Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Прелесть и Промысел

Нет ничего более страшного и поучительного, чем наблюдать, как Бог обращает зло во благо. Страшного - потому что дело это невозможное, и пока оно не доведено до конца, невозможно поверить в его успешность.

Пока не знаешь конца вещи, не поймешь до конца и её смысл. С внутренним ужасом наблюдал я эволюцию деятельности Андрея Кураева, закономерное духовное возрастание ребячливого энтузиаста Православия до ненавистника Церкви и духовной жизни, трансформацию псевдомиссионера в антимиссионера. С ужасом - потому что было совершенно непонятно, для чего Господь попускает это зло и какую пользу Он собирается из него извлечь.

Эти люди - современные псевдомиссионеры - привели к Церкви миллионы лишних людей. Лишних не для Бога - у Бога нет лишних людей, но каждый выполняет своё предназначение - а именно для Церкви. Потому что все эти люди не собирались меняться, не собирались учиться, они собирались сами менять и учить. Это жуткая толпища отравила церковный организм, создала ту тяжелую атмосферу, в которой мы сегодня живем.

Слава Богу, который теперь руками самого же Кураева уводит всех этих лишних людей обратно, откуда они и пришли! Это дело доведено до конца, и открылся его первоначальный смысл. А смысл его состоял в том, чтобы в Церковь пришли те немногие, кто здесь и остался. Может быть, если бы не Кураев, то они бы никогда и не смогли прийти сюда. Может быть, для них это был единственный путь к Богу, единственная возможность, которую Бог руками псевдомиссионера Андрея Кураева и организовал.

Есть время собирать камни, и время разбрасывать камни. Сейчас приближается время всем лишним людям очистить помещение, потому что атмосфера стала нестерпимо душной, как перед грозой. И потому я хочу совершить странное действие, на которое я ни за что не решился бы десять или даже пять лет назад: я прорекламирую страшную и поучительную книгу Марии Кикоть "Исповедь бывшей послушницы", написанную будто специально для этой цели.

Прошло время псевдомиссионерства, наступило время очищения, время антимиссионерства. Пришло время очистить помещение!

Темой книги является прелесть.
Прелестью в церковном предании называется прельщение. Страшное духовное состояние, в котором ложь принимают за истину. Обычно о прелести говорят в контексте монашества и порой кажется, будто прелесть - это какое-то специфически монашеское явление. Но святитель Игнатий Брянчанинов говорит иное: "Все мы пребываем в прелести. Сознавать это - лучшая защита от прелести".

На самом деле миряне в большинстве своем глубже поражены прелестью, чем монахи. Просто прелесть для мирянина - это настолько привычное, обыденное и устойчивое состояние, что его вроде бы даже и нет смысла обсуждать. "Неизвестно, кто первый открыл воду, но это явно сделали не рыбы". А прелесть монаха - это яркое, порой феерическое явление. Монах в хорошенькой прелести может и чудеса творить, болезни целить и будущее предсказывать.

Одной из таких чудотвориц и посвящена "Исповедь бывшей послушницы". Семейная женщина стала монахиней, потом игуменьей, и буквально с нуля подняла монашескую жизнь, создала целую сеть монастырей - разве это не чудо?! Это несомненное и поразительное чудо, и это самая что ни на есть классическая прелесть. Под видом монастыря был создан добровольческий концлагерь, в котором убедительно сымитирована внешняя оболочка Православия при совершенно чудовищном внутреннем наполнении. И это не простое чудо, это великое чудо!

Потому что здесь речь идет не о прелести отдельно взятого человека, а о целой фабрике прелести, где прелесть производится буквально в промышленном масштабе! И я надеюсь, что все лишние люди наконец-то очистят помещение, прочитав ужасную повесть Марии Кикоть.

[Постскриптум]Постскриптум:

Хочу дополнить этот текст своей "рецензией" на эту книгу.

Точнее, это не "рецензия", конечно, а просто небольшой текст, адресованный лично Марии.

Цитирую:

Я прочитал Вашу книгу целиком, за одну ночь. Ужасно интересно и поучительно!
Во-первых, спасибо! очень интересно и поучительно.
Во-вторых, мне все-таки кажется, что делать выводы преждевременно.
Вам не повезло, на Вашу долю выпало искушение выше сил. Думаю, немногие справились бы, нашли выход из такого положения. Конечно, из этого монастыря надо было драпать сразу, как только стала понятной общая обстановка. Не доводить дело до крайности, до истерики и таблеток.
Но кто же знает? Когда человек только-только пришел к вере, не имеет опыта, не понимает, как оно все должно быть (а откуда ему знать?), очень трудно бывает понять, что к чему.
Мне все это в знакомо по личному опыту.
Хотя, конечно, мой N - просто ангел по сравнению с этой чудовищной "старицей" Николаей.
Но все-таки лично мне понадобился год, чтобы заподозрить, что что-то не так, и ещё пять лет, чтобы это подозрение перешло в уверенность. И ещё два года я просто думал, что же теперь делать.
И это при том, что я пришел к N уже будучи сравнительно взрослым человеком, после Университета и с двумя детьми на руках
Но все-таки я вижу по духу и по тону этой книги, что Вы перегибаете палку. Вы пока ещё не отошли, не вылечились от полученной травмы. Пройдет время, Вы что-то переосмыслите, и в чем-то измените своё мнение и свои оценки.
Знаешь, чего там не хватает? Юмора.
Несмотря на то, что всё это рассказанное очень серьезно, если вдуматься, ведь многое из этого просто прикольно. А в тексте юмор-то как раз отсутствует. Патологически отсутствует. И понятно, почему. Вы прошли через АД, Вы до сих пор напуганы до полусмерти и рады, что Вам удалось уйти живой.
Вот когда Вы успокоитесь, Вы найдете в себе силы увидеть всё это с неожиданной стороны, измерить меркой иронии - надо же, как бесы-то над всеми нами дураками посмеялись, а? - вот тогда и родится настоящее понимание.
А монашество - я уверен! - живо и сегодня. Просто надо ИСКАТЬ. "Ищите и обрящете". Я это понял: жизнь так устроена, что всё настоящее надо искать. Нужна ИЗЫСКАННОСТЬ. Нельзя хватать что попало, первое попавшееся. Первое - не значит лучшее и даже не значит настоящее!
Но, с другой стороны, как раз для науки-то весь этот опыт очень полезен. "Опыт, сын ошибок трудных". Только надо ещё и правильно осмыслить опыт, а это самое трудное.
И ещё - хорошо, что такие книги появляются. Хотя многих это соблазнит и напугает, увы. А кого-то и погубит, наверное. Но всё-таки люди должны всё это знать и понимать, осмысливать, мотать на ус. Настоящее монашество возродится вопреки всему. Ведь как бы ужасно всё это ни было, это уже полная ерунда по сравнению с тем, через что прошла Россия. Этот монастырский "совок" лишь смешная пародия на настоящий советский совок. Который - слава Богу! - уже позади. Так что - прорвёмся!
Кстати, может быть, как раз те немногие, кто пройдет сквозь этот ад псевдомонашества, кто умудрится остаться монахом посреди ада - они-то и станут настоящими старцами XXI века.
Вот концлагеря XX века, как ни крути, были гораздо более страшным адом - а все-таки некоторые старцы прошли сквозь него. Как о. Иоанн Крестянкин, например. Каждой эпохе - свои искушения.

НО! особо отмечу один момент, где я с Марией решительно не согласен:

Цитирую:

В Лествице вообще много интересных моментов: там и темница с различными пытками, куда отправляли послушников на покаяние, и другие более «мягкие» и утонченные издевательства над насельниками монастыря, которые им якобы помогают обрести смирение и спасение души. Эта книга так высокопарно и убедительно воспевает садизм игуменов и духовников над своими подчиненными, что является настольной книгой во всех монастырях, ее даже благословляют периодически перечитывать. Это и подобные «пособия к спасению» открывают перед такими «властителями душ» как м.Николая и ей подобными неограниченные возможности.
Я читала этот труд человека, который сам никогда не жил в общежительном монастыре - в предисловии об этом говорится. Он жил отшельником, сам по себе, а книгу написал по просьбе своего друга игумена. Сейчас, после стольких лет, я думаю: почему же до сих пор эту проклятую книгу, написанную много веков назад, которая может только заморочить голову современному человеку, продают во всех лавках и магазинах? Кому выгодна эта рекламная компания общежительного монашества сейчас, когда монастыри так разительно отличаются от тех, что описаны в этом рекламном проспекте?

"Лествица" для м.Николаи - это инструмент порабощения, для автора инструмент которым ее порабощают, у обоих представление ложное.
Они обе не понимают, о чем говорит Лествичник. А он говорит о высоких духовных состояниях. Его "новоначальные" нам в старцы годятся. Но она права, когда говорит, что эта книга в общем-то не для нашего времени. Нам дуракам это полезно читать, но неполезно пытаться подражать древним.

Для нас советы Лествичника просто непонятны! Вот книга для нас и нашего времени.
Это написано в наше время (в XX веке) и прямо нам адресовано. Монахам и мирянам. Монахам в первую очередь, конечно.
Впрочем, Владыка говорит "Нельзя постригать человека, пока он не достиг ХОТЯ БЫ умной молитвы". Де-факто это ведь что означает? Что в наше время почти никого нельзя постригать. И это суровая правда 😕
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 128 comments