Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Сохраните веру вашего ребенка

Обнаружил замечательный текст о воспитании с младенчества. Срочно копирую себе в ЖЖурнал со своими комментариями и дополнениями!

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

Когда маленький, только недавно пришедший в мир человек, плачет – к кому обращен его плачь? Он еще и осмыслить-то не может, что с ним происходит. Он еще не способен не только самостоятельно решить свою проблему, но и понять даже – в чем ее причина. Он не вполне понимает, кто он сам, кто и что его окружает, что он ощущает. Он просто кричит, кричит с верой, ожидая, что будет услышан. И его слышат, прежде всего – Бог.

Бог слышит каждую молитву, которая обращена к Нему, и непременно отвечает – так или иначе. Тем более, если с просьбой о помощи к Нему обращается маленький, невинный младенец. И Господь посылает ему эту помощь через родителей (прежде всего), и это помощь – обязанность родителей, которая вменена им даже и общечеловеческими законами. Родители, спеша на помощь своему ребенку, выполняют свой долг перед Богом, следуя Его Воле.

Мы обязаны обеспечить своим детям это ощущение – чувство защищенности, самое базовое знание или потребность человека. Знание о том, что его молитвы – слышат. Нет никаких оправданий родителям, которые допускают, когда их дети просят защиты и заботы, а в ответ – тишина. Нет, Господь по своему Промыслу все равно защитит человечка, просящего помощи, но этот безответный (со стороны родителей) крик – тяжелейшее обвинение, по которому на Страшном Суде будет нечем оправдаться.

Об этом писал Ф.М. Достоевский: «Когда маленькое, существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя ≤….≥ крошечным своим кулачком ≤….≥ и плачет своими ≤….≥ слезками к Боженьке, чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана!» А нужна и создана она для того, чтобы мы – родители – выполнили первую свою обязанность – по Воле Божией – обеспечили своему малышу необходимый уход и защиту. Помните, что спеша на призыв своего ребенка – вы выполняете Волю Божию. Смысл жизни христианина – свою свободу воли применить к выполнению Воли Божией. Здесь – один из немногих случаев, когда мы точно знаем, в чем состоит Его Воля.

Но в этом ли смысл и промысел Создателя только (в физической защите)? Думается, что не только в этом. Маленький человечек же, пока еще так же не понимая и не осознавая своих родителей, получает ответ на свою молитву. Каждый раз для него это – чудо! И каждый раз он укрепляется в своей искренней вере. Но здесь наш ждет серьезная ловушка (она не только лишь к детям относится): чудо, которое совершается постоянно, может перестать осознаваться как чудо, превратиться во что-то само собой разумеющееся, обязанность.

Вот этого нужно стараться не допустить, нужно стараться сохранить веру в своем ребенке. Веру в то, что без Бога мы не можем ничего!

*(А как? Мой вариант ответа см. ниже, курсивом - Максим Солохин)

Это задача наисложнейшая и универсального решения тут нет. Первый шаг – нам самим вспомнить и осознать, что и мы ежесекундно получаем помощь от Бога так же, как и маленькие дети («Без Меня не можете творити ничесоже»).

Нужно понимать, что подобно детям и взрослые люди не вполне понимают, что с ними происходит. В чем причина тех или других событий, как решить ту или другую проблему (а ведь сначала нужно осознать настоящую причину этой проблемы). В этом смысле мы – взрослые – от детей отличаемся только тем, что нам кажется, что мы уже многое понимаем.

Нам самим важно верить, что Господь – наш Отец. И мы должны как маленькие дети верить, что что бы ни случилось, что бы ни происходило вокруг – даже если мы сами не понимаем – мы должны просить помощи у Бога. И мы должны верить, как и маленький плачущий детёныш, что наш Отец незамедлительно посылает нам помощь. Важно сохранить эту веру и подобно детям призывать на помощь Бога. Вот эту веру нельзя убить в ребенке, а следует стараться ее сохранить и приумножить.
------------------

*Мой вариант ответа парадоксален: не слишком спеши на помощь. Сначала ПОМОЛИСЬ за ребенка - хотя бы мгновение, если дело срочное! - оставь пространство Богу: может быть, Он Сам его утешит Своим прикосновением. А может быть, просто даст тебе благодать ПРАВИЛЬНО утешить - ради славы Своего Имени, которое ты призываешь.
Парадоксален этот ответ потому, что выше было сказано: преступление не прийти на помощь - или даже замедлить с помощью. Но вот насчет "замедлить" - это не совсем точно. Полезно замедлить ДЛЯ МОЛИТВЫ. Молитва и задает меру замедления.
А ассоциация молитвы с плачем - это не плохо. Высшая форма покаянной молитвы - это плач о Боге. Об этом пишут все отцы. И потом в жизни, когда он будет плакать, он будет вспоминать Бога. А именно это и требуется. Это правильная ассоциация. Собственно, в этом и есть цель: превратить навык плача в навык молитвы. Тогда Бог будет ему помогать в жизни. Как изначально Он и приходит на помощь - твоими руками.
Молиться, утешая - это верная и очень завершенная семантически мысль. Я обдумываю её много лет, и она со всех сторон правильная. Всё сходится.
Подчеркну:
Молитва не ВМЕСТО помощи, а ВМЕСТЕ с помощью. "Непрестанно молитесь", опять-таки.



Что нужно добавить к сказанному?

Когда родители молятся Богу, он тем самым демонстрируют ребенку свою ограниченность. И это не такой простое и однозначное действие, как может показаться на первый взгляд.
Для ребенка родители - боги. Они невольно занимают в его душе место Бога. И ему неприятно сознавать, что они - беспомощные. Но это необходимо, так как он не всю жизнь будет маленьким.
Может произойти - и даже неизбежно происходит! - сбой коммуникации. Ребенок не так понимает происходящее, как понимают его родители. Ты-то все правильно замыслил, а ребенок видит другое. Это вторжение иного духа. Дело неприятное, но неизбежное. С возрастом он сам должен будет сделать выбор, какой дух принять как СВОЙ. Чьему толкованию верить. Ведь даже и Евангелие можно истолковать неправильно, чему примеров масса.
Исключить воздействие дьявола на ребенка нельзя, так же как отнять у него свободную волю. Надо просто ждать, продолжая молиться за ребенка.
И Бог ради славы Своего имени приведет ребенка к Себе. А все, что было прежде, он переосмыслит по-новому.
Но здесь есть ещё один важный нюанс, о котором много говорится в ЖЖурнале ortopas.
А именно, ребенок ВИДИТ Бессознательное своих родителей. И если оно нечисто (а оно нечисто, если мы не святы), то он видит нам нечистое. В этом и опасность воспитания. И эту опасность невозможно полностью устранить, потому что ты не вполне сам себя контролируешь.
Все, что можно - это очищать себя самого. Потому что пока ты не свят - ты тем самым создаешь ему проблему. Ставишь себя между ним и Богом.
А куда деваться?
Единственный выход - покаяние и молитва. Очищение сердца.
И между прочим - хороший секс с супругой. Как ни странно, это очень важно для воспитания. Либо монашество, либо хороший секс.
Потому что скрытая, подспудная сексуальная неудовлетворенность накладывает самый сильный отпечаток на Бессознательное. Дает ему силу, энергию 😞
Поэтому, кстати, монахи обычно не занимаются воспитанием детей (хотя казалось бы! кому ещё этим заниматься?!). Когда монах уже достиг чистоты сердца - тогда можно. А пока в его сердце живут страсти, пока он в борьбе - он не может вести за собой. Хотя и может показывать пример борьбы со страстями, что тоже по-своему ценно, но не так однозначно с точки зрения ребенка, пока он не сделал свой собственный выбор.
Идеальный воспитатель - свят. Несвятой воспитатель - не идеален. И чтобы максимально уменьшить вредность, он должен использовать данные ему от Бога средства. Мирские люди должны вести (детей), потому им хотя страсти в них и живы, но им дается возможность максимально сбить накал страстей. И её надо использовать.
Пример борьбы - да! это полезно. Но борьба должна быть разумной. Неправильная стратегия борьбы ведет к поражению и утрате веры.
Потому ortopas справедливо настаивает, что в браке очень важен хороший секс. Важен во всех отношениях, том числе и для воспитания детей.
Но так или иначе, а всем, кто имеет дело с детьми - и монахам, и мирским - нужно непрестанно молиться, по заповеди.
Что это значит и как это делать?
Надо мыслить, обращаясь к Богу со всеми мыслями, которые у тебя возникают. И с молитвой приходить на помощь, когда ребенок печален, просит о помощи или просто плачет. И тогда детский плач сам собою мало-помалу перерастет в молитву. (В идеале, если всё правильно сделано.)
Плач - это уже молитва, только неосознанная.
Tags: бессознательное, психология, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments