Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

О смене формаций, или кто правит миром

Согласно марксистской мифологии, в истории человечества закономерно сменяют друг друга формации - общинный строй сменяется рабовладельческим, тот феодальным, последний капиталистическим и наконец на смену капитализму нужно ожидать пришествия коммунизма.

[Нажмите, чтобы прочитать]Эта схема с трудом выдерживает столкновение с реальностью. Общинный строй и по сей день является основной жизни множества мелких народов. Рабовладение никуда не делось в Европе с приходом феодализма, оставаясь в некоторых странах едва ли не основой экономики вплоть до середины XIX века. Более того, именно к концу "феодального периода" в Европе получило широкое распространение крепостничество, которое мало чем отличается от рабовладения. Насколько я понял из истории, феодализм в этом смысле с веками не удалялся от рабовладения, а напротив - приближался к нему. Символично, что в "отсталой" (сравнительно с Западом) России крепостничество появилось и набрало силу несколько позже, чем на Западе - а потому чуть-чуть позже и исчезло.

Эта мифология была создана Марксом в эпоху "буржуазных революций", когда говорить о переходе от феодализма к капитализму считалось общим местом. "Заслуга" Маркса лишь в том, что он экстраполировал этот переход в прошлое (на общину/рабовладение/феодализм), чтобы таким образом "доказать" неизбежность следующего шага в этой цепочке. Собственно переход феодализм-капитализм кажется единственным звеном в этой цепочке, реально обоснованным историческими фактами. Остальное так и осталось на совести Маркса, а также в мозгах школьников, которые учились по соответствующим учебникам.

В этой заметке я хочу подвергнуть критике это последнее и единственное, что заслуживает внимание в марксистской теории "общественных формаций".

А именно, я выдвигаю тезис: никакого перехода от феодализма к капитализму не произошло! Сегодня мы так же живем при феодализме, как и несколько веков назад. Сменились только декорации на исторической сцене и, конечно, сменился образ жизни основных действующих лиц.

Раньше объектом эксплуатации со стороны феодалов были крестьяне, которым землевладелец милостиво разрешал жить и обрабатывать землю, а за это стриг их как овец. То же самое происходит и сейчас.

Нынешние капиталисты - это новые крестьяне. А миром правят по-прежнему феодалы, которые как и прежде - стригут своих "крестьян". Задача капиталиста - крутить и приумножать капитал. Нынешнему феодалу так же малоинтересны конкретные подробности работы капиталиста, как прежнему феодалу - подробность землепашества и скотоводства. Это не его профиль, не его работа. Его работа, как и прежде - политика. Владеть землей и собирать налоги.

Роль "земли" играет, как и прежде, земля. Феодал - это тот, кому по наследству принадлежит реальная власть на данной территории. А роль "налогов" играет для капиталиста необходимость слушаться феодала и вкладывать деньги туда, куда скажут - даже в том случае, когда это не сулит никакой выгоды. Потому феодалы сегодня являются скромными советниками, таинственными консультантами. Они просто советуют.

[Да, консультантами. Примерно вот такими.] — Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? — спросил Берлиоз.

— Да, консультантом.
— Вы — немец? — осведомился Бездомный.

— Я-то?.. — переспросил профессор и вдруг задумался. — Да, пожалуй, немец... — сказал он.


Считается, что капитализм - общественный строй, который в результате многовековой кровавой революции смел с лица Европы одряхлевший феодальный.

Но по моему мнению в реальности всё было чуть-чуть иначе. Проще.
Феодализм никуда не исчезал ни на минуту. Крупные феодалы, научившиеся кормиться на капиталистах, смели мелких, которые по старинке кормились на крестьянах. Это объявили "буржуазной революцией" и "освобождением". А по сути имело место просто укрупнение большого феодального хозяйства за счет разорения мелкого. "Буржуазные революции" смели мелких феодалов, которые были у всех на виду, лишили их привилегий и проч. Все это послужило лишь к укреплению власти феодалов крупных, которые и образуют ту самую "мировую закулису", которую оболваненные этой самой закулисой люди ищут в других местах. Кто поумнее - в среде "крестьян" в Богемской роще - всяких там Ротшильдов, Рокфеллеров и прочих членов Бильдебергских клубов и Комитетов Трехсот. Ну, а кто попроще - так и вовсе среди масонов, жидомасонов, а самом тяжелом случае - цыган или евреев.

Словом, мой тезис прост: "Буржуазная революция" - такое же демагогическое понятие, как и "социалистическая революция". Да они, собственно, и являются родными сестрами.

[Небольшое уточнение. Нажмите, чтобы прочитать.]Самый ценный и уважаемый мною из моих читателей задал мне вопрос:


-- Если Ротшильды - крестьяне, то кто же простые рабочие?

Я ответил: это овцы или овощи.

-- Значит - все-таки что-то радикально изменилось, раз огромная масса людей, которых раньше считали крестьянами, превратилась в то, над чем они раньше трудились в поте лица своего...

О да! - сказал я. - Это и есть социальный прогресс.

-- Почему же написано, что ничего не изменилось?


Я утверждаю, что сменились декорации. Но я тут действительно неточен. Я подчеркиваю, что мало что изменилось, для краткости говоря, что вообще ничего не изменилось.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments