, но зато знание - утяжеляет эту ответственность. "Кто знал и не делал, бит будет много. Кто не знал и не делал, бит будет меньше".

Потому христианство безусловно вредно и опасно для всех нехристиан, ведь оно своим свидетельством о Христе утяжеляет и усугубляет их ответственность перед Творцом. Потому (строго между нами) люди совершенно справедливо нас боятся и ненавидят с самой Античности. Хотя мы и не совершаем тех преступлений, которые нам приписывают, мы делаем нечто гораздо более чудовищное по последствиям для человечества: мы существуем. И самим фактом своего существования мы свидетельствуем, а этим свидетельством погружаем лично Вас, а также всех, кто не принимает этого свидетельства, во все более и более страшную бездну будущего мучения.

Почему Бог попускает такое зло?
Потому что Он "злой" в том смысле, Он намерен предать вечному огню всех тех, кто не примет Его свидетельства. Потому-то он и попускает существовать такому злу как Православная церковь.

Edited at 2016-10-22 09:59 am (UTC)
(no subject) - gryzchick - Oct. 22nd, 2016 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - gryzchick - Oct. 22nd, 2016 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - keleg - Oct. 22nd, 2016 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - gryzchick - Oct. 22nd, 2016 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - gryzchick - Oct. 22nd, 2016 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - gryzchick - Oct. 22nd, 2016 11:40 am (UTC) - Expand
Асимметрия добра и зла - palaman - Oct. 22nd, 2016 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lp_lp_lp_lp - Oct. 22nd, 2016 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lp_lp_lp_lp - Oct. 22nd, 2016 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 12:53 pm (UTC) - Expand
Добро и зло - palaman - Oct. 22nd, 2016 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - dezombivator - Oct. 22nd, 2016 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 04:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - dezombivator - Oct. 24th, 2016 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 24th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Дезомбиватор Иксович - Oct. 26th, 2016 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 26th, 2016 07:25 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
palaman
Oct. 22nd, 2016 10:10 am (UTC)
В моём ЖЖ мат недопустим. Потому я удаляю Ваше сообщение, однако вместе с тем процитирую его, подвергнув предварительной цензуре:


dragon_ru
Для начала - огромный вам респект: вы первый из христиан, которых я знаю, кто сказал, что такая мерзость христианством не является.
Но все же, по моему скромному мнению, если такая ситуация возникает регулярно (а насколько я знаю, так и есть) - то не является ли это не багом системы, а ее фичей? Да и по комментариям по вашей ссылке можно предположить, как все это воспроизводится - там есть один очень характерный комментарий. Вот этот -
"Всегда легко винить кого-либо, но не себя. А дрязги, доносы, клевета, предательство особо остро чувствуются в Храмах и монастырях, потому что здесь мы ждем любви, правды, духовности, мудрости. Да люди- то там такие же, как и миру - а мы думаем, что там ангелы и очень остро переживаем, что и в святых местах такая же грязь Да грязь - то не от святых мест, а от грязных людей в святых местах. Поэтому об этом надо думать, а если и решиться на жизнь в монастыре, то быть готовым все это перетерпеть, если есть силы, а если нет - то стараться вести духовную жизнь и у себя дома."
То есть, когда какой-то обьект обьявляется "святым", и тем самым закрывается от критики, не оказывается никаких механизмов, способных остановить развитие такого. А где это происходит - не так важно. Тем более что не далее как месяц назад мы все имели возможность пронаблюдать лайт-версию того же самого механизма, в скандале с 57-й школой.
P.S. А вот насчет Кураева я не понял. Какие шансы, что в результате его действий он уведет за собой таких, как Матушка Николая? По мне, так абсолютно никаких.
Респект - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:26 am (UTC) - Expand
Re: Респект - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 12:14 pm (UTC) - Expand
Баг или фича - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:29 am (UTC) - Expand
Re: Баг или фича - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 12:17 pm (UTC) - Expand
Re: Баг или фича - palaman - Oct. 22nd, 2016 07:42 pm (UTC) - Expand
Re: Баг или фича - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 04:54 am (UTC) - Expand
Тульпа - palaman - Oct. 23rd, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
Re: Тульпа - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 03:16 pm (UTC) - Expand
Re: Тульпа - palaman - Oct. 23rd, 2016 04:57 pm (UTC) - Expand
Традиция vs Бог - palaman - Oct. 23rd, 2016 11:21 am (UTC) - Expand
Re: Традиция vs Бог - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 03:25 pm (UTC) - Expand
Re: Традиция vs Бог - palaman - Oct. 23rd, 2016 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 05:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 12:07 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Oct. 22nd, 2016 01:09 pm (UTC)
А в чём "провинился" о. Андрей? Чего-то не то сказал в своём ЖЖ?

А можно на примере пояснить, "лишние люди" - это такие как Мария Кикоть? Настоятельница монастыря? О. Андрей? И каков механизм их вымывания из Церкви?

P.S. Я прочёл первые две главы указанно книги. Сперва мысленно осудил настоятельницу и пошёл к авторше в её ЖЖ. Почитал её комментарии и осудил уже саму авторшу. Да ну их! Сложно это для человека не в теме, даже и церковного, рассудить кто прав-виноват.
(Anonymous)
Oct. 22nd, 2016 08:07 pm (UTC)
Прошу прощения за игривый тон моего комментария. Я хотел немного поддеть Вас, но поостынув понял, что неправ. Но всё же интересно было бы узнать Ваше мнение.
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 04:24 am (UTC) - Expand
medved_kuznets
Oct. 22nd, 2016 01:30 pm (UTC)
вот тут на ту же тему хорошо сказано http://www.pravmir.ru/eta-kniga-ne-povod-dlya-opravdaniy-est-veshhi-kuda-vazhney/
(Anonymous)
Oct. 22nd, 2016 01:52 pm (UTC)
Спасибо!
Заметка понравилась. И возник вопрос: какова мера ответственности (вины) священника, "благословившего" явно неподготовленного человека на трудничество в монастыре? Хотя может и благословения не было, а было что-то вроде дружеского совета.
Re: Спасибо! - medved_kuznets - Oct. 22nd, 2016 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Oct. 22nd, 2016 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 22nd, 2016 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Oct. 22nd, 2016 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 04:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Oct. 23rd, 2016 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - dszr - Oct. 23rd, 2016 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Nov. 18th, 2016 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Nov. 18th, 2016 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 23rd, 2016 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 05:42 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 03:14 pm (UTC) - Expand
dreambleacher
Oct. 22nd, 2016 07:17 pm (UTC)
Почему я не стал бы рекламировать эту книгу. Дело в том, что это скорее всего ложь и клевета, а распространять ложь, даже оправдывая ее, - не хорошо.
Конечно, есть некий процент вероятности, что это правда. Или что часть этого правда. Конечно, такое может случиться и иногда случается. Но именно в этом случае, скорее всего, в этой "книге" или все ложь или почти все ложь.
palaman
Oct. 22nd, 2016 07:24 pm (UTC)
> скорее всего, в этой "книге" или все ложь или почти все ложь.

Не думаю. Я знаком с этим материалом, и исходя из моего опыта эта книга весьма правдоподобна. Нет оснований не доверять этому свидетельству.

А что тут особенного? Прелесть - обычная проблема, с которой сталкивается всякий, кто серьезно углубляется в духовную жизнь Православия. Мимо этой проблемы просто невозможно пройти. По большому счету, это проблема номер один. Если бы её не было, остальные проблемы были бы детскими и решались без труда.
(no subject) - dreambleacher - Oct. 22nd, 2016 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 22nd, 2016 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dreambleacher - Oct. 22nd, 2016 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 04:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Oct. 23rd, 2016 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 23rd, 2016 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 24th, 2016 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 24th, 2016 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 26th, 2016 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 26th, 2016 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 26th, 2016 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 26th, 2016 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 26th, 2016 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 26th, 2016 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 27th, 2016 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 27th, 2016 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 27th, 2016 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - in_doctus - Oct. 27th, 2016 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 28th, 2016 04:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 27th, 2016 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 28th, 2016 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 27th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 28th, 2016 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 28th, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Oct. 28th, 2016 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - avin - Oct. 24th, 2016 12:59 pm (UTC) - Expand
Маша Солохина
Oct. 23rd, 2016 12:53 am (UTC)
Ведь говорил же Марии Кикоть батюшка, когда она только в храм начинала ходить, что монастыри сейчас не те. И у Иоанна Лествичнка сказано, что не все могут подражать жизни тех древних монахов, которую он описывал. Да она на это видимо внимания не обратила.
А так, спасение возможно и при м.Николае, например, сестра Пантелиимона, которая с оптинскими новомучениками была знакома.

Edited at 2016-10-23 12:55 am (UTC)
palaman
Oct. 23rd, 2016 04:14 am (UTC)
Монастыри всегда были разными. Марии просто не повезло.
А спастись, конечно, везде можно. Некоторые и в концлагерях спасались.

Edited at 2016-10-23 04:15 am (UTC)
(Deleted comment)
palaman
Oct. 23rd, 2016 10:51 am (UTC)
Встроенный механизм защиты прост: перейти в другой монастырь. Этому мешает только лишь одно психологическое препятствие: считается, что оставаться на одном месте полезнее для духовной жизни, чем переходить с места на место. Но если вредность данного места стала уже очевидной - других препятствий нет.
(no subject) - dszr - Oct. 23rd, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 23rd, 2016 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - in_doctus - Oct. 27th, 2016 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Oct. 27th, 2016 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - in_doctus - Oct. 27th, 2016 08:12 pm (UTC) - Expand
Надія Рожанська
Oct. 25th, 2016 07:09 am (UTC)
Исповедь бывшей послушницы
"Мария могла уйти из монастыря в любой момент"

Нет, Марию предал духовник и выдавили из монастырской жизни многочисленные дщери матушки Николаи. Её опыт и опыт окружающих монахинь говорил, что везде одинаково, и спасаться в монастыре живым и розумним людям опасно и для физической, и для духовной жизни.
palaman
Oct. 25th, 2016 09:38 am (UTC)
Re: Исповедь бывшей послушницы
Почему "нет"?
Разве она не могла уйти из монастыря в любой момент, если бы решила уйти?
Надія Рожанська
Oct. 25th, 2016 07:52 am (UTC)
"Интересно, что же это за «высшие» цели, ради которых игумении дозволялось все, даже недозволенное простым смертным? Эти цели никогда и не скрывались: сохранение игуменской власти и порядка. Ради этой «святой» цели Матушка Николая легко нарушала евангельские заповеди и этические человеческие нормы. Это именно тот случай, когда цель оправдывала любые средства, когда целью стало само сохранение власти как таковое, а совсем не то, ради чего эта власть была дана. Матушка была уверена, что без этих занятий, издевательств, пугалок и нервотрепок сестры попросту потеряют всяческую субординацию, забудут кого нужно слушаться во имя спасения души, а потом и вовсе разбегутся кто куда. Управление при помощи христианской любви с нормальными человеческими, добровольными взаимоотношениями, она не считала эффективным, напротив, подчеркивала важность железной дисциплины, мунштры и послушания, которое мы должны были проявлять подобострастным поклонением ее, Матушкиной, персоне. Любовь она считала чем-то излишним, душевным, а все душевное никак, по ее словам, не способствовало духовному. Следуя такой логике, напрашивается вывод, что Бог есть вовсе не любовь, Он есть страх.
Старшие сестры старались подражать во всем Матушке. Без всякого рассуждения они считали ее образцом духовности и даже любви, в «духовном» ее понимании. Сестры, достигшие каких-либо вершин в этой иерархии, ставшие игумениями в подшефных Матушке монастырях по всей России, даже до Хабаровска, копировали м.Николаю полностью, даже до мелочей. В своих монастырях, этих клонах Черноостровского монастыря, они вводили такой же устав, как в Малоярославце, с откровением помыслов и слежкой, проводили занятия и по всем вопросам советовались с м.Николаей".
Важная мысль: не может руководить тот, кто нарушает евангельские заповеди и этические нормы. Вот воспоминание об игуении Арсении Себряковой: "Рассказывают так об одном трогательном случае, бывшем в первые годы ее игуменства: в монастыре находилась тогда одна монахиня А., уже немолодая, но, к несчастью, одержимая страстью пьянства.

Много терпела обитель из-за нее неприятностей и укоризн, но ни уговоры других сестер, ни насмешки посторонних, ни даже наказание не могли подействовать на нее. Находясь почти всегда в пьяном виде, она потеряла даже и образ человеческий и была в презрении у всех. Раз в таком нетрезвом виде отправилась она в соседнюю станицу, откуда была доставлена домой почти без памяти. Об этом доложили игумении. Дня через два, когда она немного отрезвилась, матушка зовет ее к себе. Со страхом, едва дерзая поднять глаза, почти с отчаянием в душе, переступает виновница порог настоятельского дома в ожидании наказания от молодой, строгой, как говорили, начальницы. И что же? Матушка Арсения зовет ее в свою комнату и там, как родная мать, долго с любовию увещевает ее, стараясь дать понять, как огорчает она своим непотребным поведением Господа, Которому обещала служить, поступая в монастырь. Давно не слыша ни от кого ласкового слова, А. упала в ноги к матушке, со слезами и чистосердечным раскаянием прося прощения и обещая никогда не пить более. "Я не требую от тебя этого, - сказала ей игумения, провидя, что она не в состоянии совершенно отстать от своей страсти, слишком вкоренившейся в ней. - Только об одном прошу: не срами монашества, не выходи из стен обители в таком виде. Если же у тебя явится искушение, и ты не в состоянии будешь его побороть, приходи ко мне, я буду давать тебе выпить сколько надо". Долго беседовала с нею матушка Игумения и, отпуская, обещала молиться за нее. Совсем умиротворенная, словно перерожденная, вышла А. из игуменского дома, и с тех пор возымела особенную любовь и веру к своей начальнице. Хотя и случалось ей еще иногда выпивать, но поведение свое она исправила и стала опять человеком".
Надія Рожанська
Oct. 25th, 2016 09:16 am (UTC)
Диакон Андрей Кураев
Максим, а в чём виноват Андрей Кураев? Он приезжал несколько раз в Днепр, битком набитые христианами залы. У него есть чудесная книжка по роману"Мастер и Маргарита", которая помогает преподолеть очарование Мастером-Булгаковым. И ещё много чего хорошего.
palaman
Oct. 25th, 2016 09:43 am (UTC)
Кураев потерял благоговение. Об этом состоянии хорошо пишет Паисий Святогорец. Духовная же причина этого - тщеславие, стремление покрасоваться перед публикой. Восхищенная публика его и убила.
livejournal
Oct. 31st, 2016 08:08 pm (UTC)
Добро и зло
Пользователь askudashev сослался на вашу запись в своей записи «Добро и зло» в контексте: [...] эта философия не различает добра и зла! Один умный комментатор у меня допустил такой ход мысли [...]
( 130 comments — Leave a comment )