По-настоящему понять теорию значит её освоить. Освоить теорию значит создать её заново с нуля, как будто свою собственную, как будто её раньше не существовало. Только так можно теорию по-настоящему освоить.
Итак, вся проблема с изучением человеческой истории в том, что люди обладают свободной волей. Невозможно предсказать, как именно поступит тот или иной человек в той или иной ситуации, потому что это действительно непредсказуемо - как минимум, так же непредсказуемо, как движение квантовой частицы. То есть, я полагаю, вероятностное описание поведения человека, подобное квантовомеханическому - это тот предельный идеал, которого может достичь психология при самом благоприятном раскладе, и к которому ей надо стремиться. А пока до этого так же далеко как во времена Аристотеля до дифференциального исчисления.
Именно поэтому самым очевидным (желательным) направлением развития теории пока не может быть ни что иное как ограничения человеческой свободы. А свобода человека ограничивается властью. Власть - это то, что ограничивает нашу свободу, сжимает её поле. Всё, что может быть использовано для того чтобы регулировать наше поведение - это ресурс управления.
Вот почему попытки размышления о человечестве с научной точки зрения пока не могут не приводить к вопросу о власти, не могут не упираться в вопрос о власти. Экономическое (рыночное) поведение человека свободно и потому непредсказуемо. Там можно строить более или менее эффективные гипотезы, ограничивающие нашу экзистенциальную свободу - но это не более чем гипотезы.
Например, можно предположить, что человек стремится к максимальной выгоде. Это достаточно убедительное предположение, но во-первых, оно смертельно скучно, потому что сразу исключает из теории, например, религиозное поведение человека или же пытается его свести к той же "выгоде", расширяя тем самым совершенно конкретную и понятную концепцию до безобразия. А главное - наши представления о выгоде ведь формируются кем-то, лишь в очень малой степени они у нас являются врожденными. А кем формируются у нас эти представления? Теми, кто регулирует наше поведение, ограничивает нашу свободу. То есть, властью! Сама по себе способность внушить нам, что вот то-то и то-то для нас выгодно - это ресурс управления. Потому экономическое поведение человека вторично по отношению к вопросу о власти. Оно является всего лишь одним из аспектов этого фундаментального вопроса.
Вопрос же о власти, со своей стороны, охватывает собой все аспекты нашего бытия без малейшего исключения. В том числе и религиозный аспект, в отношении которого экономический подход проявляет позорную импотенцию. Потому что Бог - это Власть по самой своей природе (и именно Власть с большой буквы, о чем нужно говорить особо!), а языческие боги пытаются стать Властью, деликатно встроившись в сеть социальных связей людей, образуя В-древо. Но тут я уже сильно забежал вперед.
Итак, если бы я сам придумывал теорию Власти (на что ушли бы годы), а не получил её в готовом виде как царский подарок от Хазина и Щеглова (у меня есть ощущение, что семьсот рублей за "Лестницу в небо" - это даром; её надо продавать на вес золота) - если бы я сам прошел этот путь шаг за шагом, двигаясь от одного понимания к другому - я бы начал с осознания, почему именно теория Власти должна быть исходным пунктом правильной, грамотной науки о человеке. Потому что она напрямую изучает тот самый фактор, который связывает, ограничивает свободу человека, тем самым делая человека более пригодным объектом для теоретического описания. И вместе с тем она не связана какими бы то ни было априорными гипотезами относительно человека (вроде "выгоды" или "выживания"), рассматривая все эти гипотезы лишь как частные подходы к частной проблеме ресурсов управления.
А суть-то дела в том, что Власть - это не ресурсы управления. Это качественно иное понятие.
Ну, и практическая сторона...
ucmok_peku
13 июн, 2016 :
Я много общался с людьми из тусовок сетевого маркетинга - ответственно заявляю, - много общего с вашими идеями. При этом у них по цепочке привлечения напрямую деньги текут - от вассалов («рекрутеров») к сюзерену («спонсору»).
Да, сила сетевого маркетинга именно в том, что он вплетает в экономические отношения людей какие-то внеэкономические элементы, по своей природе свойственные не столько экономике, сколько властным структурам.
(Рядовые) люди Запада привыкли мыслить в первую очередь рыночными категориями, и потому они потихоньку подбираются к идее В-сетей именно с этой стороны. И парадоксальным образом нам здесь в России в каком-то смысле проще сделать решительный шаг - осознать, что речь уже идет не о деньгах, а о чем-то более фундаментальном, чем даже бабло, хотя русское бабло само по себе уже не деньги, а что-то промежуточное между деньгами и властью.
Я не бросаюсь словами на ветер, говоря о "бомбе". Возраст уже не тот.
То, о чем я говорю, это реальный шанс для русских чуть ли не впервые за последние сто лет перехватить инициативу. Не догонять и обгонять Европу, а первыми сказать новое слово, задать новую траекторию развития.