Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Иисус Христос: личность и маска (дополнение)

И небольшое добавление к статье (Иисус Христос: личность и маска) для тех, кто интересуется психопатологией и/или немного разбирается в Богословии.

Как соотносятся между собой понятие древнее античное понятие "лицо" и современная новомодная "личность"? Когда-то, на самой заре моего ЖЖ, я написал по этому поводу статью, которая осталась широким читателем незамеченной. Между тем, она заслуживает самого пристального внимания. Там я даю разрешение этого насущного и страшно важного для современного православного человека вопроса. Прошу любить и жаловать, заметка Строго-православное учение о "личности".

Тут важно понимать, что "лицо" - это термин юридически строгий. Например, если человек страдает раздвоением личности (ужасным заболеванием, которое более точно именуется Диссоциативным расстройством идентичности), то все его деяния совершаются одним и тем же лицом, хотя и разными личностями. Одна личность может не иметь никакого понятия о тех гнусных преступлениях, которые совершила другая, однако юридическую ответственность приходится нести в конце концов базовой личности (преморбиду), которая и есть собственно душа человека, по праву обладающая телом, которым то и дело овладевают иные духи или части психики. Что именно - духи или части психики - это зависит от того, какой Вы придеживаетесь теории. В принципе, то и другое объяснение работает, а какое их "правильнее" - это зависит от угла зрения. А тем, кто упорно держится за части психики, я бы советовал обратить внимание на следующие обстоятельства:

Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичности обладают способностью легко входить в трансовые состояния. Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Несмотря на появление новых личностей, базовая личность, носящая подлинные имя и фамилию человека, остаётся среди них. Количество личностей внутри человека может быть велико и расти с годами. В основном это объясняется тем, что человек неосознанно вырабатывает в себе новые личности, которые могли бы помочь ему лучше справляться с теми или иными ситуациями. Так, если в начале лечения психотерапевт диагностирует обычно 2—4 личности, то по ходу лечения выявляется ещё 10—12. Иногда количество личностей превышает сотню. Личности обладают разными именами, разной манерой говорить и жестикулировать, разной мимикой, походкой и даже почерком. Обычно личность не осведомлена о присутствии в теле других личностей.

Естественно, это не "опровержение" концепции частей психики, но лишь те трудные места этой концепции, от которых свободна концепция духов. Человека в сомнамбулическом трансе легко заставить подписать какой-нибудь документ. Но у него другой почерк - каково? тут всё не так-то просто, есть о чём подумать.

"Лицо" применительно к разумному существу означает то же, что и "ипостась". А "личность" - это совсем другое. Например, если человек умер, то его мертвое тело принадлежит той же самой ипостаси. Это то же самое лицо, та же ипостась. Но там уже нет личности.
Личность - это всего лишь состояние ума разумного существа. Другое состояние ума - другая личность. Например, с возрастом личность изменяется, и старик именно как личность может быть совершенно не похож на самого себя в молодости или тем более в детстве. А лицо то же самое.

Так вот, у Христа состояние Его человеческого ума определяется тропосом бытия Его ипостаси. Я сознаю, что у людей, далеких от Богословия (да и у некоторых богословов) понятие "тропос" вызывает оторопь. Но на самом деле ничего страшного тут нет. По счастью, в русском языке есть вопросительное слово "как?", ответом на которое является именно тропос. Тропос - это "как". На вопрос "как поживаете?", если попытаться ответить на него буквально, нужно дать развернутое описание тропоса твоего бытия. Все мы люди, все мы человеки, все имеем одну и ту же природу. И отличаемся мы друг от друга лишь тропосом бытия этой природы. Вот так же и Христос - Он такой же, как и мы, однако имеет совершенно иной тропос бытия, чем каждый из нас. Ведь две Его природы - человеческая природа и Божественная природа - имеют один и тот же тропос бытия, а именно: тропос бытия Сына Божия.
Потому несмотря на то, что Он имеет такой же точно ум, каким обладает по природе каждый из нас, состояние Его ума совершенно необычно:
Должно знать, что святой ум Христов и естественные свои действия совершает, мысля и разумея, что он есть ум Божий, и что ему поклоняется вся тварь, и вместе памятуя Свое пребывание и страдания на земле. В действовании Божества Слова, в Его устроении и управлении всем, ум Христов принимает участие, мысля и разумея не как обычный ум человека, но как ипостасно соединенный с Богом и получивший наименование ума Божия. (Иоанн Дамаксин)

PS: как ни странно, вся эта высокая философия напрямую связана с современной политикой.
Потому что эта политика использует в своих целях мистику. См.заметку
Тональ и дискурс, нагваль и континуум (политтехнологии современной элиты)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments