Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Агенты и люди Власти

Я задумал эту короткую заметочку давно, но всё как-то не доходили руки.

Мне кажется полезным ввести в теорию Власти разграничение двух очень близких, но принципиально различных понятий: человек Власти и агент Власти. Это разграничение пришло мне на ум, когда в разговоре с одним умным человеком я получил информацию, что ни одна серьезная разведка не доверяется своим агентам. Любой успешный агент рано или поздно становится двойным агентом - или просто погибает. Возможность предательства закладывается в этой системе в качестве "планового" риска. В этот момент я осознал принципиальное отличие агента и вассала. На вассала полагаются, ему доверяют, на него опираются, его всерьез поддерживают и очень неохотно теряют. Вассал - это большая ценность, вассалами не разбрасываются. Агент же - не слишком большая ценность, его всегда можно заменить другим агентом. Главная ценность вассала в том, что на него можно полагаться. Ценность агента определяется его деловыми качествами. И это два совершенно разных статуса данного человека в властной группировке.

Собственно, понятие "агент Власти" можно было бы даже считать избыточным. Щеглов и Хазин в "Лестнице в небо" говорят о людях, которые работают на Власть, но сами не являются людьми Власти. И я не стал бы предлагать новый термин, если бы не одно важное обстоятельство.

Дело в том, что агент Власти, хотя и не является членом властной группировки, все-таки в какой-то мере пользуется её ресурсами, а значит, может становиться и сюзереном, находить себе вассалов - или же, в свою очередь, набирать агентов. Таким образом, дерево Власти может расти и более сложным образом, чем мне представлялось до сих пор.

Например:


Здесь "неполноценные" связи помечены цифрой "7". То есть, "2" и "12" не являются вассалами "0" и "6" соответственно; они всего лишь их агенты.
Если удалить эти "неправильные" связи, то группировка сразу будет выглядеть гораздо скромнее:


Почему это важно? Во-первых, потому, что все-таки невозможно провести качественное различие между "вассалом" и "агеном". Ведь "доверие" понятие относительное. Как бы глубоко ни доверял сюзерен своему вассалу, в какой-то момент он может в нем и усомниться.
С другой стороны, любого вассала обязательно проверяют на верность, особенно поначалу. То есть, любой вассал обязательно проходит стадию "агента". Далее, его могут оставить на этой стадии, а могут начать искушать, испытывать на прочность его преданность сюзерену. И только пройдя все испытания он становится действительно вассалом. Между тем, уже на стадии проверки он может в какой-то степени использовать ресурсы, предоставляемые Властью, а значит, теоретически ничто не мешает ему успеть обзавестись своими собственными вассалами - даже раньше, чем его самого признают полноценным вассалом.

Развивая эту идею дальше, можно ввести количественную характеристику "прочности" связи, некую меру доверия сюзерена к вассалу. Например, обозначить абсолютное доверие за ноль, и дать каждой из указанных связей свой "вес", пропорциональный степени возможного недоверия. Чем больше "вес" связи, тем меньше доверия, тем в большей мере член данной группировки заслуживает наименования её агента.

Наличие внутри группировки таких непрочных, "тяжелых" связей может играть важную роль в какие-то поворотные моменты её судьбы, когда она испытывается на прочность. Потенциально ненадежный агент - это совсем другое дело, чем полноценный вассал. И большая на вид группировка может оказаться на проверку рыхлой и уязвимой.

Это кажется мне важным ещё и из религиозных соображений. Потому что владеющие миром сим "короли", возглавляющие глобальные властные группировки, в подавляющем большинстве своем являются по отношению к Богу, Первоисточнику всякой власти, именно агентами Его влияния! А чтобы заслужить статуса вассал Бога, мало быть "королем", надо быть лично преданным Богу, то есть святым человеком.

Таким образом, разграничение понятий "агент" и "вассал" позволяет избежать двусмысленности в вопросе о том, как надлежит понимать апостольские слова "Всякая власть от Бога". Действительно, это так. Бог - источник всякой Власти. Однако быть верным "королю" и быть верным Богу - это две разные вещи, потому что "король" может оказаться вовсе и не вассалом Бога, а всего лишь агентом Его власти. И чаще всего, увы, оказывается.
Tags: религия, теория Власти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments