?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение.
Начало см. "Смерть и жизнь русского народа"

Вводная заметка этого небольшого цикла была построена так, чтобы читателю почудилось противоречие в моих словах С одной стороны, я говорю: русский народ мертв и разлагается, надежды нет. С другой стороны, пророчу обращение советского человека к русской культуре.

Но мой русский читатель не так-то прост :)
Всем всё было понятно с полуслова, и никакой интриги у меня не получилось. Но меня это и радует, потому что означает, что ничего нового я тут, в сущности, не говорю. Я всего лишь формулирую словами то, что о чем и без меня все догадываются - а это и есть работа писателя.

Итак, мысль моя проста и очевидна для всех.

Тот русский народ, который создавали (но не успели создать) Романовы, зверски обезглавлен в 1917 году, труп его осквернен, и "возродиться" он не может. А тот русский народ, который Романовы взяли и использовали в качестве материала для строительства своей нации, никогда и не умирал.
Советую читателю уделить хотя бы минуту своего внимания вот этому ролику: https://ok.ru/video/2245528288?fromTime=722

В этих двух предложениях слово "народ" было использовано в двух разных смыслах. Романовы взяли строили "политическую нацию" европейского типа, взяв для этого русский суперэтнос, с незапамятных времен объединявший в себе множество славянских племен на основе общей для них христианской конфессии - Православия.

Рассуждая об истоках национализма, Бенедикт Андерсон прямо указывает, что религиозное и национальное самоопределение взаимно исключают друг друга. Они занимают в душе человека одну и ту же "экологическую нишу". По мере усиления одного ослабевает другое. Он не утверждает прямо, что нации были созданы кем-то, кто хотел занять место Бога, но этот тезис при внимательном чтении сам собою рождается из этой книги. Религиозные сообщества де-факто играли роль наций в то время, когда самих наций ещё не было. И самый первый в истории пример борьбы за "национальное самоопределение" (столетняя борьба Голландцев против Испанской империи) в то же время является примером борьбы за самоопределение религиозное (кальвинисты против католиков). А если копнуть ещё глубже, сама подмена единой Церкви множеством конфессиональных "самоопределений" - это уже почти готовый "национализм", о которого до светского национализма и вовсе рукой подать.

Я планирую в ближайшее время, если хватит сил, описать психологический механизм, который на самом глубоком уровне человеческой психики (см. заметку Фундамент Бессознательного) делает возможной такую подмену. Эта тема тем более интересная и "вкусная", что она напрямую сопряжена с вопросом о воспитании детей, браке и сексуальности. Я нашел человека, который взял на себя труд подготовить необходимый для этой работы материал. И было бы очень обидно, если бы что-то сорвалось - потому что здесь стягиваются воедино все мои темы: Христианство и Бессознательное, психоанализ и религия, брак и секс, национализм и теория Власти. Здесь завязывается потрясающий своей компактностью смысловой узел, мимо которого пройти нельзя. И всё упирается лишь в то обстоятельство, что самостоятельно приподнять и перевернуть такую глыбу мне просто не по силам.

Тем не менее, у меня в голове уже сложилась определенная картина. Я знаю, как именно происходит в нашей душе  подмена Бога сначала на родителей/воспитателей, а потом и на внешние авторитеты. Для человека естественно объединяться с подобными себе, но в основе любого братства всегда обнаруживается отечество в первоначальном смысле этого слова. Братьями являются те, кто имеет одного и того же Отца. И это напрямую связано с моим исходным тезисом, от которого я оттолкнулся в заметке "Смерть и жизнь русского народа": не нация рождает Власть, а Власть формирует под себя нацию. Этого не видят лишь потому, что этот процесс происходит подспудно. Умный и хитрый "отец" уходит в тень, оставляя "братство" в иллюзии автономного, независимого существования, но удерживает контроль над психологическим механизмом, спаивающем "братьев" в одно целое.

Внимательный читатель уже осознал, что я снова говорю мимоходом какую-то ужасную вещь: я говорю, что Романовы попытались занять в душе русских место Бога. Но вскрытые внутренности выглядят неэстетично даже в том случае, когда это внутренности самой красивой и привлекательной женщины. Таково свойство психоанализа: он неприлично обнажает то, что не принято осознавать и произносить вслух. Это одно из главных психологических препятствий к моей работе. Я каждый раз испытываю ужас и неудобство, когда мне приходится сказать вслух то, что нехорошо говорить. Это дурацкое и неуместное, но вполне понятное для православного человека чувство, которое можно преодолеть лишь доведя его до абсурда: "Азазелло просил не беспокоиться, уверяя, что он видел не только голых женщин, но даже женщин с начисто содранной кожей."

Но в сущности, ничего ужасного в этой мысли нет. Романовы были до мозга костей европейцами, представителями высшего уровня европейской элиты. А на этом поднялась Европа: сначала на христианстве, а потом опять на христианстве. Христа вначале использовали, а затем с прибылью продали. Католичество объединило европейские народы Запада в одно целое, собрало их в кулак и дало беспрецедентный культурный и цивилизационный толчок, который позволил Европе подмять под себя весь остальной мир, включая православный Восток. Протестантизм раздробил Европу в то время, когда она была уже настолько сильна, чтобы вести войну на два фронта: завоевывать Землю и в то же время вести гражданскую войну. В сущности, всякая война внутри Европы - это гражданская война, и для внешнего мира враждующие и конкурирующие между собой европейцы всегда оставались монолитным целым. Такой фокус-покус был бы невозможным, если бы европейцы не ощущали себя на глубочайшем уровне единым целым, если бы не были братством - то есть, если бы не имели единого Отца. Мы и ощущаем.

Романовы сделали в России то же самое, что сделали европейские короли по всей Европе. Каждый из них воспользовался созданным Церковью колоссальным культурным потенциалом в своих личных целях. На основании религиозной культуры попытался поставить себе престол, чтобы занять в душе европейца место Бога. У кого-то это получилось, кто-то потерпел крах. Французские короли предпочли Париж мессе, и сложили головы на гильотине. Английские короли объявили себя главой Церкви, и в этом качестве поныне являются неформальными лидерами всего протестантского мира. И Романовы бы просто не были европейцами, если бы не проделали того же самого в России, взяв за основу Православие и исповедующие его славянские народы.

Идеальным с точки зрения житейского комфорта вариантом был бы сценарий, при котором у всех все получилось так, как получилось у англичан. Русский Император сегодня был бы неформальным лидером Православного мира на Востоке Европы, как Английский - протестантского на Севере и в Колониях. Но у Иисуса Христа есть Свои планы на Европу, и он не собирался мириться с делением христианского мира на уделы на конфессиональному признаку.

Потому всё пошло не так, как задумывалось людьми. Новоявленные хозяева Вселенной немедленно передрались между собой. Началось с того, что католические императоры Габсбурги попытались раздавить католических же королей Франции. Если бы Христос был за католиков, то Тридцатилетняя война завершилась бы победой католической Империи, протестантизм был бы разгромлен, и история пошла иным путем. Но католическая Франция выступила против католиков, объединившись с протестантами. Король Франции занял "националистическую" позицию, встал выше конфессиональных предрассудков - и выиграл. Выиграл, ценой опускания католичества до уровня всего лишь одной из конфессий. И как следствие, ценой победы масонства, так же точно стоящего выше конфессиональных предрассудков - что спустя полтора века стоило лучшему из его потомков головы. Характерно, что вместе с последним королем Франции была обезглавлена и его супруга, из Габсбургов. Запоздалый союз спохватившихся католиков (см. Дипломатическая революция) ничего исправить уже не мог. А "виноваты" в этом были Романовы, предательски выступившие в Семилетней войне на стороне протестантов, против своих союзников, католиков Франции и Империи (см. Чудо Бранденбургского дома), что спустя полтора века и привело лучшего из их потомков в подвал Ипатьевского дома.

Национальное строительство Романовых завершилось катастрофой Революции (см. История Русской революции в свете теории Власти), отошедший от религии народ оказался голым материалом для строительства европейской колонии нового типа. Колонии, которая воображает себя сверхдержавой. А полученный при этом строительстве уникальный опыт сейчас используется в Китае, который тоже воображает себя сверхдержавой. Но нам сейчас важно осмыслить, что всё это означает для русского народа.

Народ за последние двести лет, минувших с того времени, как Романовы начали нацбилдинг, в подавляющем большинстве перестал быть православным. Зато он окончательно стал европейским народом. Нехорошее дело Романовых завершено, правда, пока без подразумевавшегося хорошего результата. Вместо национального государства русских мы имеем довольно странную картину: европейского типа нация, при этом лишенная национальной власти. ("Демократическая" оболочка РФ на глазах становится все более и более призрачной. "У Вас ус отклеился") Если не знать истории этого странного образования, то вообще непонятно, как оно могло сформироваться. Попа есть, а слова нет. Нация европейского типа как будто бы есть, но непонятно, кто и зачем её создал. А создали её три силы: сначала Православная церковь, затем похитившие у Церкви русских Романовы, затем похитившая их у Романовых "мировая закулиса". Так и вышло то, что вышло: тяп-ляп, по частям - там подтянуть, там подправить.

Важно понимать, что наши европейские Хозяева тоже поучаствовали в нашем национальном строительстве. При всей бредовости концепции "советского народа", они сделали важное дело: таки превратили русского крестьянина в европейца. Научили его носить пиджак и писать статьи, дали образование и какое-никакое воспитание. Семена европейского просвещения падали на плодородную почву традиционно христианской культуры, о чем я подробно написал уже.

Вопрос в том, к чему всё это клонится? Каковы будут плоды этой истории? И на что уповать человеку, ощущающему себя русским, но при этом сознающему, что русский народ обезглавлен и медленно умирает.

Продолжение: Взгляд извне и изнутри

Оглавление всего цикла:
Смерть и жизнь русского народа
Три источника и три составные части
Взгляд извне и изнутри
Избран Тобою?
Смысл Русской революции (принцип наименьшего действия)

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
medved_kuznets
Apr. 30th, 2018 07:02 am (UTC)
Спасибо, замечательно, жду продолжения! А уж тему в которой сходится всё тем более жду. Вы анонсировали действительно самые важные и интересные вопросы.
То что Вы очень захватывающе отметили про мессу, Париж и гильотину, или про чудо Бранденбургского дома и дом Ипатьевский, звучит очень сильно, но действительно ли это так? Неужели одни события на столько предопределяют другие, без возможности исправления вектора кем бы то ни было на промежутке 150-200 лет?
palaman
Apr. 30th, 2018 10:00 am (UTC)
Нет! В том-то и дело, что исправить можно было бы:
https://palaman.livejournal.com/210881.html

Edited at 2018-04-30 10:01 am (UTC)
(no subject) - medved_kuznets - Apr. 30th, 2018 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Apr. 30th, 2018 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Apr. 30th, 2018 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Apr. 30th, 2018 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Apr. 30th, 2018 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Apr. 30th, 2018 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medved_kuznets - Apr. 30th, 2018 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Apr. 30th, 2018 07:19 pm (UTC) - Expand
real_big_shish
Apr. 30th, 2018 07:51 am (UTC)
Вот после этого "религиозное vs национальное" у меня наконец открылись глаза на невиданную смесь балканских самоидентификаций, что пару лет заставляла меня ими только удивлённо хлопать.
palaman
Apr. 30th, 2018 10:02 am (UTC)
Очень интересная реплика. А можно подробнее?
Я почти не знаком с этой темой - балканские самоидентификации.
(no subject) - real_big_shish - Apr. 30th, 2018 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Apr. 30th, 2018 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buyaner - May. 1st, 2018 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - real_big_shish - May. 1st, 2018 03:05 pm (UTC) - Expand
zaharov
Apr. 30th, 2018 08:54 am (UTC)

Тут много оговорок. Европейская нация Романовых была крайне мала и не превышала 5% населения. Вся остальная Россия для них была внутренней колонией, радикальным вариантом Польши, точнее, просто ресурсом. Это был тупиковый вариант, и выхода не было. Сейчас мы имеем социально рыхлое и атомизированное, но полностью европейское население. Это не ситуация тупика, это ситуация низкого старта.
При Романовых с христианством ситуация была несколько иной, чем вы описали. Православие обеспечивало управление обществом в рамках 5% национального государства. А для остальных 95% оно было просто верой, убеждениями, ценностями. Эти 95% без полиции, спецслужб, школ и церкви не превратили жизнь страны в африканский ад, потому что были по-настоящему верующими православными. Как только это изменилось - тут же и наступил африканский ад.

palaman
Apr. 30th, 2018 10:22 am (UTC)
Я прочитал Ваш комментарий со странным и неприятным чувством.
Вы как будто мне возразили ("оговорки" - это ведь возражения), но не сказали ничего такого, с чем бы я был не согласен.
Но раз Вы ощущаете, что это с Вашей стороны именно "оговорки", то получается, что вообще не смог адекватно выразить свои мысли. Это меня настораживает.

По поводу процентов. У меня есть статистика посещаемости храмов крестьянами в одном из уездов Московской губернии (см. Статистика памятных дат в историческом предании Православия).
Так получается так. В начале XVIII века в храм более-менее регулярно ходили, грубо говоря, все 100% населения. В начале XIX века - примерно 30%. В начале XX - примерно 10%. В начале XXI ходят где-то 3%.
Из этих "регулярно ходящих" людей лишь треть посещала храм каждое воскресение и лишь десятая часть может быть отнесена к глубоко верующим.

Просто по-видимому для того, чтобы общество не скатывалось в Африку, не обязательно, чтобы прямо ВСЕ были "по-настоящему верующими православными". И даже не обязательно, чтобы их было большинство. Болотов говорит, что Римская Империя приняла христианство, когда около 10% народа стали христианами. В то время (время страшных гонений) просто быть христианином уже значило быть "по-настоящему верующим". Получается, где-то к началу XIX века мы спустились ниже этой римской планки (~10% настоящих верующих). С этого времени и начался процесс тления.

Edited at 2018-04-30 10:23 am (UTC)
(no subject) - zaharov - Apr. 30th, 2018 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - Apr. 30th, 2018 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zaharov - May. 1st, 2018 12:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - karpion - May. 2nd, 2018 12:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - May. 2nd, 2018 03:11 am (UTC) - Expand
alex_mashin
Apr. 30th, 2018 09:07 am (UTC)
Лучший из потомков
Интересная мысль, что наказание за коллективную вину падает на лучшего из представителей коллектива.
palaman
Apr. 30th, 2018 10:03 am (UTC)
Архетип
Может быть, так происходит лишь в христианской культуре.

Edited at 2018-04-30 10:04 am (UTC)
habanerra
Apr. 30th, 2018 09:41 am (UTC)
Очень глубокий анализ. По стилю напоминает акт судебной медэкспертизы, требует вдумчивого и отстранённого изучения.
palaman
Apr. 30th, 2018 10:25 am (UTC)
Спасибо. Моя цель - найти резонанс, чтобы другие люди продолжили размышлять в этом направлении.
(Anonymous)
Apr. 30th, 2018 12:40 pm (UTC)
Европейским можно было считать населения жившее на реках впадающих в Балтийское и Белое море. Они издревле торговали и имели контакты с Европой, конечно главным образом жители посадов. Но основная масса народов жила на реках впадающих в Каспийское и Чёрное море. Они были полностью изолированы от европейского влияния и веками контактировали с кочевниками, торговали с персами, турками и т.д. Даже сегодня, несмотря на огромную мобильность и смешение народа, ценностные ориентации и предпочтения аудитории ЖЖ северо-западного региона и, к примеру,Поволжья сильно отличаются.
palaman
Apr. 30th, 2018 04:08 pm (UTC)
Я использую слово "Европа" не в географическом, а в культурном смысле. Естественно, эти два смысла переплетаются, но все-таки они существенно различны. Крестьянское население самой Европы, независимо от географического региона, на протяжении веков не было "Европой" в плане культуры.
А, скажем, в XV веке "европейцами" были в Европе только жители городов Северной Италии и Рима, а также Бургундии. В меньшей степени - жители больших городов вне этих регионов. Отсюда "Европа" распространилась сначала на Францию с Австрией и Испанией, а затем и на прочие страны, захлестнув в конце XVII века Россию, Англию, Пруссию и чуть позже североамериканские Колонии. И теперь, в XXI веке с невиданным развитием средств коммуникации, весь мир мало-помалу переплавляется если не в Европу, то в предбанник Европы, европейскую колонию.
(no subject) - (Anonymous) - Apr. 30th, 2018 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - May. 1st, 2018 06:26 am (UTC) - Expand
bacr
May. 1st, 2018 03:01 am (UTC)
> не нация рождает Власть, а Власть формирует под себя нацию
Это достаточно общепринятый у серьезных историков тезис, просто пропаганда пытается это замалчивать.

У Захарова выше было, что церковь не росла. Да, когда придумали печатный станок им пользоваться первыми научились протестанты строящие национальные государства (Церковь учила про Слово, а на практике такой результат). Пользоваться печатным станком значит не только перепечатать Библию и рукописи Аристотеля, но научиться печатать школьные учебники и статьи (...у Вас про европейцев). Иезуиты со своими школами были догоняющими, но что-то отыграли, особенно на периферии вроде Белоруссии (в какой-то момент была вся протестантская) или Южной Америке. В следующем туре надо не отставать, а возглавлять, учиться Словом пользоваться (староверы, кстати старались лучше чем все остальные русские).

> И на что уповать человеку, ощущающему себя русским, но при этом сознающему, что русский народ обезглавлен и медленно умирает.

Все народы медленно умирают. Время народов и национальных государств прошло. Нужны другие конструкции. Пустое место хорошо для приложения усилий (см выше), непаханое поле.



Edited at 2018-05-01 04:03 am (UTC)
zaharov
May. 1st, 2018 07:00 am (UTC)
Согласен. Как раз в эпоху глобалицазии народы и смогут разобраться по гамбургскому счету, кто круче. Когда-то этот процесс, вероятно, прошел в границах Индии. Теперь пройдет на всей планете.
(no subject) - bacr - May. 2nd, 2018 01:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - May. 2nd, 2018 03:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - bacr - May. 2nd, 2018 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - May. 2nd, 2018 04:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - palaman - May. 2nd, 2018 03:14 am (UTC) - Expand
a_longway
May. 1st, 2018 12:53 pm (UTC)
По поводу видео.
У о. Николая фото Распутина на столе?
palaman
May. 1st, 2018 12:59 pm (UTC)
Да, он лично его почитал. Но никого не агитировал почитать Распутина, а напротив: говорил, что здесь на земле он не будет прославлен, так как "уже слишком поздно". Что это означает - неизвестно.
(no subject) - a_longway - May. 1st, 2018 03:58 pm (UTC) - Expand
karpion
May. 1st, 2018 11:53 pm (UTC)
Романовы не строили никакого народа. Ибо народ не строится в сославном обществе.
palaman
May. 2nd, 2018 03:03 am (UTC)
Романовы строили бессословное общество. Этим тогда занималась вся Европа - в смысле, вся верхушка европейской Власти. Увы, Россия вошла в это процесс позже Франции и даже позже Англии, и не успела завершить его к моменту Революции.

А Вы просто привыкли мыслить по ассоциации. "Романовы - царизм - сословное общество". А что Романовы отменили крепостное право, ввели суд присяжных и созвали Думу - это случайность. "Революция вынудила".

Мыслить таким образом нас приучили коммунисты, под влиянием которых продолжает жить всякий русофоб - и это справедливо. Хуже, что под этим же влиянием продолжают оставаться и многие люди, заслуживающие лучшей участи. Но это вопрос времени.
livejournal
May. 2nd, 2018 12:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 44 comments — Leave a comment )