Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Пост в православном браке

"Коготок увяз - всей птичке пропасть!"
Нарушив воздержание от пользования Интернетом по теме Сексуальной культуры Православия, теперь я уже вынужден сделать следующий шаг: сказал А, приходится сказать и Б.

Высказав свое мнение о сексе, я должен теперь сказать и свое мнение о посте, чтобы "закруглить" тему, завершить её.

Итак.

Чтобы понять, зачем нужен пост и как правильно соблюдать пост, надо вначале понять, зачем нужна жертва и как правильно приносить жертвы. Пост – это частный случай жертвы. И не разобравшись в вопросе о жертве вообще, невозможно с уверенностью говорить о посте в частности.

Жертва – это один из универсальных способов взаимодействия человека с духовным миром. Жертва – не только христианское (и как мы увидим, не столько христианское!) понятие. Язычники умеют и любят приносить жертвы, и приносят их намного более охотно, чем христиане. Впрочем, и атеисты тоже не чужды этого искусства.

Принцип жертвы – это принцип воздаяния. Если я что-то отдал, то я должен за это что-то получить. Если я что-то взял, то я должен за это воздать. Так устроен мир, если смотреть на него с точки зрения логики жертвы. Но принцип воздаяния – это не безличный природный механизм, действующий автоматически. Напротив, воздаяние по самому смыслу понятия требует наличия воздающего. Жертва всегда приносится кому-то, и от кого-то ожидают воздаяния. Невозможно и бессмысленно приносить жертву абстрактно, в безличную пустоту, и напрасно было бы ожидать, будто воздаяние придет из этой безличной пустоты автоматически.

Жертва приносится кому-то, и именно тот, кому она приносится, несет ответственность за воздаяние.

Он является гарантом воздаяния, он обещает воздать. А что будет, если он не воздаст обещанное? Тогда в дело вступает тот, кто дал ему власть. Давший власть должен рассудить между принесшим жертву и несправедливо удержавшим должное за жертву воздаяние. И не факт, что он заставит получившего жертву воздать обещанное. Может быть он, напротив, накажет нарушившего обещание. Что же будет в таком случае с принесшим жертву? Совершившаяся несправедливость требует суда, и дело пойдет на следующую ступень, все выше и выше, пока не дойдет до Всевышнего Бога. Именно Он является последней инстанцией в вопросе о любой жертве и любом воздаянии. И потому в конечном итоге всегда неразумно приносить жертвы, неугодные Богу: рано или поздно это плохо кончится.

Но все-таки – даже когда люди приносят неугодные Богу жертвы, например, жертвуют что-то демонам, они как правило получают воздаяние. Казалось бы, зачем демону исполнять данное им обещание, что мешает «кинуть» ничтожных людишек? А вот исполняют. И это нетривиально; тут есть, о чем подумать. И я думаю, причина этого феномена в том, что демоны стараются не доводить дело до Божественного вмешательства. Когда вмешивается Промысел, ситуация становится непредсказуемой и неуправляемой – кому это может понравится? Бог берет дело в Свои руки, и это всегда выходит демонам боком. Потому они стараются по мере возможности поддерживать баланс между жертвой и воздаянием, и не обманывать ожидания доверившихся им людей. И это частный случай более общего духовного принципа, что всякое благо в этом мире исходит, в конечном итоге, только он Бога, даже если вроде бы не имеет к Нему никакого отношения. Смотри внимательнее – и увидишь связь.

Итак, для того, чтобы жертва имела смысл, она должна, во-первых, быть не безличной, должна иметь адресат. И если таковой имеется, то имеет смысл убедиться, что ему стоит доверять. Парадокс в том, что демоны в этом смысле более надежны, чем люди. Люди по глупости часто обманывают и «кидают» доверившихся им, в то время как демоны предпочитают держать своё слово. И причина этого в том, что демоны умнее, а люди глупее. Демоны смотрят вдаль, а люди часто не видят дальше своего носа, не ожидают последствий. А каждое действие, и тем более каждая жертва имеют свои последствия, и последствия эти неизбежны. Тут мудрость; кто имеет мудрость, сочти число зверя, ибо это число человеческое.

Рассуждая о жертвах, надо иметь в виду, что никому никогда ничего не приходит в голову «просто так». Если кому-то что-то пришло в голову, значит, есть тот, от кого это пришло, и кто несет ответственность за эту мысль. И потому всякая жертва, какой бы странной и бессмысленной она ни казалась, обязательно имеет какой-то смысл и какие-то последствия. Даже лишенные на первый взгляд смысла жертвы маньяков и серийных убийц. Потому что если жертва приносится – то она приносится кому-то. Кому же? А тому, от кого исходила идея принести вот такую вот жертву. Кто автор, тот и отвечает. И он знает, что придется ответить.

Так обстоит дело с жертвами вообще.

Так обстоит дело и с благими жертвами, приносить которые нас учит Дух Святый, живущий в Церкви. Угодная Богу жертва – это жертва, совершенная по Его воле. И любое послушание Божественной воле есть жертва, ведь смысл любой жертвы в конечном итоге заключается в послушании. Кому приносится жертва, тот и говорит, что и как надо сделать. Он и обещает воздаяние, он и отвечает за последствия. Всевышний Бог ни перед кем не отвечает, но Он всегда исполняет Свои обещания. Почему? Да просто потому, что обман – это оружие слабых. Цари потому и стараются держать свое слово, чтобы не показать слабости, хотя у них и есть слабость. А у Бога нет слабости, потому и не может быть обмана.

Жертва Богу – это всякое послушание Его воле. И потому правильная жертва должна совершаться только согласно Его воле. В Библии ясно говорится об этом, и приводятся многочисленные примеры того, как Бог наказывал людей за то, что они приносили Ему жертвы неправильно, вопреки Его воле. Он говорит: беззаконная жертва – это убийство, и Я взыщу за неё как за убийство. Когда человек мнит приносить жертву Богу, но делает это вопреки Его воле, он не только не обретает благодати, но ещё и становится преступником.

Это очень неприятный с точки зрения язычника принцип, и здесь причина того, почему многие язычники предпочитают оставаться в язычестве. Там все просто: не жадничай, не экономь на жертвах богам, и ты не останешься без воздаяния. Если тебе пришла на ум мысль принести такую-то жертву в такой-то форме – значит, какому-то богу угодно воздать тебе за это, иначе бы откуда сама мысль такая взялась?

Нам же, служителям истинного Бога, надо смириться с этим неудобством нашей религии. И стараться действовать в соответствии с Его волей.

Всё сказанное касается в полной мере и поста вообще, и супружеского поста в частности. Всякой жертве и всякому посту должна предшествовать молитва. Нужна твердая уверенность в том, что данная жертва и данный пост угодны Богу. А такая уверенность достигается лишь молитвой, а в некоторых случаях для получения уверенности необходимо и благословение заслуживающего доверия священнослужителя. Уверенность, вера очень высоко ценится и очень дорого стоит, потому что является одним из критериев Истины. К сожалению, лишь необходимым критерием, но не достаточным. «Что не по вере, то грех», а обратное неверно. Потому что может быть и ошибочная уверенность. Правда, ошибочная уверенность рассеивается молитвой, и кто обращается к Богу, того Бог не оставит надолго в заблуждении.

Признаком правильности супружеского поста является искреннее согласие супругов. Как и говорит Апостол, буквально: не уклоняйтесь друг от друга, возлюбленные, разве только на время, ради поста и молитвы, а потом опять будьте вместе. Если один из супругов неискренен, если лицемерно поддерживает своего супруга/супругу в его/её намерении поститься, а сама/сам втайне нарушает пост, становится в душе жертвой сексуальных фантазий (не говорю уж о чем-либо худшем!), это ложь и обман! И вред отсюда проистекает двойной.

Во-первых, такое фантазирование само по себе греховно. Секс в браке – не грех, а тайные сексуальные фантазии – грех, потому что они нарушают закон брака. Закон брака состоит в том, что сексуальность мужа целиком принадлежит жене, а сексуальность жены – мужу. Всякое уклонение от этого принципа является блудом, в то время как никакой секс в браке (за редким исключением!) блудом не является. Но это ещё полбеды.

Во-вторых – и это уже беда – если ты утаиваешь от супруга/супруги своё бедственное состояние, то тем самым вводишь его в заблуждение относительно Божьей воли. Она/он думает, что ваш совместный пост угоден Богу, а это обман. Богу супружеский пост угоден только в том случае, когда он совершается по согласию. И только если он совершается, по слову Апостола, ради молитвы, а не ради тайных блудных мечтаний.

Естественно, надо различать помыслы и мечтания. Помысел приходит на ум без нашего на то согласия. Взял, и пришел. Это ещё не мечтание. Мечтание – это когда ты на этом помысле останавливаешься, услаждаешься им и развиваешь его. Помысел сам по себе не является грехом; кому угодно может прийти на ум что угодно. А вот мечтание, фантазирование – это уже грех.

Сказанное не значит, что если он или она впали в блудные мечтания, то пора прекращать пост. Это значит лишь, что надо признаться супруге/супругу, что ты кое-что утаил/утаила от неё/него. А дальше принять новое осознанное и осмысленное решение. Нужно понять: есть ли у вас обоих искренняя решимость соблюдать пост? Искренняя решимость, без утайки! Если есть – то и хорошо. Потому что тайные фантазии и мечтания исчезают, когда их вытаскиваешь на свет. Темные дела совершаются в темноте, и света они не переносят, но бегут от света. Потому не бойся признаваться супругу/супруге в своей слабости: вместе вы - сила. Вы сила ещё и потому, что можете признаваться друг другу во всем. На исповеди в храме неудобно (да и не нужно вникать) во всяческие подробности фантазий и мечтаний, чтобы не соблазнить священника. (Иное дело, если речь идет не о фантазиях, а о реально совершенном грехе – тут уже таиться на исповеди нельзя.) В личном же общении супругов между ними не должно быть никаких тайн, когда дело касается сексуальности. И здесь есть парадокс.

Парадоксальность ситуации в том, что угодный Богу супружеский пост требует от супругов большой искренности в их взаимных отношениях. Хотя такая искренность по понятной причине может посту и помешать. Но лучше не принести Богу никакой жертвы, чем приносить нечистые жертвы. Ведь Бог не нуждается в наших жертвах, Он ищет только нашего сердца. И любые жертвы приносятся Ему, в конечном итоге, именно ради очищения сердца. Потому если кто в браке по внешности постится, а внутри утаивает от супруга/супруги блудные фантазии – поступает крайне неразумно, нерасчетливо. Впрочем, Бог милостив, и всякое наше дело может обратить нам на пользу, если видит наше искреннее желание послужить Ему. Но где допущена ошибка, там будет вразумление, и будет трудным.

Благословен пост в браке! И благословенны те супруги, которые чисто постятся ради распятого Христа, чтобы соединиться с Ним и друг с другом в Вечности!

Многие уже писали о том, что через любовь в браке человек может взойти к любви Божественной. Но мало кто описывал механизм, как именно это происходит. И потому у читающих могло сложиться ложное впечатление, что у нас в Православии имеется какая-то тантра, тайная доктрина восхождения к Божественной любви через любовь плотскую. На самом же деле все просто: супруги восходят к Божественной любви через добровольную жертву – через правильное, осознанное и осмысленное воздержание от плотской любви. И первое правило такого воздержания – полная взаимная искренность и полное согласие в намерениях. А полная искренность и невозможна вне брака!

Пост в браке не просто ценен, но в некотором смысле он даже ценнее, дороже монашеского поста! "Мал золотник, да дорог"
Когда близкие, любящие друг друга и предельно искренние между собой супруги приносят Богу жертву, воздерживаясь от близости - это очень, очень много значит. Это настоящий христианский подвиг! и в моих словах нет преувеличения. Бог видит их усердие и воздаст им сторицею.

Но только в том случае, если этот пост - настоящий!
Никто из супругов не должен таиться, согрешая в помыслах, никто не должен чувствовать себя окраденным, пораженным в своих правах, иначе эта жертва становится преступной и заслуживает не награды, а наказания. Полная искренность супругов, отсутствие утаивания - это обязательное условие правильного поста. Если эта искренность приводит супругов всего лишь к сексу - греха в этом нет, хотя и духовного приобретения тоже нет. Но только через неё, через эту искренность можно обрести правильный пост по согласию - и обрести благодать у Бога.

К правильному посту как правило мало приспособлены молодые супруги, но даже они могут хотя бы на какое-то время воздерживаться друг от друга, если оба веруют во Христа, желают обрести Его и ищут Его путь. Никакие правила тут установить невозможно. Каждая пара должна сама определять свою меру, и эта мера с годами будет естественно меняться. В церковных правилах четко прописано, что когда можно или нельзя есть, но не прописано, когда и как молодым супругам воздерживаться от брачного общения. Это дело нашей совести и нашей любви к Богу. А жертва Богу никогда не бывает напрасной, если она принесена правильно и подобающим образом.

Особый важный случай – если верующий супруг имеет неверующую супругу (или наоборот). Такое положение вещей – большое несчастье, потому что при этом он/она лишается возможности прийти к Богу через супружество. Может быть, ты через брак и приведешь мужа ко Христу. Но пока этого не случилось, через этот брак невозможно приблизиться к Богу. Это обстоятельство надо бы отчетливо понимать ещё в тот момент, когда заключаешь подобный брак. Супружество может стать путем восхождения к Богу только в том случае, если оба супруга верующие, оба желают приносить жертвы Христу и по обоюдному согласию воздерживаются друг от друга ради Христа. Если этой обоюдности нет – значит, как правило нет и воли Божьей на такую жертву!

История Церкви знает единичные исключения из этого правила, и они касаются великих людей, людей действительно великой святости, апостольской святости. Пытаться же вопреки воле супруга/супруги уклоняться от секса, не имея на это прямого указания от Бога – пагубный самообман и гордыня. Муж не властен над своим телом, но жена! И жена не властна над своим телом, но муж! Попытка кого-либо из супругов самовольно распоряжаться собою в этом вопросе – это кража чужой собственности.

Кража не может быть добродетелью. Нельзя насильно заставить нецерковного супруга/супругу поститься на том основании, что у нас в Церкви идет пост. Если он/она не желают подчинять себя церковной дисциплине (а зачем это неверующему человеку?!), никто не вправе навязать её против воли.

Впрочем, есть исключение, которым отменяется всё выше сказанное: прямое изъявление Божественной воли, потому что этим отменяется и упраздняется все остальное. Праведнику закон не лежит. Если точно и несомненно известно, что угодно Богу, то надо так и делать, не обращая внимания на все остальное. Но беда, если окажется, что думая угодить Богу, ты прельстился, и принял чье-то ошибочное суждение за волю Божью. Лучше вовсе не принести никакой жертвы, чем принести беззаконную жертву.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments