Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Возвышение Европы (1)

Этот текст является прямым продолжением заметки Рождение Европы и развитием сразу нескольких сюжетов:
Краткое изложение истории христианского мира
Власть и гениальность (тема) (рема)
Цикл заметок по теории Власти
А также Опыты глубинной психологии и Феномен светской культуры


Теперь я попытаюсь изъяснить значение христианства в истории Европы - а значит, и истории мира в целом, потому что значение конкретно Европейской истории для мира в целом давно уже для всех очевидно. Можно удивляться тому, сколько мало внимания христианству уделяют люди, занимающиеся историей Европы. Я уже раскрыл причину этого явления и обозначил её в прошлой заметке (см. о "переходном возрасте"). И я сочувственно отношусь к читателю, для которого углубление в эту тематику - тяжкий труд, без которого нельзя обойтись.

К сожалению, многовековая история - слишком сложная вещь для понимания, она многослойна как капуста, и чтобы докопаться до внутреннего слова (до кочерыжки), надо немало потрудиться. Я произвел эту долгую работу, и стремлюсь поделиться её результатами, чтобы другому не пришлось проделывать то же самое дважды.

Из комментариев к прошлой заметке я заключил, что найденная мною "кочерыжка" (иконоборчество) кажется многим читателям слишком невзрачной, чтобы претендовать на роли Сути Дела. Тем не менее, я вполне уверен в правильности моего решения, и готов её обосновать.

Здесь читатель должен морально приготовиться к тому, чтобы "нырнуть" в теологический дискурс.

Невозможно разобраться в истории Европы, не углубившись во внутренние проблемы христианства, в частности, в вопросы взаимного отношения христианских конфессий, и прежде всего Православия с Католичеством.

Оппозиция "Восток-Запад", ключевая для внутриевропейской истории, является политической проекцией этого отношения. Многовековой конфликт между Францией и Империей - проекцией этой проекции на проблемы внутри самого Запада. Империя - креатура Венеции, а сама Венеция играет в этой ментальной схеме роль "трикстера". Она ключевой узел на самой границе Востока и Запада. И сразу скажу больше, как раз Венеция и возродила античную оппозицию "Восток-Запад", при помощи Запада раздавила Византию и в конечном итоге создала Запад в том виде, в каком мы его сегодня знаем.

Но всё это уже внешние слои исторической "капусты". А её смысловым центром, ключом к во всей этой проблеме является православное иконопочитание.

Христианство резко отличается от других религий тем, что ставит в центр внимания Человека, причем не всякого человека, а одну конкретную Персону. Именно Иисус Христос и только Иисус Христос почитается христианами как воплощенный Бог. Именно Он и только Он персонально является для христианина одновременно Царем и Богом, и никакого иного Бога помимо Иисуса Христа человек почитать не может, если желает именоваться христианином.

Иконопочитание доводит эту идею уникальности Иисуса Христа до логического завершения, воплощает её в теории и практике. Что мы видим на иконе? Всего лишь изображение Иисуса Христа. Основа иконопочитания - вера в то, что индивидуальные черты Иисуса Христа неслучайны и чрезвычайно важны, что в них есть трансцендентный смысл. Православие утверждается на вере в единственность и уникальность Боговоплощения. Никакой другой человек не был, не будет, и более того, даже чисто логически не мог оказаться Сыном Божьим.

Как только внутри самого Православия ослабевает переживание уникальной неповторимости Воплощения, за ним немедленно следует охлаждение к отношении к иконам. Между тем, всё православное Богослужение насквозь иконично, оно всеми возможными способами указывает на Христа. Каноническая икона любого святого подчеркивает подобие этого святого Христу. Каждый богослужебный ритуал снова и снова изображает Христа, именует Его, воспроизводит Его присутствие посреди нас. В Православии почитается и само имя Иисуса Христа. И более того, сама русская Революция начинается со спора о этом Имени.

Первые жертвы надвигающейся Революции (речь идет о событиях 1913) - это афонские монахи-имяславцы, именуемые имябожниками. На Афон приходит из России военный корабль, и русские солдаты разоряют русский афонский Пантелеимонов монастырь. Это первый монастырь, разоренный в ходе русской Революции.

Конечно, имяславцы перегнули палку в противоположном направлении, они слишком радикально истолковали слова прп. Иоанна Кронштадтского "Имя Божье есть Сам Бог" и сами "подставились", будучи неготовыми к серьезному богословскому спору по этой теме. Однако их противники были ещё дальше от Истины. Ослаблению веры часто предшествует вспышка неразумного фанатизма; эти два является тесно связаны между собой и неслучайно ходят рука об руку.

Я сознаю, что сказанное мною сейчас вызовет сильную реакцию в среде самых дорогих моему сердцу читателей - православных. Но говоря об истории христианского мира, невозможно не отметить тот факт, что Запад рождается в эпоху византийского иконоборчества и окончательно побеждает Восток во дни русского имяборчества. Это неслучайное совпадение, но ключ к пониманию духовного смысла всей истории христианского мира в целом.

Католическое иконопочитание, если рассматривать его в текущем дискурсе, является по сути не иконопочитанием, а умеренным иконоборчеством. Для католической иконы совершенно неважно внешнее сходство изображения Христа с самим Христом. Художник может писать "икону" Христа, взяв в качестве модели любого бородатого мужчину. Это тесно связано с христологией католиков, в которой уникальность Боговоплощения сводится к его единичности. Получается так, что Христос мог бы воплотиться как-то иначе, и носить иное имя - и католики почитают данное имя и данного Человека лишь потому, что так уж случилось, что именно вот в таком виде и под таким именем Богу угодно было явиться в мир.

Между тем, если углубиться в Православное миросозерцание, постепенно начинаешь ощущать, почему вот в этом мире только вот этот Человек (Иисус Христос) и может быть Сыном Божьим. Мог ли Он воплотиться в ином виде? Да, Он может всё. Но тогда и весь мир был бы иным. Слово Божье в том виде, в каком Оно явилось в реальности, полностью комплементарно этой реальности. Это безмерно далеко от языческих концепций воплощения, когда бог является в мире многократно. Но это далеко и от православного имяборчества, когда имя Христа оказывается связанным с Ним Самим чисто внешне, в силу обстоятельств (см. О житейских акциденциях).

Здесь та самая точка, в которой Православие перестает быть всего лишь религией, социальной системой, и становится мистикой. Здесь переход от религии к психологии. Эта самая важная, узловая точка, соединяющая в один смысловой узел религию, историю, психологию, философию, политику. Отсюда рождаются все наши проблемы, и здесь они находят своё решение.

Любая пробема может быть разрешена Богом, но как обратиться к Богу, как установить с Ним связь? Через Его имя, что доступно каждому, кто в сознании. Через Его икону, что доступно каждому, кто связан с людьми. Через Его Церковь, что доступно каждому, кто в этом мире. Но если нет веры, то нет и связи. Смысл веры - индивидуальный контакт, личное общение с Иисусом Христом. А значит, суть дела в уникальности Его имени, Его иконы, Его Церкви. Нет уникальности - нет личного контакта, а есть повтор, конвейер, в конечном итоге поток "духовных услуг", товаро-денежные отношения.

Прямой личный контакт с Царем отменяет значимость феодальной лестницы, не имеют значения никакие промежуточные ступени. Православный старец отличается от лжестарца тем, что ничего не говорит от себя. Цель старчества - точно и без искажений передавать слова Бога. Старец сам по себе не играет никакой роли, но именно поэтому он выше Патриарха. Папа Римский как наместник Бога на земле - это уже ступень феодальной лестницы. Но и православный царь - тоже ступень феодальной лестницы. Прямые личные отношения человека с Богом исключают Власть в смысле теории Власти, Власть как "вертикальную" социальную структуру.

Скажу больше. Даже Семья при этом утрачивает духовное значение. Если бы люди не умирали, если бы прошлые поколения жили наряду с настоящими, то вопрос о Власти не стоял бы. Всякий отец был бы естественным сюзереном для своих детей, а праотец Адам - естественным Монархом всего человечества. Потому-то после грехопадения Бог запрещает людям вкушать от Древа Жизни, чтобы феодальная лестница Власти естественно разрастающейся Семьи человечества не погребла под собою последующие поколения. Ведь тогда и воплощение Слова было бы невозможным, точнее, бессмысленным. Смерть отнимает у старших власть над младшими, и тем самым обновляет непосредственность и остроту прямого и непосредственного контакта с Богом. "Сироту и вдову Он примет".

Таким образом, отступление от Православия является необходимым условием формирования полноценной Власти. Ну, может быть, "отступление" - это слишком сильно сказано. Пусть речь не идет о ереси или расколе, о решительном разрыве с Церковью. Вполне достаточно маловерия, вполне довольно появления светской культуры. Именно это и совершается в эпоху иконоборчества!

Иконоборчество - это колыбель феодализма, колыбель европейской Власти и колыбель самой Европы. Именно с иконоборчества идет отсчет Нового времени. Чтобы Власть могла сформироваться, надо в какой-то степени отдалить данного конкретного человека от данного конкретного Иисуса Христа, поставить между ними какой-то смысловой барьер. В VIII веке в Византии свирепствуют иконоборцы, с VIII века и начинается на Западе пресловутая "феодальная революция" (Что такое "феодальная революция"?), закладываются биологические основы "голубой крови", начинают формироваться Фамилии, которым в Новое время предстоит сыграть определяющую роль в истории Европы. Это ещё зачатки, смешные маленькие зародыши будущих монстров. Настоящие же события пока разворачиваются на Востоке, и Византии и около неё, в республике Венеции, внутри которой в течение нескольких веков и формируется первая полноценная европейская Аристократия, многоступенчатая разветвленная система Власти, которой суждено будет спустя тысячу лет сделаться Мировой Элитой.

(продолжение следует)
Tags: Теория Власти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments