Ослепительно красивая идея Галковского, что СССР был криптоколонией Англии, прозвучала в свое время как гром среди ясного неба. Некоторые встали в позу сопротивления, да так и застыли в этой позе, будучи не в силах перешагнуть усвоенный с детства взгляд на вещи. Другие на некоторое время увлеклись красотой предложенной концепции, но спустя некоторое время заметили нестыковки и "обиделись" на Галковского, будучи не в силах самостоятельно дойти до "всемирного тяготения". Таким людям нужен не креативщик Галковский, а гениальный концептуалист Ньютон, который преподнесет им на блюдечке завершенную теорию, сразу изъясняющую реальность во всех её аспектах и подробностях.
Что касается лично меня - меня нисколько не отпугивают несоответствия с реальностью, когда я вижу красивую идею. Сама красота концепции в 100 случаях из 100 свидетельствует о том, что идея верна. Просто жизнь сложнее, и она не описывается какой-то одной идеей. Чтобы описать движение реального тела, мало знать базовые законы Ньютона, недостаточно и формул всемирного тяготения. Нужно учитывать и трение, и термодинамику, и то обстоятельство, что тела - это не "материальные точки". Законы Ньютона сами по себе, оторванные от реальной сложности жизни, бессильны. Но они дают нам шанс разобраться в ней, разложить её на простые составляющие. И если идея красива - значит, она наверняка в каком-нибудь смысле верна, даже если в ней видится пугающее противоречие с другими красивыми и верными идеями.
Пугаться противоречий не нужно. Противоречие - это стимул развития. Когда писатель сочиняет книгу, ему на ум приходят интересные сцены и эпизоды, которые часто противоречат друг другу. Такие идеи приходят на ум любому человеку. Если человек пугается этих противоречий, всё остается на уровне идей. Писателем он становится в том случае, если не пугается противоречий, но начинает придумывать новые и новые эпизоды, объясняющие эти противоречия. Так растет замысел, из которого и рождается в конце концов текст. А опытный автор не боится и сразу записывать приходящие ему на ум эпизоды, уже нисколько не смущаясь возникающими противоречиями, потому что опыт подсказывает ему, что противоречия - это хорошо, это стимул развития идеи.
Иногда бывает полезно не держать в себе, а высказывать вслух нехорошие идеи, которые кажутся слишком правдоподобными. На днях мне пришлось кратко ответить в частном письме на один простой вопрос:
> Почему Чехословакия сдалась Гитлеру без единого выстрела, имея сопоставимую по силе армию?
Потому что Богемия - часть Австровенгрии, - ответил я. - А за спиной Гитлера стояла немецкая и австрийская аристократия.
По той же причине почти все страны бывшей Астровенгрии выступили союзниками Гитлера. Но с важным и очень красноречивым исключением: Сербия! Дело в том, что Сербия была создана Романовыми. Это Австровенгерская православная "Украина", пороховая бочка, подаренная нами Вене.
Написав эти слова, я наконец решился высказать и другую идею, которая давно меня мучила, просилась наружу. Идею настолько крамольную, что просто боялся копать в этом направлении, опасаясь наткнуться на какой-нибудь отвратительный полуразложившийся труп, смрад от которого заставит меня возненавидеть то, что я люблю...
...но оттолкнувшись от криптоколониальной концепции Галковского, я уже не мог остановиться, и деталь за деталью складывал получающийся пазл. Постепенно становилось ясно, что дело тут даже не в Англии.
"Большая игра" - это борьба Великобритании и России за господство в Средней Азии и вообще на земном шаре.
Но словосочетание "большая игра" настолько выразительное и хлесткое, что мне давно уже хотелось расширить это понятие.
Назовем "Большой игрой" вообще борьбу великих европейских Держав за господство в мире. И вот что тогда получится.
Немцы, англичане и русские - ровесники, если считать наш "возраст" с момента вхождения в Большую Игру.
В самом деле.
Россия вовсе не "младше" Англии, если не считать "Англией" старую Англию, которую захватили в 1688 году голландцы в ходе "Славной революции". Значимость той доброй старой Англии сильно мифологизирована, но в целом даже официальная история не преувеличивает более чем скромное значение этого пиратского острова на окраине Европы. Кроме "разгрома великой армады" и вчистую проигранной англичанами Столетней войны там, в общем-то, и вспомнить не о чем. Бла-бла-бла. "Огораживания". И "тысячелетние демократические традиции". (Было бы странно, если бы у пиратов не было демократических традиций.) Англия по-настоящему становится Англией только тогда, когда она приобретает (прежде всего - наследует от Голландии) колонии и превращается в "Империю, над которой никогда не заходит солнце".
Германия - это расширенный вариант Пруссии. Начало Пруссии - там же, в конце XVII века. Пруссию раскрутили французы в пику Габсбургам. Пруссия - это Австрийская "украина", которая, постоянно расширяясь, сделалась сильнее Империи, от которой её отделили. После французов над этим много работали англичане и русские.
Старые игроки в Большой Игре - это Франция и Австрия/Испания (напомню, что та и другая державы были когда-то единым целым под скипетром Габсбургов). Они вступили в Игру в начале XVI века, на полтора столетия раньше России, Англии и Пруссии. И постепенно углубляясь в логику европейской истории, я начинаю понимать, что мы склонны сильно преувеличивать значение молодых игроков и сильно недооценивать значение игроков старых.
Последнее время я много размышляю об Австрии. Империя Габсбургов затонула в 1918 году. Но она не умерла, а продолжает жить ниже уровня видимости, жить и влиять на события мире. "Немецкие старички" проиграли две мировых войны и потерпели в XX веке страшный урон. Многие их ресурсы растащили на куски. Но кое-какая мелочь осталась. Например, осталась Католическая Церковь, которой они покровительствовали четыреста лет, и которая насквозь пронизана их агентурой. Миллиард католиков, разбросанных по всему миру - это не такая уж и мелочь. Конечно, рядовой католик ничего и знать не знает о "немецких старичках", но катлическая церковь пронизана целой системой Орденов, явных и тайных. А это уже серьезно. И за каждым таким орденом стоят серьезные Люди.
Англия через ВСЦ сконцентрировала в своих руках контроль над протестантизмом и пытается контролировать Православие. Но Православие контролировать невозможно, его проще ликвидировать (однако тоже не смогли). А одни только протестанты - это очень чахлый актив сравнительно с католицизмом. Зато у Англии сохраняется её Империя в форме "Содружества наций", а кроме того ещё и пара сверхдержав-криптоколоний. Это огромная сила, ничего не скажешь. Но объединенная Европа сильнее остального мира вместе взятого.
Франция контролирует активную часть европейского масонства, и это тоже реальная сила. Евросоюз будет благополучно расти и набирать силу до тех пор, пока католическая церковь и масонство сохраняют по отношению друг ко другу благожелательный нейтралитет. Союз масонства с католичеством - это и есть Евросоюз, если говорить о невидимой части системы Управления этим сверхгосударством.
... Но я отвлекся. Очень уж не хочется говорить о Сараевском убийстве, да...
Переосмысливая историю Первой мировой войны, я постепенно осознал, что из всех её участников эта Мировая война была выгоднее всех именно России. Неприятно так думать и тем более говорить, но куда деваться.
Сегодня это совершенно не очевидно, потому что случилась революция, которая совершенно изменила первоначальный смысл всей ситуации. Никто же не предполагал, что идиоты-большевики лишат нас плодов победы. А победа была неизбежна. Тройственный союз не имел никаких шансов на победу против Антанты.
Во время Первой мировой сложилась уникальная ситуация, когда ни Англия, ни Франция не поддерживали Турцию. Это был для нас шанс решить вопрос с Турцией раз и навсегда. А помимо Турции за содействие Антанте мы получали окончательное признание Северной Персии и Северного Китая нашей территорией.
Ни Англия, ни Франция от этой войны ничего нового не получали. Они просто отстаивали свой ресурс от посягательства претендующей на гегемонию Германии. А Россия - получала. И получала именно от Англии и Франции. Получала Турцию и Северную Персию. А от Китая получали все кроме США, каждый свой кусок. Поводом для войны было то, что Германии давали очень маленький кусок - даже меньше, чем Японии.
... язык не поворачивается, а все-таки скажу..
Вот самая крамольная из моих идей. Считается, что Сараевское покушение случилось само, "от сырости".
Но по логике qui prodest, если считать именно Сараевское убийство причиной Первой мировой, то получается, что больше выиграла от него именно Россия Ужасно думать, что так оно и было. Это не наши методы, мы благородные и честные. Но "Платон мне друг, а истина дороже".
Эта-то мысль о Сараевском убийстве так пугала меня, что я боялся копать в этом направлении, опасаясь, что найду какие-то факты, которые заставят меня пересмотреть мои представления о добре и зле.
Но, к счастью, Истина опять восторжествовала. Так бывает при психоанализе. Человек страшно боится осознавать своё бессознательное, потому что бессознательное потому и бессознательно, что там таится нечто ужасное, не приемлемое для сознательного "Я". Однако, как показывает опыт, если бесстрашно погрузиться в эту черную демоническую глубину, имея соответствующее снаряжение, то на каком-то этапе обязательно обнаруживается дно в виде человеческого естества, разумного и доброго по своей природе. Демоны господствуют в бессознательном лишь до тех пор, пока мы оставляем его в их власти. Этот вдохновляющий опыт в равной мере описывает и результаты познания окружающего мира.
Решившись на исследование, поначалу я действительно обнаружил какую-то дрянь.
Сараевское убийство было организовано Сербской террористической организацией "Черная рука" (UpDated: популярно об этой организации):
«Чёрная рука» (Црна рука), другое название «Единство или смерть» — южнославянская тайная националистическая организация, имевшая своей целью объединение различных южнославянских народов в одно государств Основана 22 мая 1911 года и просуществовала до 1917 года. В «Чёрную руку» входил ряд офицеров сербской армии и некоторые государственные чиновники, которые были разочарованы своим правительством из-за его мягкости по отношению к Австро-Венгрии. Их целью было создание национально—революционных организаций во всех областях, где жили сербы, причём они рассматривали хорватов и словенцев как сербов католического вероисповедания.
«Чёрная рука» была внешне схожа с организациями более раннего времени, например карбонариями, каморрой и масонами, о чём свидетельствуют её ритуалы и символика (череп и кости, кинжал, бомба и яд). Свой «устав» «Чёрная рука» позаимствовала из формулировок нечаевского «Революционного катехизиса».
В Боснии и Герцеговине, входящей с 1908 года в состав Австро—Венгрии, также была своя националистическая террористическая организация — «Млада Босна», которая сотрудничала с сербской «Чёрной рукой»[13]. К ней принадлежал убийца Франца Фердинанда гимназист Гаврила Принцип. Различие между «Молодой Боснией» и «Чёрной рукой» состояло в том, что первая придерживалась республиканских и атеистических идей и стремилась объединить балканские народы под эгидой «южнославянства», а в последнюю входили сторонники авторитарного и клерикального мировоззрения, стремящиеся создать великое пансербское государство.
Нечаевский "катехизис" меня подивил. Вот уж не думал, что русские революционеры-террористы оказали такое влияние на развитие мирового террористического движения. Ан вот оно как.
Ладно, теперь поглядим, а кто персонально кто двигал "Чёрной рукой".
Оказывается, некто по кличке Апис.
Драгу́тин Димитри́евич (серб. Драгутин Димитријевић, известен как А́пис; 1876-1917) — начальник разведывательного отдела Генерального штаба Сербии, сооснователь и лидер тайного общества «Чёрная рука». Драгутин и получил своё прозвище Апис в Белградский гимназииза свой высоченный рост, крупную фигуру и буйный характер. По-гречески «апис» означает пчела, а по-египетски «бык». Апис решил извлечь для себя выгоду из давней вражды сербских династий Обреновичей и Карагеоргиевичей.
Черная рука была создана в 1911 году, однако Апис начал заниматься терроризмом гораздо раньше. Именно Апис организовал убийство последнего короля из династии Обреновичей. И стало быть, именно он привел к власти династию Карагеоргиевичей. Смотрим далее.
Сторонники новой монархии были благодарны Дмитриевичу за своё возведение на престол, но он, в силу ряда причин, отказался от официальных постов. Никто нигде его не видел, но все знали, что он делает всё.
То есть, де-факто власть в Сербии принадлежала этому самому Апису? Не жирно ли для террориста, подумал я, и стал копать дальше.
Во-первых, Обре́новичи (серб. Обреновићи). Это сербская княжеская, а затем королевска династия. Правили Сербией (1815-1842), затем (1858-1903). Непримиримые враги Карагеоргиевичей в борьбе за престол. В период правления Обреновичей Сербия отошла от ориентации на Романовых и сблизились с Габсбургами. Ориентировались на Австро-Венгрию.
Плохо дело, подумал я. Вы и убили-с, Родион Романович. И убили-то как нехорошо:
«Сербы покрыли себя не только позором цареубийства (что уже само по себе не допускает двух мнений!), но и своим поистине зверским образом действий по отношению к трупам убитой ими Королевской Четы. После того как Александр и Драга упали, убийцы продолжали стрелять в них и рубить их трупы саблями: они поразили Короля шестью выстрелами из револьвера и 40 ударами сабли, а Королеву 63 ударами сабли и двумя револьверными пулями. Королева почти вся была изрублена, грудь отрезана, живот вскрыт, щеки, руки тоже порезаны, особенно велики разрезы между пальцев, — вероятно, Королева схватилась руками за саблю, когда её убивали, что, по-видимому, опровергает мнение докторов, что она была убита сразу. Кроме того, тело её было покрыто многочисленными кровоподтеками от ударов каблуками топтавших её офицеров. О других надругательствах над трупом Драги… я предпочитаю не говорить, до такой степени они чудовищны и омерзительны. Когда убийцы натешились вдоволь над беззащитными трупами, они выбросили их через окно в дворцовый сад, причем труп Драги был совершенно обнажён».
Но самое страшное открытие подстерегало меня впереди.
Продолжение: Февраль и Чёрная рука (2)
Окончание: Черная рука и Парижское богословие