Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

О современном монашестве

Хочу познакомить моего читателя с неизвестной миру современной подвижницей благочестия, которую вовлекли в беседу о том, что же такое настоящее монашество и возможно ли оно в наше время.
Цитирую:


Вы говорите, что в книгах об "аутентичном" монашестве много примеров подвигов, нестяжания, неспания и тяжелого труда - Вы перечисляете подвиги только внешние, но ок - не буду придираться.

Но Вы почему-то умалчиваете, что в "аутентичном" монашестве были еще - свобода выбора, огромное разнообразие уставов, свободное передвижение, выборность игумена, добровольность в принятии на себя послушания, трудов и подвигов.

Братия, недовольная уставом св. Саввы, ушла и свободно основала свое общежитие, прп. Герасим создавал для новоприходящих более комфортные условия жизни, чем для старшей братии и тд.

Вспоминаю случай, когда епископ несколько раз молил своего (подчиненного ему) священномонаха стать во главе одного из монастырей. Тот упрямо отвечал - не хочу, но хочу на Синай, и ушел-таки... епископ не смог его убедить и, не став противиться воле своего послушника, отпустил. Остановило же отца лишь явление свыше.

Вы забываете, что монахи по своему устроению избирали себе род жительства, переходя из общежитий в пещеры, порой уходили даже в мир, и по возвращении их не объявляли иудами, но смиренно принимали обратно с любовью и слезами.

Что настоятели не властвовали, а учили, наставляли и советовали, молясь о вразумлении наставляемых.

Что они, в первую очередь, сами были подвижниками, потому и пользовались авторитетом у братии:

"Об авве Стратигии, настоятеле той же обители св. отца нашего Феодосия, братия монастыря рассказывала нам, что сравнительно с современными иноками три преимущества возвышали его: частый пост, бдение и великое трудолюбие."

Что среди иноков не только было тесное общение, но и самоотверженная дружба.

Сколько мы находим примеров монахов, отказавшихся от епископства и игуменства для "предания себя Богу"!  То есть никогда не ставивших букву послушания выше Духа.

Давайте заглянем в следующий текст:

"Некоторые из отцов сказали нашему игумену: – Сделай милость, отче, отложи на этот раз обычную раздачу бедным, чтобы не оскудела братия монастыря, так как нигде нет пшеницы. – Не станем, чада, нарушать благословения отца нашего – Вы знаете заповедь старца, нам не следует преступать ее. Воистину он сам позаботится о нас.

 Но братия продолжали упорно стоять на своем. – Нам самим не хватит, и нечего давать нам.

 – Что ж, – сказал игумен, глубоко опечаленный, – будь по-вашему. Делайте как знаете."


Что говорится о древнем монашестве?

"Там все слуги, каждый омывает ноги странников и один перед другим старается оказывать им услуги; не разбирают они, кто к ним пришел, раб или свободный, но делают это для всех равно; нет там ни больших, ни малых.

Хотя и есть там низшие, но высший не смотрит на это, а почитает себя ниже их и чрез то делается большим.

У всех один стол, как у пользующихся услугами, так и у служащих им: у всех одинаковая пища, одинаковая одежда, одинаковое жилище, одинаковый образ жизни.

Больший там тот, кто предупреждает другого в отправлении самых низких работ.

 Хотя и есть там низшие или высшие по добродетели, но никто не смотрит на свое превосходство: низших там не оскорбляют презрением, ибо там никто не уничижает других."


Св. Иоанн Златоуст.

"Они украшены добрыми нравами, миром, тихи, покойны и связаны союзом любви, как бы неким родством. Каждый старается быть снисходительнее, кротче, любвеобильнее, смиреннее и терпеливее другого. Если кто из них был мудрее, то он так прост со всеми, что, по заповеди, кажется меньшим всех и слугою всех".

(Rufini Historia monachorum. Patrologiae с. compl. G. XXI, p. 390. Ист. прав. мон. на Востоке. Ч. 1,21.)

«Это любомудрие (т. е. иночество) наслаждается только добром...

...жизнь свою проводит оно в единомыслии и общении с ближними, печется о друзьях и чужих, делит собственное с нуждающимися, занимается тем, что полезно для всякого, не возмущает радующихся и утешает скорбящих."


> Ну так закончите свою мысль, что есть аутентичное святоотеческое монашество?

В первую очередь, как ни парадоксально - это свобода.
То есть свободное, добровольное следование Христу и свободный выбор меры своего подвига.

Даже послушник, решивший предать полностью свою волю в руки злобного или неискусного старца, решал это сделать - сам. И уж во всяком случае ни одно житие не подменяет понятия и не называет злобного старца святым или любвеобильным.

Многие отшельничали и жили в мере индивидуального подвига, жительствуя по совету по примеру - и вот решили мы пойти за советом к такому-то знаменитому высокой жизнью старцу...

Те, кто был под властью епископа или игумена, тоже свободно избирали меру даже административного послушания, не говоря уж о духовном.

Например, отказ от священства, игуменства, епископства. Или... пришел в обитель раскаявшийся разбойник, его приняли и тотчас облекли в схиму. Он стал выказывать все большую и большую ревность в послушании и подвигах. А потом пришел к игумену и сказал - прости уж меня, отче, но я решил вернуться в мир и принять смертную казнь за свои грехи.

> Свобода есть лишь до тех пор, пока человек не выбрал монастырь, а как выбрал, то ни о какой свободе выбора меры подвига уже речь не идет, т.к. меру его подвигов ему определят. И не факт, что это мера будет ему по силам, а если он об этом скажет, то эту меру ему могут и не поменять. Тогда у него будет еще одна возможность проявить свою свободу - уйти или остаться и надорваться.

Я, в общем, понимаю, что Вы пытаетесь сказать. С внешней стороны это может выглядеть и так - чем больше внешней аскезы, тем лучше. То есть ходят сестры с опущенными вниз глазами, читают вслух молитвы, не обращая внимания на вопросы, худые, бледные, замученные - красиво че там... и выглядит внешне, как настоящее монашество. ) Вы только не обращаете внимания или не вчитываетесь в то, что пытаются сказать Вам - принужденная аскеза не есть добродетель. Аскетами люди (и Вы правы - не только монахи, но и миряне) становились по свободному выбору из любви к Христу.

То есть, если обстоятельства таковы, что ты не получаешь пищи, обязан с утра до вечера трудиться, с тобой жестоко обращаются, а ты обязан терпеть, то ты монах? Но тогда любой галерный раб или невольник мог когда-то дать фору всем монахам на свете.

Но почему то рабы не показывали плодов Духа. Все, что они накапливали в себе были ярость и гнев, и ослабь ему цепи - не зарадуешься.

Примерно то же происходит и в описываемом монастыре - цепи только там не материальные, а психологические.

Единственный раб, который мне известен, ставший святым - это Иоанн Русский, но его служение и самораспятие было опять же его свободным выбором.

Если короче - то если Вам разрешается взять только одну ложку варенья, и Вы ее и берете, то это - не добродетель. А вот если Вам говорят, да ешьте че там, не жалко... а Вы не берете ни одной - то это уже начало воздержания.

Но и это - не монашество. Воздержными, постящимися люди становятся по разным причинам - и по болезни, и для внешней красоты. Или по убеждению - сейчас вот веганов полно, а кто-то вообще сидит только на сыроедении, но и это не монахи. В безмолвии человек может пребывать как от внутренней аскезы, так и от элементарного презрения к окружающим... труд? Поверьте, люди в миру пашут порой так, что никаким монахам и не снилось. Унижения? И этого хватает где угодно, но я что-то никогда не видела, что человек, которого насильственно провели дорогой унижений, обрел любовь ко всем, гармонию и внутреннюю красоту.

Так что внешняя жесткая аскеза ничего еще ни о чем не говорит и ничего не гарантирует - это собственно все, что пытаются до Вас донести в двух ветках этого журнала: "невольник - не богомольник". )

Я не исключаю, что мы говорим об одном и том же с разных точек зрения, ну так что же... вопрос этот слишком глубок, и понятно, что слона нужно видеть целиком, а не щупать вслепую с разных сторон. )

Ну а о мере и свободе выбора подвига в древнем монашестве вот Вам Патерик:

Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные монаха. Один из них избрал для себя дело, примирять ссорющихся между собою людей, по реченному:«блаженны миротворцы» (Матф.5:7). Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех, и со скорбию пришел к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и нестарающимся об исполнении своего обета. Согласясь, оба они пошли видеть пустынника, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного помолчав, пустынник вливает воду в чашу и говорит им: смотрите на воду. А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он опять говорит: смотрите, – теперь устоялась вода. Как скоро они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает и счеловеком, живущим среди людей, – от возмущения он не видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки.

> А подлинное святоотеческое монашество это очень жесткая аскеза, когда человек ежедневно и ежечасно распинает свою плоть, волю и разум, посредством различных аскетических упражнений: пост, молитва, послушание, бдение и т.д. Вот что такое аутентичное святоотеческое монашество, а не эти розовые сопли в виде свободы, о каких вы сказали.

Ну Вам виднее ) может быть, Вы и есть древний аутентичный монах, а я просто не разобралась ) великодушно простите тогда, че уж там... за розовые сопли - где уж мне, убогой, что-то пытаться Вам объяснить )

> Классическая тактика дьявола: сначала напасть права под видом добра (я за аутентичное монашество), а потом ввергнуть в отчаяние слева (всё, я проиграл, ухожу в мир!)

Ну что Вы, как возможно. ) Я в своем пути когда-то уже проходила все ступени отчаяния вплоть до полного омертвения души... потому что надеялась, думаю, только на себя - на свою аскезу, на свое делание и "добродетель"... Но только пережив смерть, обретаешь жизнь, причем такую ее полноту, что сложно выразить...

Нет, интернет-разговоры заставляют меня думать над внешними формулировками, за что я крайне благодарна своему оппоненту.

А по сути -
"Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего", а "мы теперь - дети Божии".

> "Только пережив смерть, обретаешь жизнь, причем такую ее полноту, что сложно выразить"
> И непрестанную молитву? Или Вы о другом?

Я раньше да - пыталась систематизировать, как и что называется, теперь - нет, мне как-то все равно. Раньше действительно думала, вот - устная молитва, вот - ага! Умная )) а как еще достигнуть безмолвной и созерцательной ) я понимаю все эти советы старцев - как еще-то наставить послушников? Но внешнее следование любому правилу ведет по пути непрестанных сомнений. А Отец - это просто безграничная Любовь и безграничная Свобода, и это не слова - естественное состояние любой души, любой - только вот эта простота намного сложнее присущих нам игр разума.

А вообще - бедна всякая речь, и всякое слово - ложь, безмолвники были абсолютно правы, не умея найти слов и наливая воду в чашу. ) Мне же тем более правильных слов не подобрать - я не "аутентичный" монах, увы, увы ))


> Но "непрестанность" - это ведь не какой-то специальный термин. Это простая и конкретная вещь: что человек не время от времени взывает к Богу, но непрестанно в Нём пребывает.
Вот сейчас, например, когда Вы набираете текст на клавиатуре - Вы обращаетесь к Богу или ко мне? Ведь естественное состояние любой человеческой души - непрестанная беседа с Богом.

Да, конечно. И Вы правы - именно естественное.
А обращаюсь - к Вам, конечно )) и еще - к себе, наверное... )) скажем так, к нам обоим - как к неразрывной части Единого Целого, нашего Отца. Нас всех разделил разум, вернее самость его, и, пытаясь найти, точки соприкосновения и понимания, мы преодолеваем разделенность и восстанавливаем врожденную нам собственную целостность. Я не очень сильна в формулировках - прошу извинить.

> То есть, Вы обращаетесь к Богу, который и во мне, и в Вас действует?

Сейчас подумаю... может, можно выразиться и так.

> Варсонофий Великий говорит: "Непрестанная молитва относится к мере бесстрастия". Она является его знаком. Пока душа пребывает в греховных страстях, она не может пребывать в молитве непрестанно, так как страсти то и дело уводят её в сторону от Бога.

Пожалуй )) поэтому и не пытаюсь говорить о непрестанной молитве )) ибо страсти меня не оставляют. Но перетерпев и получив состояние мира, пытаюсь все же понять, что и зачем. Наверное, это все, что могу о себе сказать.

Недавно смеялась - было у меня тяжелое искушение. И я 2 дня была в полной боевой готовности - сказать да прости ж меня Господи и поубивать всех нафиг, врагов моих, никак уж года 3 угомониться не могут. Речь, собственно, идет не о вещах духовных, а об обычном криминале, то есть о преступниках - нда-с.

А дня через 2 подумала, может, потому попускается все это, чтобы я молилась о спасении и их душ? Бедные ж овечки )) Озвучила эту мысль )) сестра, зная меня, знатно повеселилась, сказав примерно - да, высота )))
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments