Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Философия молитвы

В тварном мире Я противопоставлено не-Я, и когда исчезает не-Я, вместе с тем исчезает и Я. Это нирвана, самадхи и Великая Пустота. При этом Я возвращается в абсолютное Ничто, из которого оно было создано. От нас неотделима возможность (и даже необходимость) такого движения - так же неотделима, как форма от материала. Ведь Ничто - это материал, из которого мы созданы. И многие ошибочно думают, что это и есть познание Бога. "Всё на те же грабли"

В духе же Я противопоставлено Ты, и это противопоставление намного глубже и фундаментальнее, чем простое не-Я. Для Иисуса Христа неважно противопоставление Я и не-Я, потому что всё по Его воле и ничто не может противиться Ему. И когда мы достигаем соединения с Господом, для нас одинаково неважным становится Я и не-Я, потому что когда моя воля согласна с Его волей, всё совершается и по моей воле. Но при этом не исчезает Ты. "Ты не исчезай"

Соединение со Христом не есть простое отождествление Я и Ты, ну хотя бы потому, что для Самого Христа основное "Ты" - это не кто-либо из нас, но Отец.

Мы созданы из ничего, и Христос как человек создал Самого Себя из ничего. Но Сам-то Он и создание, и Создатель. Соединяясь с Ним, Я выхожу за рамки тварного мира, и всякое не-Я при этом упраздняется. Однако Ты не упраздняешься, потому что Бог несоздан и тем более уж не создан из ничего. Христос как Создатель не сотворен, но рожден, или лучше сказать, безначально рождается из Отца, и потому противопоставление Я и Ты безначально и неустранимо, и здесь начало настоящей Премудрости, уже не языческой, но христианской. "Каждый знай своё место"

Когда исчезает не-Я, это нас глубоко успокаивает, утешает, потому что в противоположности Я и не-Я есть трагический разрыв, корень которого в нашем удалении от Тебя. И потому мы ищем Единого. "Не от хорошей жизни"

Но настоящее единение с Тобой не является слиянием. В простом и полном слиянии нет Я и Ты, нет Я и не-Я, а значит, ничего нет или, иными словами, есть только ничто. Это не движение вперед, а возвращение в абсолютную пустоту, из которой мы не можем не выйти, потому что уже вышли. И на это есть Причина. "Сансара - это не белка в колесе"

Настоящее единение с Тобой - не простое отождествление, потому что Ты тот, кто вывел Меня из Пустоты и благодаря Кому Я есть Я. Простое возвращение в Пустоту - не единение с Тобой, а удаление от Тебя, пассивное противление Тебе. И потому в нем нет настоящего мира. "Помоги, Господи"

И потому хотя в настоящем единении с Тобой не-Я становится Я, однако же Я не исчезает, но актуализуется через Тебя. Ты причина Моего бытия, и когда Я в мире с Тобой, тогда есть Я и Ты. "Будь"

Путь к настоящей Истине и начинается сразу с Тебя. Когда моя мысль обращена к Тебе, это уже начало настоящего единения. Внутреннее безмолвие, в котором нет Я и не-Я, может быть либо пустым, либо наполненным Тобою. И первом случае оно не имеет никакой ценности с точки зрения духовности Христианства. "Молчание"

А сам Ты предвечно рождаешься от Отца, и Отец для Тебя предвечное Ты. Но Я могу размышлять обо всем этом лишь при Твоей помощи, и без Твоего содействия невозможно ни поставить вопрос подобным образом, ни тем более получить ответ на него. Но слияния с Тобой при этом не происходит, потому что мыслящий подобным образом мыслит в Духе Святом. Если бы не было Третьего, то всякое единение с Тобой означало бы слияние, тогда Я и Ты исчезли бы, и возможна была бы лишь Пустота. И потому во всех этих рассуждениях неявно присутствует Дух, Он движет ими, оставаясь до поры до времени невидимым, неощутимым, неосознанным. И до той поры я могу лишь догадываться о том, что Он дышит во мне. "Неизвестно, кто открыл воду, но только не рыбы"

И потому истинное преодоление трагического разрыва я и не-Я - в Троице. Оно начинается с "Ты" и завершается Несказанным, которое вовсе не является тривиальным возвращением к стартовой пустоте небытия, но Целью всего этого движения.




P.S. При желании можно разложить это и в диалектическую триаду. Но здесь сразу возникают три триады.

Во-первых, банальное:

(1) первоначальное ничто
(2) Я и не-Я - разделение
(3) возвращение в нирвану.
"Неудача"

Во-вторых, актуальное:

(1) Я и не-Я
(2) Я и Ты
(3) Отец, который не Я и не Ты.
"Начало истинного Богопознания"

В третьих, предел беспредельного:

(1) Я и Ты
(2) Я в Тебе и Ты во Мне
(3) Троица
"Говорю то, что нельзя сказать"

"Завершаю Незавершаемое"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments