Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Заметки духовного человека (Анонимуса)

Заметки Анонима:

Умное делание – пожалуй, единственное поприще, которое требует всего человека без остатка. Ни одно дело на земле не требует такого тотального пожизненного круглосуточного напряжения как оно. (Но и помощь от Бога исихасты тоже получают в превосходных степенях). Этому деланию две тысячи лет и оно очень непростое.
Существует положительный опыт и опыт отрицательный. Положительный, по сути дела, всегда продолжение отрицательного. Ну, а если отрицательный опыт никак не переходит в положительный, такое ведь тоже бывает, то душевные силы могут начать иссякать. Это нередко случается наблюдать в умном делании. Я сам лично больше сотни человек встречал с призванием к умному деланию … и как много среди них изнемогших или изнемогающих. Получить призвание от Бога, в этом удостовериться … и не мочь его выполнить. С годами приходит горькое чувство, что ты не совершаешь самое главное дело жизни (молитва). Ведёт это к душевной растерянности, как минимум, а то и к перемётыванию к какому-нибудь обыденному занятию.
Зато как приятно видеть не сошедших с поприща или хотя бы знать об этом, а ещё лучше – ими вдохновляться. Но и «сошедшие», надеюсь, на очередном жизненном витке, снова вольются в строй исихастов, к тому же, обогащённые «отрицательным» опытом, который вызрел в их душе.
Иной раз «фон» молитвы с нецерковной точки зрения может выглядеть очень некомфортным – усталость, голод, невысыпание, теснота и даже антисанитария (список можно продолжать). Казалось бы, создай сначала комфортную обстановку вокруг и внутри себя, а потом уж молись.
Бесчисленное количество людей ловилось на этой мысли – создавали условия, тщательно обустраивались, но, как потом часто оказывалось по жизни – это приводило не к молитве, а к отдыху и развлечениям. Комфортом молитву не заманишь.
Есть и обратная крайность – считать, чем тяжелее, тем лучше и смиреннее. Отнюдь. Труд и жизнь не по силам очень сильно угнетают, а угнетённость и, к тому же, неустроенность – серьёзнейшие враги молитвы.
Трудности, окружающие духовную жизнь, должны быть целесообразны, т.е. через тонкое искусство аскезы вести человека к Богу, а не быть вызваны своими или чужими прихотями или упущениями и названы благом.
В духовной жизни собственная негативная реакция на внешние трудности должна восприниматься, как результат нерешённых внутренних проблем. При духовном росте трудности вообще могут перестать замечаться и даже человек может начать желать их появления, чтобы не угасала ревность и оттачивался навык борьбы.
SN
Subscribe

  • Царская охота

    Мне хочется сказать несколько слов о смысле сегодняшнего праздника. Сегодня Христос явил Себя миру. Предыдущие тридцать лет на земле Он прожил, почти…

  • Как на самом деле

    Здесь я размещу оглавление цикла "Как на самом деле", потому что он уже разросся и пока не собирается завершаться. Это цикла начался…

  • Как на самом деле: богословие любви vs богословие покаяния

    Эта заметка относится к циклу Как на самом деле Для ищущих воцерковления: капкан дьявола внутри Церкви. Этим текстом я попытался исправить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments