Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

О масонстве изнутри

Выношу в отдельный пост чрезвычайно интересную беседу, которая состоялась у меня в комментариях к предыдущей заметке (Историческая родина масонства).
Обычно я отмечаю курсивом и знаком ">" речь моих собеседников, но в данном случае удобнее поступить наоборот. Ведь в данном случае я по большей части молчал и внимательно слушал.



Итак, передаю слово таинственному Анониму:

Если Вы действительно интересуетесь темой масонства в разрезе своих исследований по теории Власти, то рекомендовал бы лучше вникнуть в структуру масонства.
Регулярное масонство делится на символическое (первые три степени, Братство) масонство и Орденскую надстройку (ДПШУ в 33' или ФУ в 5' или другие).
Масонство - жестко иерархическое образование и, действительно, алхимическая лаборатория для работы с интересующим Вас продуктом.
На последних работах в Ложе я зачитывал отрывки из Вашего ЖЖ.

> В какой степени заслуживает доверия описание внутреннего устройства масонских лож и отношений между ними у Тихомирова?

Я не могу сказать, что весь, указанный Вами, текст ошибочен или ложен. Там много правды про частности. Описанные Тихомировым частности в какой-то степени сохранились, в какой-то - сильно изменились. Но суть не передана. Я бы не включал этот текст в список рекомендуемой литературы.

> А в чем суть (та часть, которая не передана Тихомировым)?
[Нажмите, чтобы читать далее.]
Это приглашение к большому разговору. Я попробую начать.

1. Происхождение масонства. Общая часть.

2. Происхождение масонства. Пусть цветут сто цветов.

3. Ложа без лажи: что же там происходит. Обряд.

4. Ложа без лажи: что же там происходит. Суть (но не вс4я…).

5. Ложа и люди. Что же важней?

6. Ложа и люди. Кто же они?

7. Масоны без мессы или христиане ли они?

8. Масоны и массы или кто еще вокруг?

9. Итого: о чем мы сказали.

10. Итого: о чем мы не сказали.


> Было бы естественнее, если бы Вы опубликовали весь этот материал в своем собственном ЖЖ (а я бы перепостил со ссылкой на первоисточник), однако не мне решать! Если для Вас почему-либо удобнее выступать в виде скромного комментатора в чужом ЖЖурнале, я с удовольствием сыграю роль "издателя".

Я не веду ЖЖ. Вы же можете распоряжаться моими комментариями по своему усмотрению.

1. Происхождение масонства. Общая часть.

Датой появления масонства, как широко известно, считается дата собрания в таверне "Гусь и противень", Лондон, 24 июня 1717 года, в результате которого появилась Великая Ложа Англии.
Очевидно, что масонские организации (ложи), существовали до указанного собрания, на котором было зафиксированно сложившееся положение дел. Но речь тут может идти о временном диапазоне в одно, максимум два-три поколения (25-75 лет) от 1717 года.
Масонство возникает как один из инструментов работы со средним классом, ориентировано оно именно на средний класс, а отнюдь не элиту или аристократию. Именно на тот средний класс, который появляется в результате двух трех процессов в обществе - Просвещения, промышленной революции и развития капитализма.
Содержание масонства - продукт описанной выше среды и определялось и развивалось исторически, в зависимости от конкретных обстоятельств. И, что очень важно, это содержание исключительно рационально.
Историческая преемственность с далеким прошлым и метафизика - удел, в первую очередь, парамасонских организаций. Но прежде чем перейти к ним, необходимо определить, где и как возникали разные виды масонства, как это было связано с кровью и почвой.
При этом ответить на все вопросы в полном объеме мы не сможем.

2. Происхождение масонства. Пусть цветут сто цветов.

Обычные ассоциации со словом масон – Англия, откуда все пошло и где остается до сих пор и Франция, где революция, революция и революция и немножко Керенского, как лайт-вариант Франции. Все это крайне далеко от действительности.
1. Масонство развивалось в истории. В новейшей истории. И, возможно, развивается до сих пор. Масонство развивалось – это значит, что во времени менялись организационные формы движения, его методы работы, цели и задачи. И т.п.
2. Большая часть масонов в мире работает в т.н. Древнем и Принятом Шотландском Уставе. Никакого отношения к Шотландии или к англичанке, которая «гадит» этот Устав не имеет. Он – американский. Для экспорта из Америки. Континентальная Европа и остальные в основном работают в ДПШУ. Америка работает в Йоркском уставе. Англия – в Эмулейшн. Часть континентальной Европы и мира – во Французском уставе. Понятно, откуда он пришел. Италия и Израиль больше любят Устав Мемфис-Мицраим. У шведов есть свой устав. Немцы тоже пытались, но без большого успеха. В общем, думаю, понятно, как Уставы относятся с государственным суверенитетом или суверенитет – с Уставами.
3. Между Уставами есть содержательные различия, но Масонскую Тайну знают только сами масоны и не любят говорить о ней вслух.

> Америка стала мировым гегемоном в середине XX века. Означает ли это, что описываемая Вами ситуация сложилась в масонстве по второй половине XX века?

ДПШУ формируется с 1806 года. Масонская карта, описанная выше, актуальна с, условно, 1945.

> Непонятно. Каким образом система, "предназначенная на экспорт", могла формироваться в тогда далекой, никому не интересной в то время стране? когда ничто не предвещало будущего взлета США?

Может быть своим взлетом США обязаны, в числе прочего, стратегическому мышлению и способностью вести долгосрочные проект? Не знаю)).
А так же, может быть, что масонство - живой организм и его жизнь - процесс? Процесс, тесно связанный со средой нахождения. И в начале XIX века вряд ли можно было сказать, кто первым придет к финишу в XX веке и финиш ли это? Идет борьба идей и ритуалов и через сто лет все будет совсем не так.

> Когда я пытаюсь понять логику американской истории, я постоянно прихожу с разных сторон к одному и тому же выводу: что её корни надо искать в Голландии. Там же, где и корни Британской Империи. США и Британия как будто две ветви от одного ствола - но почему-то вовсе не англосаксонского. И Ваш намек на особую роль масонства в формировании США очень хорошо согласуется с таким пониманием.

3. Ложа без лажи: что же там происходит. Обряд.

Как логично вытекает из вышесказанного, каждому Уставу соответствует свой… Не обряд, ритуал. Масоны собираются в Храме Ложи для того, чтобы исполнить ритуал своего Устава в конкретной степени. Степеней или градусов в символическом (т.н. голубом или иоанновом) масонстве – три. Ученик, Подмастерья и Мастер. Каждая степень имеет свой ритуал, но чаще всего Ложи работают в первой степени – в Ложе Ученической. На работы в Храм Ложи масоны одеваются в черные фраки, сюртуки или костюмы с черными галстуками и ботинками. И – белая рубашка и белые перчатки. Еще запон – элемент масонского облачения, отражающий на себе степень, в которую посвящен масон. Символическую Ложу возглавляет Досточтимый Мастер. Руководящий состав Ложи представлен Офицерами Ложи: Первый и Второй Страж, Оратор, Секретарь, Казначей, Обрядоначальник, Эксперт, Привратник. Список дан в прямой последовательности положения в иерархии Ложи. Названия должностей могут меняться в разных Уставах и список не полный, но для целей настоящего разговора более чем достаточен. Остальные масоны – члены Ложи, не занимающие Офицерских должностей – работают в Ложе под руководством перечисленных выше персонажей.
При этом должность Досточтимого Мастера – выборная, тайным голосованием, в котором принимают участие все Мастера Ложи. Нормой является единогласное голосование. ДМ назначается на один масонский год и не может занимать эту должность более, чем два раза. После выборов кандидатура ДМ-а фактически утверждается вышестоящей организацией – Великой Национальной Ложей посредством инсталляции ДМ-а, каковую осуществляют на работах в Храме Ложи специальные эмиссары – Великие Офицеры-инсталляторы.
При этом Офицеров Ложи ДМ назначает сам на срок своих полномочий, за исключением должности Казначея. Нормой является единогласное согласование Мастерами Ложи кандидатур в неофициальном порядке. Казначей избирается открытым голосованием. В Ложе голосуют только Мастера Ложи. Подмастерья – в исключительных и определенных случаях. Ученики не имеют права голоса в Ложе в буквальном смысле слова. Им запрещено разговаривать. Разумеется, только в Ложе.
Собираясь все вместе, эти парни исполняют предписанный Ритуал. Но, как, надеюсь, видно, парней довольно много и парни там бывают не простые, а сложные. Работающие над собой, то есть. И всеми этими парнями надо как-то руководить. Это – Управление. Управлять надо Учениками, Подмастерьями и Ложей. А вот Мастера должны решать между собой другой вопрос. Вопрос о Власти.

4. Ложа без лажи: что же там происходит. Суть (но не вся…).

Для чего масоны собираются в Храме Ложи? Для того, чтобы обрабатывать свой грубый камень. Искать путь к Свету. Это – Правда. И это – основное измерение масонской деятельности. Но, кроме него, существуют и более приземленные, более прозаические лики действительности, в том числе масонской действительности, с которыми тоже нужно что-то делать. И к числу такой прозаичности относится и вопрос о Власти (в самом широком или, наоборот, в самом узком смысле этого слова).
Представьте себе ситуацию. В некоем месте собирается N-количество взрослых, состоявшихся как личности и как граждане, финансово самодостаточных мужчин, не обязанных друг другу ничем, не зависимых друг от друга. Эти мужчины обладают неким, и отнюдь не минимальным, уровнем образования и критического мышления. Имеют значительный жизненный опыт. Пришли добровольно. Уйти могут в любой момент. Инструментов воздействия на них нет. Только доброе слово. Пистолет не поможет – у многих он там есть, по должности или по призванию. Вот как таким коллективом управлять?
В любой общности людей рано или поздно складывается иерархия. Возникают те самые властные отношения, о которых много и интересно говорилось на страницах этого журнала. Масонскую Ложу, как частный случай человеческой общности, не может миновать этот процесс. Как он происходит в Ложе?
Вот так. С одной стороны, существует жесткая официальная иерархия с публично объявленными правилами включения в иерархию и продвижения по иерархии. Эта видимая иерархия в основном имеет отношение к Управлению Ложей. Но и к Власти в Ложе она также имеет отношение. Власть в Ложе принадлежит группе лиц, круг которых не очерчен и меняется во времени, влияние которых разное и меняется во времени, входящие в группу лица непрерывно вступают в сложные взаимоотношения как внутри Ложи, так и вне ее, с другими Ложами, с вышестоящими Великими Национальными или Провинциальными Ложами, другими Ложами и Великими Ложами других юрисдикций. Правила включения в указанную группу лиц неофициальны, публично нигде не объявлены и все время меняются. Короче, правило одно – никаких правил.

5. Ложа и люди. Что же важней?

Все, указанные выше, безобразия происходят, конечно, не с ложами. Происходят они с людьми. С теми людьми, которые приходят в ложи. И, проходя долгий и трудный путь от Ученика до Мастера Ложи, эти люди все время сталкиваются с новыми вызовами, поскольку на каждом новом уровне масонского посвящения человек становится учеником опять и снова. И опять и снова, преодолев барьер ученичества, он становится мастером лишь для того, чтобы на новом уровне опять стать учеником. И эта музыка будет вечной. Короче, масоны – сами себе злые буратины и все время ищут себе неприятностей на одно место. Шутка. Но именно такой человек остается в Ложе и становится Мастером. Другие – уходят. От масонов уходят многие, кто пришел не туда.
Вот таков обобщенный среднестатистический моральный портрет идеального масона в вакууме.
Вот такие люди объединяются в Ложи. Как только этих людей становится много, этим людям становится не комфортно. Никакая иерархия или чудеса управления и властвования не могут помочь. И что же тогда делают эти люди? Все просто. Они творят новую Землю. То есть они открывают новую Ложу. В которой – не паханное поле управленческой и властной вертикали, в которой еще нет авторитетов, главарей и шестерок, в которой все только начинается и начинается именно ими, отцами-основателями. А затем – все повторится по новой. И не стоит забывать, что новая Ложа появляется не в пустыне, а в среде других, уже существующих, Лож. Подчиненных (в масонском смысле слова), в свою очередь, вышестоящим Ложам, находящимся в тесной взаимосвязи с равными или вышестоящими Ложами иных юрисдикций и/или Уставов.
Ложи не существуют сами по себе, Ложи делают люди. И Ложи несут на себе отпечаток тех людей, которые их создают и наполняют. Есть Ложи, где люди любят рассуждать о высоком и зодческих работ написали больше, чем Дюма романов. Есть Ложи, где на Белую Агапу приходит половина города, потому что это весело и вкусно. Есть Ложи, куда мало кто приходит. И так бывает. Но учетной единицей масонства являются, конечно, люди. Будут люди – будут Ложи. Сколько люди захотят.

6. Ложа и люди. Кто же они?

Кто те люди, что стучатся в двери масонского Храма? Разные это люди и большая часть из них стучится не туда. Распространенные заблуждения:
Суровые масоны правят Галактикой. Нет, не правят. В Ложах вообще официально запрещены любы разговоры о политике. О религии тоже, кстати.
Скаредные масоны занимают все хлебные места и денег у них много. Место человека в социуме и его доход прямо не коррелируют с его же положением в масонстве. Находясь в масонстве люди не зарабатываю денег на масонстве. В масонстве они их тратят. А разговоры о бизнесе в масонстве не приветствуются. Для бизнеса есть другие места, например, Ротари-клуб.
Масоны это элита и крутые связи и если я с начал этого не вижу, значит – они спрятались. Масонство – для среднего класса. И средний класс, в основном, и состоит в Ложах. Ну нет там министров и олигархов.
Масонство – тайное общество. Какое же оно тайное, про него все знают, даже целевая аудитория группы «Воровайки», как следует из популярной песни про Солт-Лейк-Сити. Закрытое оно, но не тайное.
Совокупность перечисленных выше заблуждений приводит к ореолу загадочности и таинственности и легкому вкусу денег вокруг масонского Храма. И приводят к этому Храму людей, которые хотят как-то, так или иначе, использовать масонство для своей выгоды. Убедившись на практике в отсутствии выгоды, такие люди уходят из Лож. Остаются честные, добросовестные, ответственные предприниматели и общественные деятели, художники и юристы, музыканты и инженеры, дизайнеры и строители, от 30 до 50 лет, с семьей, налаженным бытом и работой, разных вер и национальностей. Все вместе они учатся притирать свой грубый камень к другому, находить свое место в общей кладке, договариваться, находить ответы на важные вопросы. А еще делать все то, что было сказано выше: интриговать, выстраивать свою властную группировку, образовывать союзы и коалиции и бить ближнего и дальнего смертным боем. Шутка.
P.S. Честно говоря, заголовки уже не вполне соответствуют содержанию. Извиняет только спонтанность текста и рассуждений.

7. Масоны без мессы или христиане ли они?

Масоном не может стать атеист. Исповедовать можно любую религию. Но в ходе работ в масонском Храме часто упоминается Великий Архитектор Вселенной и это обстоятельство трактуется по разному.
Практика показывает, что вопрос совмещения христианской (реже – мусульманской и почти никогда – иудейской) веры и масонства волнует широкие народные массы. Отвечаем коротко и ясно. Масонство, и с учетом Великого Архитектора Вселенной, чертовски рациональная штука. Метафизики там, на самом деле, пренебрежимо мало. Масонство – оно просто о другом. Так что можно пребывать в символической Ложе в любой степени и быть добрым христианином. Просто не связывайтесь с парамасонскими Орденами, хотя часть высших градусов – совершенно христианские и христианские до такой степени, что Братья других вероисповеданий иногда отмечают это обстоятельство, как требующее внимания. Но для тех, кто задает вопрос, все же лучше без них, для верности и покоя. Правда.

8. Масоны и массы или кто еще вокруг?

Уже упоминалось выше, что кроме символического (голубого, иоаннового) масонства существует что-то еще. Это что-то еще, строго говоря, масонством уже не является. Это так называемые парамасонские организации, Ордена.
Масонство полностью и исчерпывающе содержится в символической Ложе, завершается степенью Мастера (3^) и это обстоятельство признано всеми (масонами), всегда и везде.
Орденские надстройки отличаются, в зависимости от Устава, и находятся в сложных взаимоотношениях. Наиболее распространено, конечно, ДПШУ – в надстройке там еще 30 градусов (степеней), во Французском уставе – 5. У англичан одна Королевская Арка, зато в Мемфис-Мицраим степеней аж 99. Так что выбор есть и куда расти – тоже есть.
И если в двери масонского Храма профан стучится сам, то в Ордена постучаться уже нельзя, поскольку стучаться некуда. Ордена сами приглашают к себе Братьев Мастеров из символических Лож.
В Орденах протекает очень специфическая и интересная жизнь и, в том числе, в интересующем автора ЖЖ направлении, но мы уже сказали все, что можно об этом сказать.

> Итак, что же было мимоходом сказано о том, о чем нельзя говорить, среди того, что можно сказать?
Именно в орденской надстройке находится Власть, управляющая масонством. При этом, если опираться на теорию Власти, Власть есть система личных отношений между мастерами. Можно догадываться, что организационное оформление в виде парамасонских орденов - это какая-то система управления, охватывающая всех мастеров, в то время как реальная Власть связывает между собою только некоторых из них. Эта версия полностью объясняет кажущуюся "неразбериху" в парамасонстве (в смысле наличия сразу многих организаций). Просто им оформляются в единое целое те мастера, которые являются частью системы Управления масонством.
А реальный костяк (Власть) масонства по сути неформален и не может быть оформлен в виде какой бы то ни было организации.


1. Вы рассуждаете в принципе верно.
2. Я несколько ограничен в своих рассуждениях.
3. Разные уставы в символике и стоящие над ними ордена - конкурирующие организации, имеющие четкую национально-территориальную окраску.
И еще, для понимания.
В практике некоторых уставов есть написание и обсуждение т.н. Зодческих работ, посвященных тем или иным проблемам.
В той Ложе, где мы цитировали Ваш ЖЖ, как раз обсуждались зодческие по властной проблематике.

9. Итого: о чем мы сказали.

Сказали мы о том, что символическое масонство представляет собой институт евро-атлантического общества, возникшее в Новое время, выполняющий задачи морально-этического воспитания широких народных масс в духе протестантской этики, и этики эпохи Просвещения и рациональной позитивистской науки эпохи Просвещения.
При этом форма организации масонства представляет собой карнавальный вариант (в смысле М.Бахтина) духовно-рыцарских орденов католичества.
При этом парамасонская надстройка является алхимической лабораторией по проведению опытов с Властью. Необходимый для этого материал представлен символическое Ложами, точнее, людьми в символических Ложах.
При этом разные уставы и стоящие над ними орденские надстройки находятся в сложных и конкурентных отношениях друг с другом. Так же они имеют чёткую национально-территориальную окраску.
При этом в символическом масонстве основной упор делается на морально-этическом компоненте. Метафизики в символике практически нет.

10. Итого: о чем мы не сказали.

Это для меня самый сложный пункт, пожалуй. Глупо предполагать, что в формате комментариев в ЖЖ можно подробно и качественно разобрать такую тему. Это было ясно с самого начала и я этого оговаривал. Ситуацию усугубляет целенаправленный интерес автора ЖЖ к проблемам Власти и на масонство он смотрит сквозь специфическую оптику. В масонстве много чего есть, но мои комментарии здесь получились весьма однобокими. Причины этого озвучены.
Но, не смотря на такую однобокость, думаю, именно тему масонства и Власти мы и не раскрыли. Мы и не можем ее раскрыть в том числе потому, что полное раскрытие темы требует быть внутри Братства. Но я менее всего хотел бы кого бы то ни было приглашать в масоны. Масоны никого и никогда не приглашают. К ним просятся по собственной инициативе.
Что же еще можно содержательного сказать? Автор этого ЖЖ исследует проблемы Власти в человеческом обществе, а масонство является частным случаем такого общества. Так что на него в полном объеме можно экстраполировать установленные здесь законы, закономерности и принципы Власти. Не стоит забывать о тесной связи масонства и конкретного общества. На языке просто вертится фраза - какая страна, такие и масоны. Евпочя))). Говоря о масонстве в России нельзя пройти мимо слова "карго культ". Еще мне кажется, что своего исследователя ждет тема КПСС, сходство с партсобранием не может быть случайностью.

В завершении хотелось бы порекомендовать содержательные тексты Сергея Жарикова, который столь часто и точно отмечает сущностные стороны масонства, что возникают подозрения.
На этом все. Спасибо за внимание.

На этом наша неожиданная и весьма содержательная беседа-в-комментариях, к моему великому сожалению, и оборвалась.

Но я не буду жадничать, и благодарен моему невидимому собеседнику за полученную информацию.

Будем размышлять далее.
Tags: Теория Власти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments