Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Несите бремя белых: о гуманизме и империализме

У нас всё на благо человека,
всё во имя человека.
Я даже знаю этого человека.


Империя - вот суть Западной цивилизации. Это проявляется во всем и на всех уровнях. Демократия - всего лишь временная, тактическая форма существования этой цивилизации. Запад и был и остается "концертом держав", союзом нескольких противостоящих друг другу империй, несогласных в вопросах дележа мира, но в то же время выступающих как целое против остального мира как целого.
Остальные государства этого мира имеют какие-то шансы в противостоянии Западу только в тех случаях, когда им удается использовать междоусобные противоречия Западных держав.
Идеей Империи пронизано на Западе всё: культура, искусство, история, даже наука. Запад осознает и всегда осознавал себя как преемника Римской Империи. Запад владеет всем миром и ничто в мире не может ему противостоять.

Но можно сказать и иначе: суть западной цивилизации - это гуманизм.[Кстати....]Сразу оговоримся, что гуманизм - это совершенно необязательно либеральная демократия. Гуманизм может принимать любые формы, до коммунистической диктатуры включительно.

И конечно же, гуманизм - это вовсе не "общечеловеческая ценность". Той же Японии или Китаю, не говоря уже об исламском мире, гуманизм (т.е. культ человека) абсолютно чужд. Гуманизм возник совсем недавно, в Северной Италии Эпохи Возрождения. Назвать его "общечеловеческой ценностью" можно лишь в том смысле, что Европа успешно навязала идеологию гуманизма всему миру.
Но случилось это совсем недавно, во второй половине прошлого века.


Скажем так: гуманизм - это суть Западной идеологии. А империализм - суть Западной политики.

Ясно, что одно с другим тесно связано.
В чем суть самого гуманизма? В том, что человек ставит себя на место Бога. Но занять место Бог не так-то просто. Это всего лишь идея, идеал, линия горизонта.

Гуманизм - их идеология Детей. А какова их реальная практика?
Любая идеология - лишь инструмент власть какого-то меньшинства над большинством. И смысл идеи - в обосновании или оправдании практики.

Какова реальная практика гуманизма? В действительности "богами" становятся на Западе далеко не все, а по сути лишь очень немногие.
Кто же именно? Конечно же, высшая Элита Запада, которая и вершит судьбы этого мира. Их я и называю Дети Богов. Они-то и есть заказчики "гуманизма" и заинтересованные в этой идеологии лица.

По сути же все эти формы - ни что иное как империализм во всех его разнообразных проявлениях.
Западная Империя может воплощаться в самых неожиданных формах. Это может быть и классическая монархия, что было характерно для XVI-XIX веков. Это может быть и Республика - например, Французская республика и США также являются Империями. Это может быть и социалистическое государство, как СССР или Китай. А может быть и либеральная демократия, совмещенная с монархией, как в Британии сегодня. И, конечно, это может быть сложное и многоступенчатое феодальное образование, как Испанская Империя в прошлом.

Формы проявления Империи разнообразны, но суть их одна и та же: это безраздельное господство "детей богов" над миром людей. В этом и смысл гуманизма.
В связи этих понятий имеет смысл разобраться.

Гуманизм есть культ человека. Но, сказав это, необходимо тут же уточнить: какого именно человека или какого типа людей?

Можно абстрактно требовать равенства всех людей. Это абстрактный гуманизм. В реальности он бессилен - уже потому, что есть люди, не разделяющие ценностей гуманизма, считающие нормальным и даже правильным нанесение вреда другим людям по тому или иному поводу. Сталкиваясь с этим обстоятельством, абстрактный гуманист должен как-то уточнять, сужать свою позицию. Например, он может сказать, что принцип гуманизма не может в полной мере охватывать "террористов" :)

И все-таки характерная черта современного гуманизма - это именно декларирование равенства людей. То есть, абстрактный гуманизм. И причина этого понятна. Абстрактный гуманизм - это низовой гуманизм, гуманизм для масс. Нижним слоям общества важно и полезно думать, что высшие считают их равными себе.
Современное общество - массовое общество, потому в нем преимущественно декларируются ценности большинства. А большинство всегда составляет и не может не составлять нижний этаж социальной пирамиды. Большинство не имеет реальной власти и не может влиять на политику, потому нереалистичность абстрактного гуманизма никоим образом ему не вредит. "Чем бы дитя ни тешилось".
Обычно под гуманизмом и понимается абстрактное преклонение перед "человеком вообще". Считается, что первые гуманисты - гуманисты Возрождения - были именно абстрактными гуманистами. Но это, конечно, не так. Достаточно почитать восторженные реплики художников и скульпторов той самой эпохи Возрождения о том, как прекрасны те или иные мышцы и кости. Ведь бывают люди уродливые, порой и вовсе лишенные вот этих прекрасных мышц и костей. Значит, гуманизм Эпохи Возрождения в действительности вовсе не был полностью абстрактным. Это был не культ человека-как-такового, а красивого, образованного, талантливого, умного и сильного человека.

Другая крайность - культ одного-единственного конкретного человека. Например, Антихриста. Это тоже форма гуманизма - конечно, весьма неожиданная и крайне нежелательная для гуманистов прошлого.

Все остальные формы гуманизма располагаются между этими крайностями. Например, пролетарский гуманизм, который отказывает целым классам в праве на бытие. Или христианский гуманизм, который отдает предпочтение единоверцам, хотя и не лишает иноверцев права на гуманное обращение.

Реальный европейский гуманизм - это именно имперский гуманизм, который ранжирует людей, расставляет их в иерархию. Все люди в той или иной мере достойны гуманного отношения. Даже террористы. Но террористы - не в той мере, в какой законопослушные граждане. А граждане стран Первого мира - не в той мере, в какой граждане Второго или, тем более, Третьего. И уж конечно, все они - далеко не в той степени как неприкасаемые Дети Богов, которые и являются центром, смыслом и источником гуманистического культа человека.

А как быть с религией? Порой говорят, будто теоцентризм априори несовместим с гуманизмом (поклоняться можно или Богу, или человеку, но не тому и другому одновременно).

С этим тезисом я, как христианин, ни в коем случае не могу согласиться.
Почему?
Потому что я верю, что Бог стал человеком! И потому культ этого конкретного человека - Иисуса Христа - органически совместим с гуманизмом, более того: он является его прародителем!
Гуманизм - это внебрачный сын европейского христианства, зачатый и выношенный в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Место Сына Божия, Иисуса Христа, на гуманистическом Западе де-факто заняли Дети Богов, которые и сделали Европу - Европой, и Запад - Западом. Сделали - и посчитали полезным и выгодным для себя поделиться той или иной дозой гуманизма со всеми членами общества, каждого в какой-то мере приобщили к своему "божественному" достоинству.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments