?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последнее время я пробую свои силы в популяризации науки. Судя по успеху, который имела заметка Роскомпозор, коза и капуста, и по неудаче, которую потерпела заметка Шифрование методом квантовой телепортации, мои читатели в большинстве своем не любят математику - зато любят красивые метафоры.

Попробую наощупь продвинуться дальше, и рассказать, каким способом компенентные органы делают, казалось бы, невозможное, и все-таки обходят воздвигнутые математиками препятствия, которые вроде бы невозможно обойти.

Напомню, каким способом (подробнее см. коза и капуста) можно у всех на глазах обменяться зашифрованной информацией, не договариваясь заранее о ключе и не обмениваясь ключом. В этой красивой идее есть что-то волшебное, магическое, очаровывающее.

Итак, небольшая самоцитата:

Вот я высылаю тебе письмо в ящичке, который закрыт на ключ. Ключ - это шифр.
Ключа у тебя нет, открыть мое письмо ты не можешь.
Тогда ты закрываешь ящичек на второй ключ, который остается у тебя, и высылаешь его обратно мне. Твой ключ остается у тебя, и открыть ящик теперь я не могу. Собственно, мы оба теперь не могли бы его открыть.
Получив назад свой ящичек, закрытый на два ключа, я отпираю свой ключ и снова высылаю его тебе. Ящик теперь закрыт твоим ключом, и отпереть его никто не может кроме тебя.
Получив мое послание второй раз, ты отпираешь замок и читаешь мое послание.


Безумно красивая идея, верно? Но...

...вот как поступает в этом случае сотрудник ФСБ, которому поручено проследить на нашей секретной перепиской.

Итак, я высылаю тебе письмо в ящичке, который закрыт на ключ.
Сначала письмо попадает на почту, где его ожидает переодетый в форму почмейстера гражданин в штатском. Вместо того, чтобы отправить письмо по назначению, он закрывает ящичек своим замком, и высылает его обратно мне. Получив назад свой ящичек, я думаю, что это твой замок, отпираю свой ключ и снова высылаю его тебе. Ящик теперь закрыт только ФСБ-шным ключом, и отпереть его соответствующим органам не составляет никакого труда. Ознакомившись с содержанием послания, наш "почмейстер" снова запирает его своим замком и отсылает тебе, по назначению, четко действуя по описанной выше схеме. Вместо трех пересылок нужно совершить шесть - и задача решена!



Признаюсь, что когда я впервые осознал мощь этой идеи (которая именуется MITM), я испытал глубочайший шок, сравнимый с тем, который сопровождал моё знакомство с основами банковского дела.

От этих вещей у меня остается отчетливый привкус действия негуманоидной психики. Как банки делают деньги буквально из воздуха, незаметно заставляя своих клиентов работать на себя - в этом явно есть что-то нечеловеческое. Это коллективный разум микроскопических тараканов, которые заселяют мозг человека, направляя его поведение в нужное им русло.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
etwa
May. 17th, 2018 06:43 am (UTC)
>...вот как поступает в этом случае сотрудник ФСБ, которому поручено проследить на нашей секретной перепиской.

а вот как поступает настоящий сотрудник фсб (ментовки и прочая). хватает любого из цепочки и начинает пытать. под пыткой тот сдает всех подельников. а те под пыткой сдают своих. через пару шагов секретов не остается, а остаются двойные/тройные/прочие агенты и много-много ненужной активности для освоения бабла на секретные службы.
palaman
May. 17th, 2018 08:49 am (UTC)
Да, Вы описываете древнейший и эффективнейший метод криптоанализа:
Терморектальный криптоанализ
lilibay
May. 17th, 2018 06:53 am (UTC)
//моё знакомство с основами банковского дела//

Отсюда поподробней, если можно, как про шифрование.
palaman
May. 17th, 2018 08:51 am (UTC)
Пока не решаюсь, так как у меня есть иллюзия, что всем всё понятно и без меня. Как показал опыт последнего времени, это не так. Но иллюзия пока остается - и потому нет настроения писать.
lilibay
May. 17th, 2018 08:55 am (UTC)
Совсем не так, причём в базовых принципах.
tellepuz
May. 17th, 2018 07:13 am (UTC)
Что-то не так в вашей интерпретации
На самом деле у каждого имеется 2 ключа: публичный и приватный. Называется это несимметричным шифрованием. Высылаются только публичные ключи. И результат на лицо: все эти вредные человеки МитМ обламываются, когда видят ВПН-туннель. Чтобы его хакнуть им нужен физический доступ к ВПН-серверу. Поэтому, прячьте свои сервера в недоступном месте!
palaman
May. 17th, 2018 08:54 am (UTC)
Это на закуску
Несимметричное шифрование я пока даже не упоминал в своих заметках. До сих пор речь все время шла о симметричных ключах. Каким ключом мы закрываем замок, таким же и открываем.

Несимметричное шифрование я оставляю на закуску, как самое вкусное. Ведь моя задача как популяризатора - создать интригу. Кто же начинает детектив, сразу раскрывая имя преступника? :)


Edited at 2018-05-17 08:59 am (UTC)
jivopyra
May. 22nd, 2018 04:25 pm (UTC)
Re: Это на закуску
В чистом виде алгоритм Диффи — Хеллмана уязвим для модификации данных в канале связи, в том числе для атаки «Человек посередине», поэтому схемы с его использованием применяют дополнительные методы односторонней или двусторонней аутентификации.
zaharov
May. 17th, 2018 08:49 am (UTC)
А вам не приходило в голову, как может быть связана криптография с вашими размышлениями о христианстве? : ) Мы, напомню, обсуждали возможность появления новой христианской конфессии, еще более далекой от ортодоксального варианта, чем протестантизм. Но, ведь, каждая новая церковь на начальном этапе - это ТАЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, да-да, и православие, и иезуиты, и гугеноты, и даже Христос с апостолами. Они скрываются от властей (или врагов), занимаются конспиративной деятельностью, проводят тайные собрания и обмениваются зашифрованными письмами : ) В наш век гиперинформации собрания не нужны, встречи не нужны - все конфессиональные задачи решаются обменом информации через интернет. Так что без криптографии новая христианская вера совсем никак появится не может : )

Edited at 2018-05-17 08:50 am (UTC)
palaman
May. 17th, 2018 08:58 am (UTC)
Вы правильно угадали мою последовательность...
... хотя и не угадываете саму интенцию.

Конечно же, я собираюсь увязать заметки по криптографии с заметками по конспирологии, истории и - в первую очередь! - по религии.

Но сделаю это не так прямолинейно. Вы увидели внешнее, поверхностное сходство - но гораздо важнее внутреннее сродство всех этих тем.

Edited at 2018-05-17 08:58 am (UTC)
a_longway
May. 17th, 2018 10:35 am (UTC)
Полагаю, что христианство и конспирация не имеют ничего общего, вопреки утверждению Захарова.
"Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего."
Соответственно, недоступность тайн христианства для нас обусловлена господством греховных страстей в нас самих.
Впрочем, с интересом ознакомлюсь с Вашим взглядом на этот счет.
palaman
May. 17th, 2018 10:41 am (UTC)
> христианство и конспирация не имеют ничего общего

В том-то и дело! в том-то и дело.

А дела тьмы обязательно совершаются во тьме. Конспиративно.

И это обстоятельство парадоксальным образом можно использовать "от противного".
zaharov
May. 17th, 2018 11:46 am (UTC)

Помулуйте! Вы говорите о сообществах, гле каждую неделю все должны докладывать лидеру обо всем подозрительном и неправильном, а также еженедельно съедать у него на глазах выданную им таблетку. В таких сообщестах, действительно, лучше жить и говорить открыто, у всех на глазах. А то живот заболит.



Edited at 2018-05-17 11:49 am (UTC)
palaman
May. 17th, 2018 12:01 pm (UTC)
О чем речь? Что это за сообщества?
zaharov
May. 17th, 2018 06:39 pm (UTC)
Лучше я не буду продолжать, а то вы меня забаните, как минимум, а по максимуму за такие объяснения можно и срок получить : )
palaman
May. 17th, 2018 07:07 pm (UTC)
У Вас довольно причудливое представление о внутренней жизни Церкви.
Но это нормально. Эта жизнь, при всей её обыденности, не укладывается в рамки обыденного сознания.
zaharov
May. 17th, 2018 10:34 pm (UTC)
Я мыслю о коллективах, как о системах. Уже автоматически. Внутренний мир церкви мне вообще не знаком. Более того, я прекрасно понимаю, что сейчас многие системные вещи являются архаикой и ритуалом. Целостность общины и внутреннее доверие сейчас обеспечиваются иначе, культурой и воспитанием. Но когда-то у каждого ритуала был четкий практический смысл, направленный на выживание. Повторяю, изначально слугам Божьим приходилось иметь дело с людьми, которых сейчас и на зоне не сыщешь, а других и не былр.
palaman
May. 18th, 2018 03:26 am (UTC)
Слуги Божьи никогда бы не справились со своей задачей - ни прежде, ни сегодня, ни завтра - если бы в жизни церковной общины не принимал участия Бог. Но этот-то важнейший фактор Вы и не учитываете. Потому и картинка складывается нелепая.

А кому и зачем нужна Церковь, если Бога нет?
zaharov
May. 18th, 2018 07:52 am (UTC)
Бог во всем принимает участие в неизвестной степени. Но я думаю, что чем больше в системе людей, тем меньше этот фактор влияет на устройство системы. Системы создают люди, Бог их только иногда разрушает в некий критический момент.
palaman
May. 19th, 2018 07:08 am (UTC)
> Системы создают люди, Бог их только иногда разрушает

Сказанное справедливо в отношении ко многим системам, но только не к той, которую создал Сам Бог, ставший человеком.
stephan_nn
May. 17th, 2018 11:36 am (UTC)
Да, про ключи... всё гениальное — просто.
gear_up
May. 17th, 2018 02:27 pm (UTC)
Гуманитарий открыл для себя существование точных наук...
palaman
May. 17th, 2018 07:02 pm (UTC)
Это Вы про меня? :)
livejournal
May. 18th, 2018 01:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

palaman
Максим Солохин

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono