Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Галковский в тексте и в жизни

Отрывок из текста Галковского (galkovsky) 650. КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА



[Spoiler (click to open)]В одном из предыдущих постов я обмолвился, что даже такая невинная штука как «Кавказская пленница» нашпигована советской властью вредоносным контекстом...

С тем, что кино в СССР было крайне политизировано спорить абсурдно (я кстати привёл красноречивые примеры).

Но неожиданно люди упёрлись в технику интерпретации советской агитки. Меня это несколько озадачило.

Идеологическая шифрограмма «Кавказской пленницы» вполне проста.

Эпохальным событием в советском кинематографе была лента «Свинарка и пастух». Это музыкальная романтическая комедия, изюминка которой заключается в том, что куртуазные отношения между принцем и принцессой подаются не как пастораль абстрактных поселян, а как бытовой псевдореалистический рассказ с социальными подробностями. Если сентиментализм это переодевание простолюдинами, то советское народное кино это простолюдины, вполне всерьёз ведущие себя как взаправдашные графья и князья, причём для этого им даже не нужно менять одежду.

Фильм начинается с того, что в колхозном Версале ВДНХ «средь шумного бала случайно» встречаются ЗНАТНАЯ свинарка и ЗНАТНЫЙ пастух. Дальше всё по канонам: разлука, коварный герцог-колхозник, неразбериха, комедия ошибок, ревность и закономерный хепи энд.

Но за общей схемой таится националистическая аберрация, долженствующая иллюстрировать не только социальное равенство, но и дружбу народов. «Свинарка и пастух» повествует о любви русской свинарки Глаши Новиковой и северокавказского пастуха Мусаиба Гатуева.

При этом образ русской Глаши снижен, отчасти комедиен. Пастух же показан в тонах лермонтовско-руставелевских. Например комичная сценка спасения поросят Глашей резко контрастирует с мужественной борьбой Зельдина против волков.

Это делает схему кино странной. В классической драматургии любовь главных героев часто оттеняется отношениями комичной пары, как правило, принадлежащей к другому социальному слою. Если герой ухаживает за благородной сеньорой, то его слуга ухаживает за служанкой сеньоры. Отношения внизу социальной лестницы, сопровождающиеся грубым лапанием и сальными остротами, прорисовывают высокие отношения основной сюжетной линии.

Здесь же фактически речь идёт о любви грузинского князя к грубоватой и недалёкой русской служанке, что придаёт картине неожиданное измерение. Глаша превращается в Дульсинею.

«Кавказская пленница» является инверсией «Свинарки и пастуха». Теперь вологодскую свинарку сменяет гордая горянка «Нина», а гордого пастуха-горца – пьяненький русский студент «Шурик». На инверсию указывает и само название «КавказскАЯ пленниЦА». «Кавказский пленник» это хрестоматийное произведение советской школьной программы и смысл инверсии хорошо понятен зрителю 60-х.

Несмотря на то, что музыкальная комедия у Гайдая приобрела фарсовый оттенок немого кино, он свято сохранил основной постулат советской власти: о туповатых и простоватых русских и благородных горцах.

Если знакомство героев «Свинарки и пастуха» происходит под памятником Сталину, и собственно романтический Мусаиб это реинкарнация молодого Иосифа, то «Кавказская пленница» фильм вроде бы антисталинистский. Там показан восточный бюрократ, собирательнй образ всех этих Джугашвили, Орджоникидзе, Берий, Мжаванадзе Георгадзе, Менташавили, и прочих Окуджав, сидевших у русского народа на шее 50 лет. По английскому велению, по своему хотению.

Но заведомо несерьёзный характер курортного фарса с комичным Сааховым-Этушем, выворачивет сатирический посыл наизнанку. Берия (а больше всего восточный любитель комсомолок похож именно на него) оборачивается смехотворной «кровавой гебнёй» нулевых.

Фразы о «волюнтаризме» и «члене партии» в фильме бросает «Балбес» Никулин, и не случайно это место так понравилось Брежневу.

А главное, страшный Кавказ в фильме сознательно путается с Крымом. (Фильм в Крыму и снимали.) Между тем действия «Кавказской пленницы» происходит на Северном Кавказе, там 20 лет назад произошла депортация части населения и заселение территорий русскими колонистами (которые здесь до революции и жили). Но в середине 50-х Хрущев ситуацию перевернул, местные русские в свою очередь подверглись изгнанию, а Чечне и Дагестану нарезали территории, которые вообще им никогда не принадлежали. Этот пороховой погреб, а ля современная ЮАР изображен Гайдаем милым европейским курортом, а местные обычаи (страшноватые даже без учёта чеченской специфики) представлены серией забавных скетчей.

Сколько советских тури-тура-туристов было убито и ограблено в горах Северного Кавказа с начала 60 и по 90-е годы? Я думаю тысячи и тысячи. А сколько обворовано, избито, унижено, изнасиловано? Отдохнули русские во «всесоюзной здравнице Афганистане». Сколько личных трагедий произошло из-за неправильной информации об азиатах, полученной русскими дурачками? Где эти русские женщины, избиваемые до потери сознания, запертые на кухне, пинаемые местными старухами, выполняющие чёрную работу (иногда с дипломом о высшем образовании). Всё это результат лживой и по сути подлой «интернациональной пропаганды».

Массированная пропаганда действует тотально. Ну что могут вызывать чеченцы у культурных людей? Только УЖАС. Если Албания это кусок Азии в Европе, то Чечня кусок Африки в Азии.

Нужно быть ПОЛОУМНЫМ ИДИОТОМ, чтобы послать своего ребёнка отдыхать в пионерский лагерь с чеченцами. С грузинами или армянами – можно. Но осторожно. А с чеченцами, пигмеями, папуасами – никогда и ни при каких условиях. Тут культурный разрыв в несколько столетий. Всё, разумеется, образуется, человек произошёл от обезьяны, ничего страшного. Но на всё нужно ВРЕМЯ. А живём мы здесь и сейчас.

Возникает вопрос, а можно ли было снять «Кавказскую пленницу» без червей?

- Нельзя. Сама тема провокационна.

А можно ли было вообще снимать комедии в тогдашнем СССР, не решив основной вопрос, который стоял перед Россией – вопрос освобождения от тоталитарного рабства?

Тут прямо ответить трудно, ведь просто перевод мыслей в лёгкий жанр, понижает градус ненависти, отвлекает от смертоубийства. СМЯГЧАЕТ НРАВЫ.

Но человек, снимающий скетчи посреди шевелящихся могил и дымящихся луж крови (а в середине 60 – горы из русских трупов ещё шевелились – кто-то агонизировал, кто-то не дострелянный выползал наружу), для этого надо обладать ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. У Гайдая она была. Он воевал на фронте и подорвался на мине.

И в общем спасибо Гайдаю за наше счастливое детство. Смешного в СССР было мало, смех Гайдая человеческий, его фильмы вполне могли быть сняты в Италии или Англии.

Но к фильму на Западе всегда идёт культурный довесок. Например к американскому фильму всегда привязан довесок борьбы с курением. Фильм не про это, но на 17 и 49 минуте сделаны полезные малозаметные вставки. На 17 отрицательный герой похабно и некрасиво курит, а на 49 любимая спрашивает супермена: «Зачем ты куришь эту дрянь?» Супермен начинает кашлять, выплёвывает сигарету и обещает никогда больше не курить.

К советскому фильму привязана коробочка из харкотины, гнилых ногтей и ядовитых гусениц. К любому. Причём её нельзя не открывать. Она действует на подсознание. Посмотрел мультик – заболел ветрянкой. Вот итог советской культуры.

И в этом есть Великая Правда. Иначе было бы совсем дико – заготовили тысячи тонн человеческого мяса и тут же мультики, воздушные шарики, вкусные шоколадки. Советские шарики наполнены гремучим газом или аммиаком, в шоколадках легко найти зуб или глазной хрусталик. Ну а мультики...

Представьте, в Японии жил писатель-сатирик, написал сто лет назад новеллу «Какашка-сан» - о бедном чиновнике. Миядзака цепляется за какашку, рисует мультик вручную и калом, гробит на это 20 лет и НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Вот такой «союзмультфильм».

До сих пор не понимают, почему «Винни Пуха» снимать перестали. Получалось же отлично, все были в восторге – и в самом начале застопорилось на ровном месте. Так потому и застопорилось – ХОРОШО ПОЛУЧАЛОСЬ. Тут метафизика. У советских должно получаться как всегда.

Например, придумают себе кавказцев, залезут под них и плачут десятилетиями. А как же без Кавказа? Без Кавказа нельзя. Чай не Донецк. И не Крым. «Кавказские пленники». Сидят советские Жилин и Костылин в яме, беседуют:

- А хорошо нас обслужили.

- Кормят, бьют мало.

- Куда нам без Сталина-то.

- Вот и я о том.

- Хорошие люди. Могли бы и убить.

- Сейчас перетерпеть надо годик-другой. Кадыров освободит.

- Еще что – климат хороший тут. Горы. Курорт.

- Как в Швейцарии.

- Повезло.

- Олимпиаду надо.

- На лыжах можно кататься, на санках.

- Хрю-хрю.


Это "фантазии Галковского".

А вот иллюстрация из жизни. Что было с артисткой, сыгравшей главную роль в этом фильме, когда она поехала на Кавказ на самом деле
.

Цитирую:

Наталью Варлей однажды похитили, увезли в горы и пытались изнасиловать. И это не сюжет фильма, а самый страшный, по словам актрисы, ее кошмар.

"И каждый раз я просыпаюсь в холодном поту от своего же крика. Ведь это не просто сон, это случилось со мной в реальности. Меня похищали на самом деле! И я теперь лично знаю, как страшно оказаться в такой ситуации", – с грустью призналась звезда "Кавказской пленницы".


Произошел инцидент в Кисловодске, куда Варлей приехала на съемки. "Автобус подъехал уже поздно вечером. Я, обессиленная, вышла из салона на остановке.

Вижу: стоит милиционер. Подошла к нему: "Вы не подскажете, как добраться до гостиницы "Нарзан"?" Там был забронирован для меня номер. Постовой обернулся. "Да это недалеко! Валера, подвезешь даму?" – обратился он к стоящему недалеко таксисту. Тот услужливо открыл переднюю дверцу своей "Волги": "Пожалуйста!" Я так и растаяла! Какие милые люди! Села на переднее сиденье, на коленях – сумочка с деньгами. И мы поехали", – помнит все до мелочей Наталья, будто это случилось вчера.


В тот день актриса так сильно устала на съемках, что задремала, едва "Волга" тронулась в путь.

"Очнулась я, только когда авто остановилось. Огляделась вокруг, а мы в горах! Я в свою сумочку вцепилась. Думаю, ну, сейчас деньги потребует. А этот тип начал приставать ко мне! – с ужасом поведала журналу "Тайны Звезд" актриса. – Я давай отбиваться. Он, взбешенный моим сопротивлением, шипит: "Что ты дергаешься? Все равно изнасилую и убью! И об этом никто не узнает!" Вырвал мою сумочку: "Ну-ка, что там у тебя?!" Открыл ее, а там на самом виду мой паспорт лежит. Он взял его, развернул да как развопится: "Ох, дурак я, дурак! Ты Варлей?! Актриса?! "Кавказская пленница»?!" А сам бьет себя по щекам: "Как же я тебя не узнал?! Прости! Прости!" А я и слова сказать не могу. Только мычу и головой киваю".


Таксист вернул Варлей ее паспорт и отвез в гостиницу.

"Не помню, как мы доехали. Все было, как в бреду. Пришла я в себя только в номере. Бросилась к телефону, хотела позвонить в милицию... Ну а смысл звонить, если в такси меня посадил милиционер? Да у этого Валеры наверняка в ментовке все схвачено! – рассудила Варлей. – В общем, подумала я, подумала и никуда звонить не стала. Жива осталась – и слава Богу! Правда, с тех пор с незнакомыми таксистами не езжу. Береженого Бог бережет!"



Как видите, в жизни всё не так страшно! Кавказцы - культурные люди. Не стали обижать комсомолку, артистку, спортсменку и ваапще красивую дэвушку!
Видите, как Галковский сгущает краски?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments