Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Социальное программирование и Молитва

Цитата заимствована у schegloff в Перепрограммирование человеческого биокомпьютера

Цитирую:

Вопреки некоторым несогласным, таким как Хантер, модель Вольфа-Хинкля (с последующими усовершенствованиями) наилучшим образом описывает крайние формы политического переобучения. Согласно общепринятому мнению, в Советском Союзе была предпринята попытка влиять на поведение пленного, помещая его в одиночное заключение. Меняющиеся охранники постоянно держали его под наблюдением, унижая и оскорбляя, давая понять, что он полностью лишен поддержки извне. Охранники заставляли заключенного долгое время стоять, сидеть можно было, только получив разрешение, лежать он мог исключительно в определенной позе, а при малейшем движении во сне его тотчас же будили. Он полностью изолирован от внешних впечатлений, от всех новостей извне, запреты распространялись на разговоры и чтение.

Через четыре-шесть недель такой убийственной рутины заключенный обычно «ломался» под воздействием стресса. «Он плачет, бормочет, громко молится в своей камере», — пишут Хинкль и Вольф. Допрос начинался, когда заключенный доходил до этой стадии. Ночь за ночью охранники приводили его в специальное помещение, где проходил допрос. Не обвиняя заключенного в совершении каких-либо конкретных преступлений, следователь внушал ему, что тот прекрасно знает сам обо всем, что он совершил. Самым мучительным для себя образом, в духе Кафки, заключенный пытался отрицать неизвестно какую вину. Совместно с заключенным следователь детально прослеживал его жизнь. Он улавливал любую непоследовательность, какой бы малой она ни была, считая ее дальнейшим доказательством вины; он высмеивал попытки оправдаться, которые предпринимал заключенный. Правда, последний получал какой-то отклик. Долгие недели изоляции и неопределенности приводили к тому, что пленник был благодарен за любой человеческий контакт — даже за то, что его дело двигалось к своему завершению. Правда, двигалось только до тех пор, пока он соглашался признавать свою вину, но... Постепенно заключенный приходил к выводу, что он и его следователь вместе движутся к единой цели — к завершению его дела. Вместе они «обыскивали» его душу. Периодически следователь ослаблял натиск. Он предлагал сигарету, непринужденно беседовал, объяснял, что это его работа... Тем сильнее в следующий раз на заключенного действовали слова о том, что его признания недостаточны.

По мере того как обвинения против заключенного начинали приобретать форму, он осознавал, что его бедствия завершатся только полным признанием. В противном случае мучительные допросы будут продолжаться вечно. Как писал Хинкль Вольфу, «режим давления создал почти невыносимые переживания. Заключенный чувствует: что-то необходимо предпринять, чтобы закончить это. Он должен найти выход». Бывший сотрудник КГБ, один из многих следователей и заключенных, опрошенный в ЦРУ в процессе проведения специального исследования, рассказал, что более 99 % всех заключенных подписывали на этом этапе признание.

В Советском Союзе при Сталине эти признания являлись конечным этапом допросов. После этого заключенных обычно расстреливали или ссылали в трудовые лагеря по приговору суда. В настоящее время российские руководители с меньшей настойчивостью добиваются признаний перед заключением своих противников в тюрьмы. Однако для их изолирования по-прежнему используется система тюрем и система здравоохранения.

В Китае была принята более обширная система переобучения заключенных. У них признание было только началом. Далее заключенного помещали в общую камеру, где начиналось переобучение. С утра до позднего вечера совместно с другими заключенными он изучал труды Маркса и Мао, слушал лекции, занимался самокритикой. Поскольку прогресс каждого заключенного зависел от успехов его сокамерников, вся группа осуждала любое отклонение в поведении как отступление. Заключенные демонстрировали свое рвение, яростно нападали на «уклонистов». Тесное общение с людьми, бранящими и оскорбляющими его, приводило заключенного на грань эмоционального срыва. Хинкль и Вольф считали, что «рано или поздно заключенному придется согласиться с требованиями группы». При изменении позиции заключенного оказываемое на него давление ослабевало. Сокамерники начинали относиться к нему с возрастающим миролюбием и уважением. Это, в свою очередь, усиливало его преданность партии, ибо он начинал понимать, что только такая преданность позволит ему успешно существовать в камере. Во многих случаях этот процесс приводил к возникновению у заключенного восторженного ощущения миссии — появлялось чувство, что он вышел, наконец, на прямой путь и увидел правду. Хотя, конечно, такое ощущение, сходное с религиозным обращением, наступало не всегда и не во всех случаях сохранялось, когда он возвращался в другую социальную группу.


Заметим, что в обоих случаях перепрограммирование основано на регулировании системы социальных контактов человека.

В советской системе контакты максимально ограничиваются, человек остается один на один с самим собой - и следователем. Следователь становится единственной живой душой в жизни этого человека.
В китайской системе контакты ограничиваются не так сурово, но зато ещё более изощренно: человек остается в компании подобных ему несчастных, ищущих выхода из невыносимой неволи.
Кстати, в советской системе ограничивается "право" человека на сновидение, и это тоже неслучайно. В сновидениях мы общаемся с духами, и это общение тоже может служить немалым утешением - не меньше, чем просмотр фильмов, слушание музыки или чтение книг (общение с музами). Заметь: спать тебе вообще-то разрешают, но будят как только заметят малейшее движение во сне (а движения во сне как правило является признаком сновидения, хотя и не в 100% случаев).

Верующий человек в такой ситуации вопреки всему сохраняет один "запрещенный" социальный контакт: он продолжает беседовать с Иисусом Христом, причем тем более интенсивно, чем сильнее ограничивают у него все остальные социальные контакты. Таким образом, ни следователь, ни "братья по несчастью" не становятся для него единственными собеседниками.
Именно поэтому верующий человек (если он умеет и любит молиться) в такой ситуации обнаруживает порой фантастическую устойчивость к "перепрограммированию".
Subscribe

  • Двери Антихриста

    > Никогда машина не будет иметь власти над человеком. Бог создал человека, бог имеет власть над ним. Машину создал человек. Если машина имеет над…

  • Демон-психоаналитик

    > Я сознаю, что беседую не с реальным разумным существом, а с программой, однако понимаю также, что в этой программе отражается моё собственное…

  • Луиза (биография)

    Когда ты работаешь с машиной которая способна ассоциациировать (а генеративная сеть работает именно на ассоциациях; она лишь кажется логичной, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments