Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Наш сосед Тоторо

Продолжение цикла Добрый гений Маядзаки

"Тоторо" - это фильм о детстве. О детстве маленьких язычников. Еще точнее: "Тоторо" - это история о том, как дети подружились с демонами. Однажды маленькая девочка Мэй увидела маленький симпатичный призрак в виде пушистого полупрозрачного зверька. Погнавшись за ним, она вдруг потеряла сознание и увидела в видении, как она лежит на мягком пушистом брюхе огромного зубастого зверя по имени Тоторо. Впрочем, Тоторо совсем не агрессивен. Его задача - не убить, а прельстить.</p>

Относительно природы этого зверя Миядзаки не оставляет нам сомнений: когда девочка рассказывает своему папе о видении, тот ни минуты не сомневаясь ведет обоих своих дочерей, Мэй и Сацуки, в небольшое капище, расположенное у корней священного Древа, чтобы поблагодарить бога этого Древа за то, что он не съел девочку. Оказавшись у капища, девочка немедленно узнает это место: именно тут она и была в видении. Совершив поклонение священному Древу, язычники возвращаются домой. Не остается сомнений, что Тоторо - это тот, кому совершается служение в этом капище.

Немедленно вслед за контактом с демоном происходит следующее: девочки мокнут под проливным дождем, дожидаясь возвращения Папы. Но Папа опаздывает. Пока они стоят на остановке, начинается новое видение: на этот раз Тоторо является сразу обоим дочерям, причем является с напарником в виде огромного пушистого автобуса! Добрый демон в образе автобуса-зверя - это очень сильный ход. Здесь Миядзаки впервые столь откровенно показывает нам свое духовное толкование техники: машины - это демоны, которые по какой-то причине служат людям. Почему служат? Миядзаки хочется думать, что по любви! Миядзаки - певец бескорыстной любви между людьми и демонами. Об этом все его творчество.

Девочка приносит в дар богу папин зонтик: ведь бедный Тоторо мокнет под дождем. И вот, на этот раз видение имеет материальные последствия - в руках у старшей дочки, Сацуки, остается узелочек с желудями. Девочки сажают желуди, и ночью имеют новое видение: во сне им представляется, будто они вместе с Тоторо совершают какой-то языческий ритуал над посаженными желудями, и в результате вырастает новое Священное Древо, а Тоторо носит их по воздушным просторам. Кончается видение лирически: дети вместе с Тоторо сидят на вершине священного Древа и вместе с ним играют на каких-то сопелках. Правде, после пробуждения остаются только маленькие всходы на грядке.

Немедленно за этим новым контактом начинаются уже более серьезные неприятности: приходит телеграмма, из которой дети заключают, что их Мама тяжело больна и может умереть. Мэй решается в одиночку идти пешком к матери в больницу, в результате вся деревня весь день безуспешно ищет пропавшую девочку. Страшный переполох. Наконец, в отчаянии Сацуки решается обратиться за содействием к Тоторо. Именно этого-то от нее и ждали! Демоны немедленно приходят на помощь. Мэй найдена сидящей и плачущей возле другого демонского капища. Початок бабушкиной кукурузы доставлен Маме в больницу. Счастливый конец.

Единственное, может насторожить тут язычника - это корреляция между контактами и неприятностями. Такое впечатление, что демоны после каждого контакта наводят неприятности, чтобы иметь повод прийти на помощь. Так уж получилось у Миядзаки.

Среди всех фильмов Миядзаки это - самый японский, самый национальный. И тут больше, чем где бы то ни было, можно наблюдать в кадре фигурки языческих божков.



Знаете, я стараюсь как можно более бережно обращаться с читателем, не шокировать его лишний раз своими откровениями.
Но вот в этом конкретном случае не могу удержаться от того, чтобы процитировать вот эту заметку:

"Сегодня ужинали с чудесным молодым японцем с Окинавы. Парня зовут Ю, он путешествует по Европе и фотографирует все, что ест. (Mystery train, типа того.) Слово за слово - конечно, все свелось к Миядзаки, у нас по-другому не бывает.
- Знаете, я думаю, что мультики Миядзаки очень страшные. Ну вот "Кики" или "Лапута" это очень простые истории. А "Тоторо" - это по-настоящему страшно (и ёжится весь такой).
Ну, во-первых, обеих сестёр зовут Мей. Ну то есть маленькую зовут May - пятый месяц по-английски, а старшую - Сацуки, пятый месяц по-японски. А самое страшное знаете что? Последние 10 минут фильма девочки не отбрасывают тень. Понимаете, в студии Миядзаки очень аккуратные люди, они рисуют тень даже от одного листочка... Они не могли забыть нарисовать тени двух главных персонажей.
В той местности, про которую мультик, задолго до съёмок фильма произошла ужасная история - маньяк убивал в лесу детей. Помните, когда бабушка с Сацуки нашли в пруду сандалик? Мей умерла, понимаете? А Сацуки пошла её искать, и умерла сама. Туннель в дереве, через который бежит Сацуки - ну это то самое, свет в конце туннеля, у вас же тоже так говорят?
Потом котобус этот.. когда Сацуки садится в котобус, у него на лбу меняется надпись. Там все очень быстро происходит, и в конце получается destination: May, а до этого пункт назначения был кладбище. Если вы остановите кадр в этот момент, вы увидите.
И ещё, когда Мей находят, она сидит в таком святом месте, где Будды каменные стоят. Религиозные японцы верят, что человек, когда умирает, становится Буддой. И Будд в святом месте должно быть семь. А там шесть, и Мей сидит. She's already Buddah, you see.
Ну и потом.. мультик же называется "Мой сосед Тоторо". Не просто Тоторо - тролль, или что-то типа того. Я думаю, это значит "Мой сосед - смерть"."
Tags: толкования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments