Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Глубинная психология Власти

Этот текст продолжает цикл "Перезагрузка", начатый заметками
Археология смыслов
Истинные причины наших поступков
Послушание vs повиновение
Откуда в человеке страсть к власти?

Итак...

...не только Бог может оказывать нам покровительство. Есть и многие другие, желающие этим заниматься. И в первую очередь, это наши родители, которые и занимают место Бога в душе ребенка, закладывая тем самым основу будущей социализации – и всех будущих проблем.

"Занимать в душе ребенка место Бога" - дело не совсем безопасное. Тут завязываются узлы всех будущих сложностей и противоречий в отношениях ребенка с родителями, которые так ярко проявляются в подростковый период. Идеальные родители всегда и во всем действуют по воле Божьей, находятся в послушании у Бога, являясь тем самым прозрачным проводником Его воли, идеальным Его образом и подобием. Дети таких родителей свободны от тех психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться практически каждому из нас. Когда родители действуют своевольно, то какими бы благожелательными ни были их намерения в отношении ребенка, они невольно создают ему проблему, так как реальность-то не подчинена их воле. Они заняли место Бога, но не обладают при этом подобающим Богу всемогуществом и всеведением - и потому при всем желании не могут сыграть взятую на себя роль достойным образом.
Естественное для человека стремление к Богу, желание уподобиться Ему, конвертируется в этом случае в стремление "стать большим". Взрослые, "большие" -"боги" для детей, но увы, это несовершенные, весьма относительные и как правло вполне языческие божества. Святые родители – редкость, а грешные родители – это языческие "боги" для младенца. И это обстоятельство не может не порождать тяжелых психологических проблем как в младенчестве и детстве, так и в подростковый период. А затем созревший ребенок сам заводит детей и так же точно играет роль "бога" для них, передавая таким образом все эти проблемы из поколения в поколение.

Если копнуть ещё глубже, нетрудно заметить, насколько существенную роль играет во всех этих отношениях то Бессознательное, о котором я столько говорю на страницах своего журнала. Ребенок воспринимает мир непосредственно, и он вступает в контакт со своим родителем на самом прямом, самом глубоком и интимном психологическим уровне. Пока ребенок не научился говорить, его общение с родителями и не может быть ничем кроме раппорта.

А это значит, что Бессознательное родителей не может не становиться Бессознательным ребенка. Оно передается через воспитание так же надежно и неизбежно, как генетический код через зачатие. Говоря на языке Фрейда, "Сверх-Я" родителей становится "Сверх-Я" ребенка. Это тот механизм передачи самых базовых, примитивных культурных и этических норм, который срабатывает автоматически, независимо от качества воспитания. От качества воспитания зависит лишь то, насколько успешно человек сможет переварить, переработать этот полученный от родителей ментальный "вирус".

Сказав это, я теперь могу уточнить, в каком смысле родители занимают в душе ребенка место Бога. Более правильно было бы сказать, что это место занимает в его душе твоё Бессознательное, действие которого младенец непосредственно ВИДИТ сквозь сознательные действия твоего "я". У идеального (святого) родителя нет никакого "Сверх-Я". "Сверх-Я" занимает в душе и сердце ребенка место, которое изначально принадлежит Богу. Разница между Богом и Бессознательным обычного грешного человека огромна. Прежде всего, Бог властвует над всем, и все в мире совершается по Его воле. "Сверх-Я" же всемогуществом не обладает, оно лишь выдвигает нравственные требования, подчиняет человека, принуждает его к повиновению, само будучи при этом бессильным.

Обобщая сказанное выше, замечу, что нужно различать два вида наследственного греха, который передается нам от старших поколений.

Прежде всего, это "первородный грех" - естественная страстность и смертность, уязвимость нашего естества, наша зависимость от обстоятельств, страх боли и стремление к наслаждению. Хотя "первородный грех" и называется грехом, но лишь потому, что его причиной является грех, совершенный Адамом. На деле же ничего греховного в нашей естественной страстности нет, и Бог нас за неё не осуждает, не ставит её нам в вину.

Во-вторых, это наследственный грех - уже не естественные страсти, но греховные страсти, которые мы воспринимаем от свои родителей в ходе общения с ними. Общение это начинается ещё в пренатальный период, когда ребенок, обитая в материнском лоне, воспринимает и на свой лад понимает все, что происходит в это время с его матерью. Оно становится наиболее интенсивным в младенчестве, когда ребенок полностью зависит от взрослых, благоговеет перед ними и как губка впитывает всё, что видит и ВИДИТ в них, особенно в тех, от кого существенно зависит его выживание и благополучие.

Воспринятое от родителей Бессознательное ("Сверх-Я") является причиной "вытеснений" - обширного забвения значительной части жизненного опыта детства, а в особенности всякого рода "травматических сцен". Вытеснение - очень интересный эффект, и надо понимать, что это действие именно Бессознательного. Неверно понимать "вытеснение" так, что человек "решил" забыть что-то - и забыл. Так не бывает. На самом деле механизм "вытеснения" более сложный и интересный. А именно, на все мысли, хоть как-то (ассоциативно) связанные с вытесненным, Бессознательное реагирует "сопротивлением" - особыми "авторитетными" помыслами, отвлекающими внимание от вытесненного. Помыслы сопротивления человек привычно, автоматически принимает без критики так же, как в младенчестве он некритически принимал слова родителей. Осознать, заметить в себе действие сопротивления не так-то легко. Зато осознав его, можно мало-помалу восстановить в памяти вытесненное. Для этого разработана специальная техника, именуемая "психоанализом" (см. например https://ortopas.livejournal.com/2544.html).

Вытеснения ослабляют человеческий ум, способность к самосознанию, рефлексии. Это создает предпосылки для дальнейшего развития уже индивидуального, личного греха и личных греховных страстей.

С другой стороны, "Сверх-Я" в известной мере берет на себя роль управления обществом. Совместная деятельность людей невозможна без их предварительной социализации, "притирания" друг ко другу, которое начинается в глубоком детстве, с нашего младенческого опыта общения с родными и близкими. А существование больших социальных общностей (численность которых значительно превышает число Данбара) невозможно без целенаправленной организации жизни этих людей. Эту организацию осуществляет Власть. И здесь смысловой круг замыкается.

Глубокая потребность человека во Власти зарождается в эпоху его младенческой беспомощности, когда естественной Властью для него выступают родители, которые сами когда-то были младенцами и которые обязательно находятся под контролем какой-то Власти, если только они являются членами достаточно большой социальной общности. Таким образом, фундамент фрейдовского "Сверх-Я" (моего "Бессознательного", которые Михаил Васильев предпочитает называть "родительским комплексом") с первых лет закладывается в душу человека.

Может ли повзрослевший человек достигнуть освобождения от "родительского комплекса"? Да, но только одним из двух способов. Либо через принятие монашества и обретение бесстрастия, которое устраняет первопричину "родительского комплекса". Либо через законный брак: по слову Библии и благословению Бога "Оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей" (как это может произойти, см. https://ortopas.livejournal.com/2544.html).

Но вот вопрос: если человек освобождается от магии Власти, неужели он становится полностью асоциальным существом и противником всякой Власти? Конечно, нет! Если говорить о мирянине, он (в отличие от монаха) не становится бесстрастным и неуязвимым, но по-прежнему нуждается в защите со стороны других людей, а значит, и в покровительстве Власти, которая соединяет этих людей в общество. Просто его отношение к Власти и всем связанным с этой темой вопросам становится разумным и осознанным, в то время как для нас сейчас эта тема крайне аффективна. Ненависть к Власти и восторг перед Властью — это две стороны одной медали, и одно переходит в другое с неудивительной легкостью. Мечты о "свободе, равенстве, братстве" - лишь подспудная игра инфантильного родительского комплекса, препятствующего человеку увидеть реальность такой, как она есть.

Полной свободы от общества и независимости от земной Власти достигает лишь человек, ступивший на путь монашества и достигший его цели, ставший вполне бесстрастным. Его покровителем является Сам Бог, и ни в чьем земном покровительстве он более не нуждается. Напротив, земные цари и владыки теперь ищут покровительства такого человека, справедливо видя в нём верного вассала Самого Иисуса Христа, Первоисточника всякой Власти. Этого состояния достигают правильно подвизающиеся монахи, в этом и состоит цель монашества. Миряне же достигают этой цели лишь в смерти, которая одновременно является и завершением всех естественных страстей, и избавлением от них. Умерший освобождается от власти греха.

Достигаемая через законный брак свобода от аффективности "родительского комплекса" — это далеко не бесстрастие, а всего лишь окончательное "повзросление", окончательная переработка первых впечатлений детства, неизбежно травматических в силу крайней беспомощности и уязвимости человека в тот период жизни. Мало кто успевает повзрослеть в нашу эпоху, слишком кратким стало время нашей жизни. Но есть приемы, пользуясь которыми можно ускорить этот процесс. Как можно его ускорить – этому вопросу и посвящен жжурнал Михаила Васильева.  Достигший психологической зрелости человек не мучится подростковой тоской по "независимости", но спокойно и рассудительно взвешивает достоинства и недостатки своего реального положения. Прежде всего, его не раздражает Власть и он не мечтает избавиться от неё. Любого рода революционность – фантазм, порожденный аберрациями "родительского комплекса". Зрелый человек сознает, что он страстен и потому нуждается во Власти, но он сознает таки и что Власть в нем тоже нуждается.

Отношение зрелого человека к Власти - взаимовыгодное сотрудничество. Власть на свете не одна, их много. Он делает сознательный выбор, какой Власти служить, и проявляет верность избранной им Власти. При этом мотивом его верности является стремление угодить Иисусу Христу, заповедавшему: "кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Мф. 5:41). Пока мы пользуемся покровительством своей Власти, мы должны сохранять ей верность просто ради доверия к Промыслу, который устроил нашу жизнь именно так, а не иначе. Но эта верность власти не должна приобретать аффективный характер, Власть не должна заслонять собою Бога. Зрелый человек не становится этатистом и вождистом. Если подобное происходит — это такой же симптом действия "родительского комплекса" как и леваческий подростковый протест против Власти. "Правые" и "левые" в равной мере являются жертвами "родительского комплекса". После того как Власть перестала оказывать тебе покровительство, уже ничто не побуждает сохранять верность ей кроме вышеупомянутого принципа "иди с ним два". Даже не три и уж тем паче не десять; двух более чем достаточно.

Продолжение:
Цель этого цикла и всего моего ЖЖурнала
Tags: бессознательное, психология, религия, теория Власти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments