Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Крэб, Гойл и главная тайна аристократии

Эта заметка относится к циклу "Теория Власти".
Читайте Оглавление цикла.




Новая хорошая теория подобна свету, яркому свету в темной комнате: в первые мгновения она слепит. И лишь спустя некоторое время начинаешь различать детали и осознавать, что, собственно, происходит.
«Лестница в небо» привела меня в восторг и ослепила на мгновение. Вдруг разом стало ясно, что же такое Власть и в чем суть её механизма. Реальная Власть всегда основывается на личных знакомствах: должности и деньги, ум и таланты, чины и звания для неё второстепенны, они являются лишь инструментами Власти, но никоим образом не составляют её сути.

Не хочу бросаться словами понапрасну, но мне кажется, под катом - разгадка великой тайны.

Власть – вообще не свойство отдельного человека. Властью никогда не обладает отдельный человек, но всегда группа. Власть – это то, что приобретает человек, будучи членом властной группировки. Основа, «атом» Власти – это особые отношения двух людей, отношения личной преданности и ответного покровительства. Личные, сугубо личные отношения, отношения вассала и сюзерена.

Излишне говорить, что даже такая элементарная, «атомарная» группировка, состоящая всего лишь из двух человек – это сила! Тем более, если несколько таких «атомов» объединяются в «молекулу» вокруг одного «пахана». По школьному опыту всякий знает, насколько серьезной проблемой даже для самого крепкого и независимого парня может стать наличие в классе такого «пахана», окруженного стайкой «шестерок». Один в поле не воин, и даже слабые, но действующие согласованно, подобно пальцам, сжатым в кулак, всегда найдут способ одолеть сильного. «Паханов» ненавидят и боятся, а «шестерок» презирают, ненавидят и боятся одновременно.

Мы, нормальные простолюдины, воспитаны в презрении к «шестерке» и предпочитаем равноправные отношения с партнерами, отношения дружбы, при которых каждый из партнеров проявляет по отношению к другому то преданность (в идеале – до самопожертвования, «настоящая дружба»), то покровительство. В любой дружеской паре можно заметить некоторую асимметрию, один из друзей всегда чуть-чуть более лидер, а другой чуть-чуть чаще бывает ведомым. Но это обычно не проговаривается вслух, не осознается. Правила игры в дружеских отношениях – равенство, хотя бы формальное.
Между тем, уже и по этой причине дружеские отношения не могут обеспечивать образование слишком больших группировок. Дружеские отношения в большой группе друзей по необходимости рыхлы и аморфны, большая компания всегда имеет тенденцию разваливаться на мелкие кружки, чаще тройки или атомарные пары. Впрочем, дружба как способ социальной организации - это тема для отдельного разговора. Дружеские отношения – это не отношения Власти, хотя они и повышают статус каждого: один за всех, и все за одного. Беда лишь в том, что «всех» редко бывает много.

Между тем, асимметричные вассальные пары именно благодаря своей асимметрии являются готовыми атомами Власти. Из этих пар легко можно слепить властную пирамиду – огромное разветвленное дерево, уходящее корнями в толщу народа, вершина которого простирается далеко вверх, «в небо» - откуда и название книги Щеглова и Хазина.

Итак, первый секрет Власти в том, что там не презирают «шестерок». Вассальные отношения (примитивные пахан/шестёрка у простолюдинов, рафинированные сюзерен/вассал у аристократов) являются основным стройматериалом для тех закулисных структур, которые в конечном итоге и управляют нами, слишком умными и гордыми, чтобы опускаться до личной преданности кому бы то ни было. Строительным материалом для «цоколя» власти, в котором и обитаем мы, простолюдины, являются гордые и независимые одиночки, которые могут позволить себе лишь равные и благородные отношения дружбы – очень красиво! один за всех, и все за одного, только вот «всех» оказывается два-три-много человека. Над этим цоколем возвышается невидимая глазу пирамида (1% населения, по расчётам Щеглова и Хазина), связанных между собой асимметричными вассальными отношениями. Они-то и есть реальная Власть.
Платой за независимость является бессилие, платой за вассалитет – причастность Власти, даже на самых нижних этажах резко повышающая возможности данного индивидуума сравнительно с любым независимым человеком из «цоколя».

Все эти соображения, подробно и доказательно изложенные в первых же главах «Лестницы в небо», ослепительно прозрачны и почти самоочевидны – теперь, после знакомства с теорией.
Основа Власти – вовсе не насилие и вообще не сила, а личная преданность. Отношения внутри Власти – добровольны, туда никого не тянут насильно. Не хочешь быть «шестеркой» - вот и ладно, вот и хорошо. Кто не хочет быть вассалом, тот никогда не станет сюзереном. Зато по отношению к внешнему миру, по отношению к атомарному социуму, в котором люди не связаны между собой или связаны аморфными и локальными дружескими отношениями – по отношению к миру сему Власть выступает как сила, реальная неодолимая сила, готовая при неповиновении и к насилию, и к чему угодно.
Она пронизывает все более-менее интересные с точки зрения Власти социальные структуры, включая силовые структуры государства и вообще все властные структуры, властно и уверенно управляя ими из-за кулис. Ей покорно всё, что не покорно Богу. Отдельный человек не может противиться Власти, какой бы высокий пост он ни занимал. Впрочем, кто чужд Власти, тому невозможно занять какой бы то ни было высокий пост.

Итак, вот открыт главный принцип, главный механизм Власти. Вот выявлена её элементарная структура, её базовый принцип, с равной эффективностью работающий и в самых примитивных сообществах (школьный класс, тюрьма, индейское племя), и в самых высокоорганизованных – транснациональные корпорации, банковские объединения, национальные государства и целые империи. Любая организация с точки зрения отношений Власти – что клетка с точки зрения вируса. Если она интересна для Власти, то Власть встроится в неё и подчинит её деятельность своим интересам.
Этот главный принцип – вассалитет. Отношения личной преданности и встречного покровительства. К слову, вот в японской культуре есть стандартные отношения "сэмпай" и "кохай", причем они формально определяются возрастом. Кто старше хотя бы на пару месяцев – тот "сэмпай", а кто младше – тот "кохай". Любые два японца априори "сэмпай" и "кохай" друг для друга. Естественно, это ещё не вассалитет. Настоящий, неформальный вассалитет невозможно формализовать, это личная преданность. Но от "сэмпай" и "кохай" рукой подать до вассалитета. Японская культура сразу задает определенный тон, сразу подталкивает человека встраиваться в отношения власти, всякого человека, даже простолюдина. Искать покровительства и оказывать покровительство. Все-таки русских недаром считают горделивыми (и злопамятными) – может быть, на этом нас и подловили. Народ, который не имеет своей Власти или в котором она слаба, будет иметь чужую Власть.
К этой мысли надо привыкнуть, и к ней привыкаешь быстро, как и свету. К темноте невозможно привыкнуть до конца, всё равно плохо видно. А к хорошему быстро привыкаешь. И сразу начинаешь соображать на новом языке, соображать по-другому.

Если Власть есть главное «богатство», главное «имение», которое является ключом и открывает доступ ко всякому другому богатству и имению… Если открытые Щегловым и Хазиным отношения (вассал/сюзерен) являются неделимым атомом власти…
То возникает вопрос: а можно ли эти отношения передавать по наследству?


Это совсем-совсем не праздный вопрос. «Лестница в небо» описывает, каким образом простолюдин встраивается в отношения Власти, каким способом он может карабкаться по её ступеням – авторы предполагают, что он может при известных условиях вскарабкаться даже и до Самого Верха, до «неба». Но ведь ясно, что это восхождение – очень длительный процесс. Априори, длительность его намного превышает длительность человеческой жизни. Даже Наполеон ведь не с нуля начинал, он не был простолюдином. («В 1755 году Корсика свергла генуэзское господство и с этого времени фактически существовала как самостоятельное государство под руководством местного землевладельца Паскуале Паоли, близким помощником которого был отец Наполеона… Семья Буонапарте относилась к мелким аристократам»).
А значит, на верхних этажах власти должны обретаться люди, которые умудрились передать свою Власть по наследству своим детям … (Нет, не так! Теперь понятно, что правильно говорить не «Власть», а «свое положение во Власти».) И потомки которых продолжали упорно карабкаться вверх, в каждом поколении успешно передавая своим потомкам достигнутое ими положение во Власти. То же самое с богатством. Редко кому удается стать по-настоящему богатым на протяжении своей жизни. Большинство богачей – потомки состоятельных предков.

Но боюсь, что с Властью дело обстоит гораздо хуже, чем с богатством. Как передается по наследству богатство – это всем понятно. Помер – и передал, дело нехитрое.
Если Власть суть особого рода отношения людей (вассал/сюзерен), то как, каким образом эти отношения могут становиться наследственными?! Скажу ещё яснее: если реальная Власть в своей самой элементарной основе – это личные отношения (преданность/покровительство) двух людей, то эти отношения априори должны заканчиваться со смертью одного из этих людей. Априори они не могут быть наследуемы. Не могут!

Однако они несомненно наследуются! Иначе бы просто не существовало никаких «рыцарей», «баронов» и «графов», никаких «герцогов» и «королей». Ведь все эти звания – ни что иное как попытка формализовать неформальные отношения внутри пирамиды Власти.
Они несомненно наследуются. Какой бы трудной ни представлялась эта задача – передать по наследству личные отношения – именно те Фамилии, которые нашли решение этой задачи, должны были оказаться наверху властной пирамиды. А кто этому не научился, в каждом поколении должен начинать всё сначала. Вот это и есть главная тайна Аристократии.

Когда-то я писал (Об искусстве управления: высшее знание):

Теорема: подлинная элита обладает знанием, которое невозможно приобрести на протяжении одной человеческой жизни.
Доказательство: если это не так, то у данной властной группировки неизбежно появятся конкуренты и её положение будет неустойчивым.

Вот, теперь нам открыто это знание. Как минимум, общий принцип ясен.

Теперь лишь вопрос: сумеем ли мы и - главное - захотим ли им воспользоваться?


Драко прислали в Хогвардс не одного. Крэб и Гойл - вассалы, полученные молодым лордом по наследству. И в самом деле - неудобно лорду без свиты. Короля делает свита. Аристократ - это воин, а "один в поле не воин".
Tags: теория Власти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →