Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Причина русской революции

В чем причина революционной катастрофы 1917-го года, уничтожившей (сегодня это уже очевидно) одну из сильнейших европейских Империй?

На этот вопрос можно ответить кратко, а можно - полно.
Краткий ответ вызовет множество недоумений и новых вопросов. Хотя бы потому, что почти никто не понимает, что тихий государственный переворот, устранивший от власти Николая II, вовсе не был "революцией". Это был обычный дворцовый переворот, которых в истории России было немало. Он должен был завершиться Учредительным собранием, после которого власть по-прежнему оставалась бы у Романовых. Ничего бы принципиально не изменилось, просто вместо Николая на трон сел бы Михаил... Но что-то пошло не так. Дворцовый переворот вылился в кровавую революцию, которая продолжается и продолжается уже целый век, и никому не ведомо, когда же наступит долгожданная контрреволюция, и наступит ли она вообще. Почему так получилось? И дождемся ли мы когда-нибудь нормальной полноценной контрреволюции?

Я отвечу на этот вопрос кратко и по сути.

В чем суть катастрофы? Был устранен Православный Царь - защитник христианской Церкви. А зачем вообще Церкви защитник здесь на земле? И нужен ли он?

С самого момента своего появления Церковь была гонимой. Сам Христос предрек: "Меня гнали, будут гнать и вас". Первые три века истории Церкви - это история почти непрерывного мученичества.

Гонения на Церковь не прекратились и после того, как римские Императоры стали христианами, а столица Империи переместилась из Рима в Царьград. Потому что Императоры нередко оказывались еретиками и противниками Церкви. Но все-таки интенсивность и жестокость гонений значительно сократилась. В лице православных Царей Церковь обрела политическую защиту здесь на земле. А православные Цари имели в Церкви мистическую защиту, позволявшую им успешно противостоять их конкурентам. Имели - до определенного момента.

Почему прервался этот симбиоз Церкви и Царства? Ответ на этот вопрос почти очевиден, но он настолько невероятен, что мы его до сих пор не осознаём. Это произошло по инициативе Церкви!

В момент февральского переворота русская Церковь сразу и безоговорочна поддержала идею превращения России из монархии в республику. Политическое влияние Церкви в тот исторический период просто невозможно переоценить. И потому я полагаю, нет никакого преувеличения в мнении, что именно революционная позиция Церкви в 1917 году и является реальной причиной перерастания дворцового Февральского переворота в полномасштабную Революцию, до неузнаваемости исказившую лицо не только России, но и всего мира.

Православный Царь был устранен из числа членов Мировой Элиты. И почти сразу, немедленно за его устранением Христианство перестало быть политической силой. (Как показали дальнейшие события, реальная политическая роль Папы Римского оказалась ничтожной, практически нулевой.) Сословное общество прошлого сменилось массовым обществом, безраздельно стала доминировать массовая культура; спустя немного времени - одно поколение - кардинальным образом изменились и представления и о нормах политической жизни - нормальным стал считаться республиканский образ правления; монархия и аристократия ушли за кулисы, оставив на политической сцене клоунов, никчемные ничтожества на зарплате, разыгрывающие бесконечный спектакль, политическое шоу для утративших всякую связь с политической реальностью народных масс.

Таковыми были последствия принятого Русской Православной Церковью курса на Революцию. Они неисчислимы и, кажется, неисчерпаемы.

Но в чем же причина этого (априори) столь странного выбора столь (казалось бы) традиционной, правой и даже "реакционной" организации, как Православная Церковь?

Причина эта опять-таки лежит на поверхности.
Вследствие долговременного и безальтернативного торжества христианских норм морали на всей территории Европы (включая Россию и исключая Османскую Империю) мало-помалу утвердилась такая политическая система, которая исключала возможность массовых гонений на Церковь. Исключала совершенно, на юридическом уровне, так как свобода религиозной жизни стала общепризнанной нормой права. Заметим - не всякой религиозной жизни, но лишь такой религиозной жизни, которая более-менее согласна с христианскими представлениями о добре и зле.

А если так, казалось бы, то для чего Церкви теперь нужен православный Царь? Для того ли, чтобы дать ей преимущество перед другими религиями и христианскими исповеданиями? Да не нужно Церкви такое преимущество. Церкви от мира нужно лишь одно: чтобы православных не преследовали, не мешали нам служить нашему Богу. Пусть православный Царь и придает Церкви политический вес - но неизбежной платой за это является власть Царя внутри Церкви, а значит, ограничение власти архиереев. И неслучайно, что именно церковная иерархия-то и оказалась наиболее революционной частью Церкви, как бы парадоксально это ни звучало. Таковы исторические факты.

Православные архиереи сознательно отказались от идеи православной монархии и взяли курс на революцию. И продолжают твёрдо двигаться по этому курсу даже до сего дня. Такова реальность, и кто-то же должен назвать вещи своими именами. Реальность полезно осознавать.

Конечно же, это была страшная ошибка и заблуждение. Конечно же, отказ от православной монархии не мог означать для Церкви ничего иного кроме возобновления массовых гонений первых веков христианства. Промысел Божий показал это со страшной быстротой и беспощадностью. Смотрите: ведь не прошло и года, как уже было установлено Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских. Это случилось сразу после первых убийств и пыток - и оно было установлено пророчески, "на вырост". Но уже после первых кровавых жертв Революции многие архиереи прозрели, раскаялись в совершенной ими страшной ошибке. А другие, напротив, ожесточились в своей непримиримой приверженности Революции. Внутри Церкви произошел раскол. Непримиримые отделились от Церкви и образовали свою новую Обновленческую православную церковь.

Обновленчество потерпело полное поражение несмотря на поддержку со стороны Советской власти, несмотря на то, что более половины русских архиереев стали "обновленцами". Они канули в небытие, не выдержали конкуренции с гонимой, преследуемой Патриаршей Церковью. Но в каком-то смысле обновленчество живо и сегодня. Ведь суть обновленчества - в отрицании православной монархии. Всякий, кто считает, что Церковь и без защиты православного Царя может оставаться в мире с этим миром, заражен духовным вирусом обновленчества. Потому что Христос со всей ясностью и определенностью говорит о неизбежной враждебности этого мира против Церкви. Если у нас нет на земле защитника-царя, однако же нас почему-то не гонят сегодня - значит, готовьтесь: будут гнать завтра.

Итак, действительной причиной русской Революции является ни что иное как церковное обновленчество. И наша Революция не прекратится до тех пор, пока внутри Церкви не возобладает ясное и определенное понимание того факта, что без православного Царя мы в любом случае обречены быть гонимыми. До тех пор, пока Церковь не начнет молиться о том, чтобы Бог снова дал нам царя.

В принципе, гонения для Церкви даже полезны. Они заставляют нас уповать на Бога, а не на свои силы. Они располагают нас искать утешения Утешителя, а не утешений мира сего. Бог не отнял бы у нас царя, если бы не предвидел, что мы получим от этих страшных потрясений духовную пользу. Так что, может быть, пройдёт ещё много времени, прежде чем мы решим, что мы уже получили достаточно большую пользу и теперь нам нужен мир. А до тех пор и всем прочим ни в чем не повинным гражданам России придется потерпеть страдания и муки, пока мы, верующие, не насытимся получаемой нами пользой от этих гонений и бедствий.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments