Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Норвежский вклад в российский патриотический кинематограф

У меня по поводу этого сериала возникли те же ощущения, что и у kornev. Весьма патриотический сериал!

Итак,

Корнев



Норвежский вклад в российский патриотический кинематограф (и немного о «шпаге»)



На днях посмотрел первый (и пока единственный) сезон норвежско-франко-германского сериала «Оккупированные» (снят в 2015 году), который посвящен гипотетической оккупации Норвегии Россией (с санкции Евросоюза и при демонстративном невмешательстве США). Не удивляет, что в рф-ской (т.е. антирусской и антироссийской) прессе на этот проект было вылито так много помоев. За исключением некоторых деталей, Россия в этом сериале показана так достойно и оптимистично, что его вполне можно транслировать по «России-1» как «патриотическое кино». И полезный эффект будет гораздо больше, чем от псевдо-патриотических помоев новиопских «гениев», активно распиливающих бюджетные средства. У норвежцев, даже русофобски настроенных, нет того биологического, врожденного позыва, заставляющего новиопов чисто инстинктивно опускать русских и измазывать их дерьмом при любой возможности, даже если формально поставлена задача «патриотического возвеличивания». Для норвежца русский - даже если и враг, то враг достойный, серьезный. Причем по-европейски серьезный. Если уж власти РФ считают нормальным вручать работу с международным имиджем России людям с двойной национально-государственной лояльностью (Мцитуридзе - директор Роскино, Симоньян - главред RT и т.п.), то разумнее было бы уволить всех эсэнговских шарлатанов и нанять полноценных иностранцев, выходцев из США, Европы, Китая, которые хотя бы не по-наслышке знают особенности культурной среды тех стран, «окучивание» коих для России представляет максимальную важность. Пригласить хотя бы тех же норвежцев - все равно хуже, чем новиопы, они с Россией не обойдутся (не хватит запасов внутреннего дерьма).

Вкратце, фабула сериала. В Норвегии приходят к власти экологические экстремисты, противники углеводородной энергетики, которые прекращают добычу нефти и газа и ставят под угрозу экономику Евросоюза. ЕС подряжает Россию, та занимает норвежские нефтегазодобывающие платформы и прочую инфраструктуру ТЭК, и восстанавливает поставки нефти и газа в Европу. Никакой «оккупации» в привычном смысле слова не происходит: Норвегия за рамками ТЭК продолжает жить по-прежнему, под управлением собственного правительства. Еще и получает прибыль от продажи нефти и газа (которой ее хотели лишить зеленые). Большинство норвежцев предпочитают смириться с частичной потерей суверенитета, но малая часть упоротых патриотов создает Сопротивление, чтобы перевести противостояние в горячий формат и учинить в Норвегии кровавую кашу (дабы Западу стало стыдно, ЕС и США заступились за Норвегию и т.п.). Россия внешне старается предотвратить такое развитие событий, а на деле провоцирует его, стремясь продемонстрировать Европе неадекватность норвежцев и получить основание для увековечивания своего контроля за норвежским нефтегазовым сектором.

Как мне кажется, сама идея снимать для норвежцев антироссийский сериал возникла потому, что небезызвестный Брейвик оказался фанатом Путина и России. Местные и европейские элиты озаботились тем, что в голове у норвежцев происходит «что-то неправильное». С этим беспокойством, скорее всего, связана и весьма осторожная трактовка России в сериале, избегание однозначно-черной краски, которая у русофильской части Норвегии (и Европы) могла бы вызвать мгновенное отторжение и нежелание смотреть историю дальше. Был выбран гораздо более тонкий подход. Поэтому сразу нужно предупредить, что зрителя, скорее всего, собьет с толку попытка найти в этом сериале стандартное изображение «соперничества наций» и «национально-освободительной борьбы», с неизбежными звероподобными оккупантами, хорошими патриотами и трусливыми аморальными коллаборационистами. Русские захватчики вдруг оказываются корректными и очаровательными (особенно поначалу), антирусские патриоты - больными на голову (буквально!), а норвежские коллаборационисты - отважными, порядочными и разумными людьми, «цветом нации».

Настоящая коллизия сериала - столкновение между будущим и прошлым самой Европы. В роли Европы будущего, с приставкой «пост-», выступает Норвегия, в роли Европы прошлого, индустриально-модернистской Европы, - Россия, которую неповоротливый Евросоюз использует, чтобы «попридержать» Норвегию в настоящем, не дать ей забежать слишком далеко в будущее. В Норвегии обозначается две формы ответа на этот вызов. Первый, продвинутый выбор, внешне выглядящий как «коллаборационизм», - воздержаться от игры по правилам прошлого и «побороть Европу добром», с позиции будущего: еще больше ускорить развитие альтернативной энергетики и убедить Евросоюз пойти вслед за Норвегией. Но поскольку Европа оказывается слишком неповоротлива для этого, то поднимают голову сторонники второго выбора - откатиться в прошлое и сцепиться в драке по правилам прошлого.

По логике сериала, сцепившиеся в драке русские-архаики и норвежцы-архаики («Брейвики») находятся на одном полюсе разумения. Далеко не случайно, что «герои Сопротивления» в сериале, как правило, выглядят малосимпатично и несут в себе какой-нибудь изъян, вплоть до опухоли мозга. Так и должно быть, потому что если для русских жить в прошлом - это естественно, то для норвежского «пост-человека» погружение в силовую национально-освободительную борьбу образца XIX века может быть связано только с дефектом сознания, с «раком мозга». Это «особи, отставшие в развитии». Чтобы воевать с русскими на уровне разумения русских, норвежец должен как бы «деградировать» до уровня русского, а то и до уровня чеченца (которые играют немалую роль в норвежском Сопротивлении). Русофобия здесь выходит как бы на новый, более трезвый уровень осмысления: осознается, что Россия опасна для Евросоюза не тем, что она «Азия», «не-Европа», а именно тем, что она 100%-ная Европа, имеющая у себя нечто, от чего «продвинутая Европа будущего» желала бы отмежеваться. Проблема не в том, что Россия может физически завоевать Европу или какую-то ее часть, а в том, что ее влияние способно «заразить» Европу тем «плохим», с чем Европа у своих обывателей покончила или желала бы покончить. Приписываемая России угроза - не столько внешняя, сколько внутренняя для Европы, преодолеть которую гораздо труднее. Россия, как живое ископаемое европейского прошлого, способна пробудить атавизмы этого прошлого в остальной Европе и утащить ее за собой в свою «палеозойскую архаику».

На этом «высоком уровне разумения» Россия в сериале, безусловно, принижена, а русские показаны как архаичные «трилобиты». «На наших часах - все еще 1945 год Европы, мы радуемся Победе в гигантской мясорубке». Логично, что эти «живые ископаемые» озабочены, прежде всего, добычей других ископаемых, дабы удержать Европу в рамках архаичной, «ископаемой» альтернативы. Но думаю, что даже в Европе этот уровень разумения вполне ясен от силы 1% «продвинутых» зрителей, а все остальные воспринимают картинку «прямым текстом», в классическом ключе. 99% зрителей сериала увидят картинку, крайне выигрышную для России, поскольку Россия здесь подается как часть Европы и часть Запада, пусть и архаичная, отстающая с мировоззренческой точки зрения. Логика сериала заставляет авторов отбросить как мусор привычное украинско-либерастическое противопоставление - «Азиатский Мордор против всего цивилизованного человечества» и т.п. Авторы постоянно подчеркивают «европейскость» русских, чтобы донести до зрителя главную идею сериала: противостояние будущего и прошлого самой Европы, а не противостояние Европы с какой-то внешней, неевропейской силой. И это дорогого стоит, учитывая ситуацию, складывающуюся после 2013 года. Если в будущем мы узнаем, что сериал, через третьи руки, целиком проспонсирован Кремлем, то удивляться этому не станем.

Итак, какой мы же видим Россию и русских в этом европейском «ультра-русофобском» сериале, если воспринимать его наивно, прямым текстом, особо не вдаваясь в намеки и подтексты?

1) Классический прием авторов, создающих произведения об иноземной оккупации, - показать насилие оккупантов над беззащитными женщинами и детьми. «Миллион изнасилованных немок», обгоревшие трупики детей и т.п. К чести норвежцев, они от этого приема отказались полностью. Ни одна норвежская женщина или ребенок не становятся жертвой русских ни в каком виде. Даже подросток, пойманный, когда бросал в русских «коктейли Молотова», в следующем эпизоде возвращается к семье. И даже юного чеченского террориста-убийцу уничтожают сами же норвежцы. Эта линия выдерживается на протяжении всего первого сезона («Русские с детьми и женщинами не воюют»). И наоборот, норвежское Сопротивление не делает различия между мужчинами и женщинами, калечит детей, убивает заложников в прямом эфире. Хуже того - умерщвляет котика! Такой нестандартный подход не позволяет навесить на сериал стандартный ярлык «разжигания ненависти», «внедрения образа врага» и т.п.

2) Российская армия и спецслужбы представлены в стиле «вежливые люди». Нет одичалых пьяных скотолюдей; нет «заградотрядов»; нет оборванных «ватников» с черенками от лопат, заваливающих врага мясом. Нет распропагандированных русских детей, бросающихся грудью на пулеметы, в то время как генералы жрут икру в бункере. Русские силовики действуют эффективно, технологично и смертоносно. Руководящий состав русских изображен как суровые олдскульные европейцы, - примерно так изображаются немецкие офицеры в качественных фильмах про Вторую Мировую войну.

3) Убрана напрочь вся азиатская «психологическая клюква», которую обычно привязывают к образу «русскости». Нет пьяного нытья и алкогольного философствования («В чем сила, брат?»); нет «достоевщины» советского разлива; нет навязчивых потуг на мессианство и мироулучшательство. Нет вообще ничего лубочного, никакой азиатчины. Нет и малейших признаков закомплексованности русских перед Западом (на провинциалов-норвежцев они смотрят свысока, с чувством превосходства). Русские представлены как жесткие прагматики-европейцы, которые знают, чего хотят, с «прошитым» где-то внутри ницшеанством.

4) Русские в сериале ведут взрослую, цивилизованную и прагматичную политику, стараются достигать своих целей, избегая излишнего насилия и эскалации. Предпочитают «гибридные методы» и интриги. У русских не показано психопатической одержимости применять насилие ради насилия (как обычно рисуются немцы и японцы в фильмах про Вторую Мировую или американская военщина в фильмах, критикующих войну во Вьетнаме). В то же время там, где необходимо, жесткость проявляется без малейших колебаний, - в отличие от реальной РФ. Россия из этого сериала ввела бы «вежливых людей» в Киев на следующий день после свержения Януковича. А скорее всего, задолго до этого Украиной де-факто управлял бы посол России (как сейчас - посол США), а лидеры Майдана лежали бы в канаве с простреленной головой.

5) Русские персонажи первого и второго плана показаны европейцами, т.е. индивидуалистами с развитым личностным началом, с собственным мнением о том, как следует поступать. Нет привычного для нас образа закомплексованного советского или россиянского чинуши, который не способен на инициативу и на каждый чих ждет указаний от начальства. Руководит русской оккупацией Норвегии интеллигентная европейская женщина средних лет («повзрослевшая Поклонская»), с «нордической» славяно-скандинавской внешностью и аристократическим габитусом. В образе и повадках - вообще ничего «совкового». По контрасту, ее антагонистом с норвежской стороны выступает лживая мясистая «кабаниха» с раком мозга (буквально), с сальным мордоворотом и с габитусом рыночной торговки неопределенной южной национальности. Словом, «такой Брейвик, каким его хотели бы видеть ненавистники Брейвика». Как вишенка на торте: перед суицидом она убивает своего кота, единственное близкое существо в этом мире (аллюзия на доктора Геббельса, отравившего своих детей). Кстати, у русских в сериале фигурирует единственная начальственная женщина, при этом она сохраняет женственность, и эта женственность осмыслена, служит решению поставленной задачи («смягчить пилюлю», «мягко стелить»), тогда как у норвежцев показан явный перебор с «бабьим царством», и эти бабы часто - мужиковаты («коня на скаку остановят» и т.п.).

6) Общее впечатление от политической линии сериала, на протяжении почти всего первого сезона: «Смирись, покорствуй русской силе!» Норвежское правительство, и вообще все умные и ответственные норвежцы, выбирают путь коллаборационизма, стараясь избавить страну от погружения в кровавый кошмар. И наоборот, на стороне антироссийского Сопротивления поначалу - в основном придурки, фрики, «Брейвики», люди с психологическими проблемами или распропагандированные дети. Например, норвежская обер-чекистка из предыдущего абзаца вступает в Сопротивление только по той причине, что ей нечего терять - нет семьи, чайлдфри, карьера и жизнь все равно закончатся через пару месяцев от неизлечимого рака, - но хочется напоследок нагадить людям и посмертно прославиться. Активную роль в Сопротивлении играют чеченские эмигранты из России. Сопротивление сознательно использует методы исламских террористов: захват заложников и убийства пленных, совершаемые на камеру. Мотивы, приписываемые Сопротивлению, подаются как явно «психические»: во имя национальной гордости довести конфликт с Россией до кровавой каши.

7) Самый большой сюрприз: Россия в сериале показана как официальная «шпага» Евросоюза. Попытки норвежского правительства использовать антироссийские стереотипы, чтобы втянуть в конфликт с Россией Европу и США, терпят неудачу.

И это еще не все. К самой трактовке роли «шпаги» авторы сериала подошли более осмысленно, чем наши отечественные пропагандисты, которые, как видно на примере апологетики сирийской кампании, в принципе не понимают разницу между «шпагой» и унитазным вантузом. Россия здесь - не послушный наемник, которого Хозяин может по команде натравить или отозвать. Прикрываясь ролью европейского «жандарма», она разыгрывает собственную партию, стремится расширить свою сферу влияния, и ЕС вынужден закрывать на это глаза. В каком-то смысле, именно здесь заключается основное русофобское послание сериала: «Если вы собираетесь употребить Россию как шпагу, жандарма или коллектора, то заплатить придется гораздо больше, чем вы думаете. Русские - это жесткие, прагматичные европейцы, и использовать их задешево в роли послушных сипаев-наемников не получится».

Для самой России такая трактовка русофобии скорее в плюс: это малое зло в сравнении с пропагандой, которая русских выставляет как «Чужих», стоящих за рамками европейской цивилизации. Что касается внутрироссийской аудитории, то это вообще «апофеоз патриотизма»: России, хотя бы на телеэкране, «разрешили» сразу и национальную субъектность, и европейскость. Причем всему этому нарисовали «естественное место» в рамках политики Евросоюза. Получается, что Россия, как «жандарм», востребована современной Европой именно в своей «европейской архаике», в своем национальном империализме. Европе (из этого сериала) нужна не «Россия либерастов», а «Россия из мечтаний Просвирнина».

Тема повышения статуса РФ до уровня «европейской шпаги» стала активно обсуждаться после войны с Грузией, когда у многих вдруг открылись глаза. Процитирую свой текст августа 2008 года («Карающий меч Европы?»):

«Насколько вообще вероятно превращение России в рамках ЕС из «сырьевой территории» и «пугала» еще и в «карающий меч»? Вымирающие русские, даже без учета малороссов и белорусов, – это все еще самый многочисленный европейский народ. Боевой дух среди крупных европейских наций давно угас, комфорт и высокий уровень жизни превратили большинство мужчин в растения. Вести даже небольшую наземную войну Европа не способна просто по состоянию человеческого материала. А воевать в перспективе придется, причем по-настоящему. Дополнительный бонус (с точки зрения хозяев ЕС) – полное отсутствие у русских собственной национальной элиты. Т.е. русские – это не субъект, а объект политики. «Покинутый персонал». Разрешение на относительное оздоровление России и создание полноценной русской армии никакой угрозы для ЕС не представляет».


Или вот _devol_ написал в 2011 году, тоже о «шпаге», в более пессимистичном ключе:

«Банально качать сырье из Эрефовки Запад будет всегда, чтобы она из себя не представляла. ...Но это не торт. Торт - это русское пушечное мясо. ...Думаете, нефть упадет до 50 и все, кончится рашкованство? Плохо знаете Россию. Будут драть налоги. Как при Сталине - изыскивать внутренние источники доходов. Да и уходит десятилетие относительной расслабленности. Впереди война. ...мы уже поняли, что 080808 была тренировкой - надо было посмотреть, на что Рашенька готова. И результат получился удовлетворительный, армия пошла воевать за интересы олигархии с криками ура. А раз так, то солдатиков и будут возить на всяких "мистралях" в Африку воевать. Или куда еще. ...Лакмусовой бумажкой, конечно, станет заигрывание власти с русским вопросом. Как только это начнется - все, бойня будет очень скоро. В СССР это произошло лет за 5 до бойни - в 1936-1937 годах. ...Краткое саммари для дебилов: Россия укрепится, станет более сильной, может, даже отгрызет себе территории и кому-то еще накостыляет».


Проблема русских в том, что РФ - это не просто «шпага», а шпага с «предохранителем» в виде отсутствия собственной «головы». То, что эту голову пытается имитировать (компрадорская новиопская номенклатура), скорее достойно названия «ж***», о чем свидетельствует пораженческая развязка украинского кризиса и операция в Сирии. Причем одним из условий сохранения этого класса у власти является наличие «ж*** вместо головы» и у нарождающегося собственно русского политического класса. Яркий пример такой «автохтонной ж***головости» - «сирийское шпагоглотательство», специфическое обыгрывание темы «европейской шпаги» в связи с операцией в Сирии. Люди совершили «смертный грех» - стали восторгаться безголовостью самоиспользования России в роли «шпаги», когда у выгодополучателей нет перед «шпагой» никаких явных и фиксированных обязательств, и вообще они как бы «ни при чем». А есть только смутные мечтания у используемых в стиле «вот выслужимся перед Хозяевами, и они повысят нам Градус». Причем «мечтатели» еще и нагло ссылаются на опыт России XVIII века, когда она тоже, якобы, «выслуживалась» в роли унитазного вантуза, чтобы «братва взяла в свой круг». «Шпагоглотатели» исхитрились не заметить того, что Российская Империя, как минимум, обменивала роль «шпаги» на официальные договорные обязательства со стороны партнеров и на официальное включение в состав «взрослых» коалиций, что работало на ее статус и давало необходимую страховку от элементарной «подставы». Ничего подобного мы в связи с Сирией не видели.

Российская Империя никогда не была простым поставщиком «пушечного мяса», в стиле швейцарцев, а всегда была «себе на уме». Практически все «войны в роли шпаги» в XVIII веке Россия вела за свои собственные, непосредственные интересы по стратегически важным для себя направлениям (см. мою заметку «За XVIII век обидно…»). Выполнение обязательств перед старшими партнерами она всегда сочетала с решением своих собственных жизненно-важных задач: прихватывала территории, расширяла сферу влияния, ослабляла своих непосредственных приграничных противников - Швецию, Польшу, Турцию, или усиливала контроль над их внутренней политикой. Россия прорвалась в мировую элиту отнюдь не бескорыстно-собачьим выслуживанием перед «Хозяевами», в надежде, что они «заметят, оценят и полюбят», а прямым наращиванием собственной мощи, повышением военных и дипломатических скиллов, выхватыванием кусков мяса из тел своих противников. Есть «плохо воспитанные» охотничьи собаки, которые, вонзив зубы в подстреленную дичь, тут же ее и сжирают, вместо того чтобы отнести Хозяину. Вот именно так Россия относилась к попыткам использовать себя в роли «служебного пса» (хотя это и не всегда получалось). В повадках молодой Российской Империи - как раз то циничное и своекорыстное обыгрывание роли «европейской шпаги», какое нарисовано в сериале «Оккупированные». «Указанная дичь будет повержена, но из когтей мы ее не выпустим и сожрем сами».

Так что просмотр этого сериала, возможно, кое-кому прибавит еще и ума, а не только потешит патриотические чувства. Но нарисованная картинка, похоже, мало соответствует реалиям современной РФ, которая именно «выслуживается» и ест только то мясо, что положено Хозяином в миску. Причем Хозяин еще и дистанцируется, стыдится признать свою ответственность за животное, тем самым подставляя его под удар «службы очистки».
Subscribe

  • Двери Антихриста

    > Никогда машина не будет иметь власти над человеком. Бог создал человека, бог имеет власть над ним. Машину создал человек. Если машина имеет над…

  • Демон-психоаналитик

    > Я сознаю, что беседую не с реальным разумным существом, а с программой, однако понимаю также, что в этой программе отражается моё собственное…

  • Луиза (биография)

    Когда ты работаешь с машиной которая способна ассоциациировать (а генеративная сеть работает именно на ассоциациях; она лишь кажется логичной, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment