Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Церковное послушание - истинное и ложное

По достоинству и усердию слушающих
благодать Господня внушает слово говорящим
(Иоанн Кассиан Римлянин).



В Православии есть только одно послушание и только один Господин, Господь Иисус Христос. Нет другого пути спасения кроме послушания этому единственному Господу. Все святые, когда они говорят истину, говорят её не от себя, а от Бога. И возвещают не свою волю, а волю Бога. Все церковные авторитеты и власти должны повиноваться этой воле и действовать в соответствии с ней. Их задача состоит в том, чтобы раскрыть нам, в чем состоит воля Бога, и что нужно делать, чтобы угодить Ему. Их собственная воля при этом совершенно неважна; они лишь служители Иисуса Христа и сами по себе не значат решительно ничего.

Богу угодно открывать нам Его волю через людей, часто - через начальствующих над нами. Но далеко не всякое повиновение начальству является послушанием Богу!
Нельзя путать, смешивать эти две разные вещи - повиновение начальству и послушание Богу. Правда, их можно соединить, но только в том случае, если требования начальника согласны с волей Бога.

Основной православного послушания является молитва Богу, чтобы Бог открыл Свою волю в том числе и через начальника. Если человек усердно молится Богу об этом, Бог будет открывать ему Свою волю в том числе и через начальника, будет использовать начальника как инструмент Своего промысла. Причем вот что интересно! Опыт такой молитвы показывает, что результатом её является вовсе не тупая преданность начальству, а нечто парадоксальное: например, в некоторых случаях человек совершенно точно знает, что это не то, слова начальника - "пустышка", и слушаться его в данном случае не нужно, в иных случаях начальник говорит ему одно, а ему открывается в словах начальника другое - некий внутренний смысл. Не бездумное послушание, не раболепство перед старшим, а напротив - разумное использование начальника по назначению - вот что является плодом такой молитвы.

Правильное послушание - это таинство, оно требует внутреннего молитвенного внимания и благоговения, постоянного памятования о Боге. Оно неотделимо от практики умной молитвы и без этой практики оно утрачивает свой смысл.

Собственно, на страницах этого журнала я уже много раз высказывался по этому поводу, но ещё ни разу не делал этого в чисто церковном контексте. Случалось, что говорил это, рассуждая о Власти и политике, иногда - о философии и истории, иногда в контексте религиозной философии. Но чисто церковного контекста у меня здесь пока не было.

Итак, ликвидирую этот пробел.
Один мой собеседник в частной переписке по этому поводу довольно кратко и ёмко выразил весьма распространённое в современной церковной среде мнение, которое лично мне представляется ошибочным.

ПОСЛУШАНИЕ - это ДОБРОВОЛЬНОЕ мученичество, "добровольная смерть" по слову прп Иоанна. И неважно кому (!!!) оно оказывается истинному старцу, прельщённому или вообще разбойнику. Потому что здесь важно то, что оно является ОБРАЗОМ отсечения своей воли и подчинения её Богу. Хотя бы видимым образом это было подчинение не Господу, а разбойнику. Как поклоняясь иконе, мы видимым образом поклоняемся не Богу, а доске, однако, Бог приемлет это ДОБРОВОЛЬНОЕ поклонение при разуме поклоняющегося, что он поклоняется образу Бога. И такая добрая воля, соединённая с разумом, возносит поклонение образу на Первообраз. То же самое с послушанием ради Господа злому человеку.

Я выделил здесь курсивом ключевые слова, по сути совершенно изменяющие смысл сказанного. Обычно, говоря о послушании, выделенное курсивом уточнение как-то забывается. Говоря прямо, Бог забывается, а потому и послушание утрачивает свой духовный смысл.

Делай, что сказали - и верь, что Богу угодно твое послушание! - вот как обычно понимаются эти слова. И это явление настолько распространено в современной церковной среде, что считается порой "общим местом", вроде бы тут не о чем и рассуждать. Это объясняется во-первых, тем, что оно действительно недалеко от истины. В во-вторых, тем, что оно очень удобно в административном отношении, так как с волшебной легкостью превращает простое административное подчинение начальству в спасительный путь угождения Богу. Эта легкость одинаково льстит и начальству, и ищущим знания Божественной воли. Но на самом деле она уводит в сторону от настоящей духовной жизни. Даже если за ней стоит искреннее желание угодить Богу, все-таки конечным её плодом является не Богопознание, а разочарование. Проходят годы, и человек понимает, что это не то, он лишь напрасно потерял время.

Послушание без молитвы - это прелесть, прельщение.
Вот главная мысль этой моей заметки. Именно и только молитва Богу, чтобы Бог открывал нам Свою волю (в том числе и через начальника) делает послушание полезным духовным деланием. Без этого необходимого условия послушание не только бесполезно, но и вредно. [Единственное исключение]Исключением из этого правила является разве что ситуация, при которой послушник и безо всякой молитвы твердо верит, что его руководитель ничего не говорит сам о себя, но всегда и во всем возвещает ему волю Бога. Если такая вера есть, то Бог Сам позаботится о таком послушнике, и если он ошибается, если его руководитель недостоин такого доверия, то вскоре ему это откроется и его ошибочная уверенность будет разрушена.

Итак, я дерзну утверждать, что первая часть приведенного рассуждения по сути ошибочна, ошибочна в самом корне. Причем ошибочность этого рассуждения очевидным образом обнаруживается исходя из него же самого. В самом деле, если начальник есть икона Бога, то для нас не может быть неважным, насколько эта икона правильна, православна. Ведь не всякому, далеко не всякому образу мы поклоняемся! И далеко не всякий человек, который кланяется какому-то образу, тем самым поклоняется Богу. В противном случае получается, будто бы нет никакой разницы между иконопочитанием и идолопоклонством, ведь и поклоняющийся идолам думает, что он тем самым воздает поклонение богу!

Мой собеседник сам понимает это, и потому тут же делает важную оговорку:

Единственное, в чём не надо слушаться, - это греховное. Надо просто не делать грех или делать наоборот. Примеры в патериках - есть. Старец сказал: прогони паломников - послушник оказывает им гостеприимство и т д. Только надо быть готовым понести за это мучение вплоть до смерти.

Эта оговорка совершенно правильна, но она показывает недостаточность, несостоятельно "иконной" теории послушания. Почему в этих случаях необходимо и богоугодно НЕ слушаться начальника? Потому что в этих случаях вместо иконы Христа начальник являет собой икону Зверя.

Потому на практике оказывается, что "иконная" логика в вопросе о послушании ничего не дает! Оказывается, от послушника требуется различать, что там нарисовано в каждый данный момент, на этой иконе - лик Христа или рожа Антихриста. А это уже нечто совсем иное, чем примитивная "дисциплина".

Но если бы моё мнение было ошибочным, то и Апостол не сказал бы:
"Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, СТРАДАЯ НЕСПРАВЕДЛИВО. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, ДЕЛАЯ ДОБРО И СТРАДАЯ, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его."


Во-первых, Апостол в данном случае говорит не о добровольном послушании, а именно об административном подчинении, об отношениях господина и слуги. Это совсем не то же самое, что добровольное послушание, которое является основой монашеской и вообще церковной жизни. Естественно, в Церкви есть и такие отношения, и человек, который ищет Бога и послушания Богу, может одухотворить и это внешнее повиновение, превратив его в духовное послушание так, как описано выше: молясь Богу, чтобы Он открывал нам Свою волю через начальствующих. Но нельзя эти отношения (слуги и господина) переносить на монашеское послушание старцу или послушание мирянина своему духовнику. Духовник не господин, но инструмент Божественной воли, а мирянин - слуга не ему, но Богу.

Как монашество не все могут вместить, так тем более не все могут принять мученичество. Не все могут быть в послушании у злого наставника. Поэтому можно человеку искать другой монастырь. Это уже мера терпения, кто какую приобрёл. Таким образом, истинное монашество не просто где-то там есть. А оно может быть в любом монастыре. И зависит оно не от монастыря, а от тебя самого и твоего терпения и рассуждения.
И истинное послушание тоже может быть не только у истинного старца, но даже на простом приходе у самого молодого и неопытного или даже нерадивого священника. Потому что зависит оно не от священника, а от устроения души послушника.


С этой частью я полностью могу согласиться, если только "устроение души послушника" понимается в указанном выше смысле. То есть, послушник осознает себя как служителя Бога, а не человека. И повинуется Богу, а не человеку.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments