«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»
Когда маленький, только недавно пришедший в мир человек, плачет – к кому обращен его плачь? Он еще и осмыслить-то не может, что с ним происходит. Он еще не способен не только самостоятельно решить свою проблему, но и понять даже – в чем ее причина. Он не вполне понимает, кто он сам, кто и что его окружает, что он ощущает. Он просто кричит, кричит с верой, ожидая, что будет услышан. И его слышат, прежде всего – Бог.
Бог слышит каждую молитву, которая обращена к Нему, и непременно отвечает – так или иначе. Тем более, если с просьбой о помощи к Нему обращается маленький, невинный младенец. И Господь посылает ему эту помощь через родителей (прежде всего), и это помощь – обязанность родителей, которая вменена им даже и общечеловеческими законами. Родители, спеша на помощь своему ребенку, выполняют свой долг перед Богом, следуя Его Воле.
Мы обязаны обеспечить своим детям это ощущение – чувство защищенности, самое базовое знание или потребность человека. Знание о том, что его молитвы – слышат. Нет никаких оправданий родителям, которые допускают, когда их дети просят защиты и заботы, а в ответ – тишина. Нет, Господь по своему Промыслу все равно защитит человечка, просящего помощи, но этот безответный (со стороны родителей) крик – тяжелейшее обвинение, по которому на Страшном Суде будет нечем оправдаться.
Об этом писал Ф.М. Достоевский: «Когда маленькое, существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя ≤….≥ крошечным своим кулачком ≤….≥ и плачет своими ≤….≥ слезками к Боженьке, чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана!» А нужна и создана она для того, чтобы мы – родители – выполнили первую свою обязанность – по Воле Божией – обеспечили своему малышу необходимый уход и защиту. Помните, что спеша на призыв своего ребенка – вы выполняете Волю Божию. Смысл жизни христианина – свою свободу воли применить к выполнению Воли Божией. Здесь – один из немногих случаев, когда мы точно знаем, в чем состоит Его Воля.
Но в этом ли смысл и промысел Создателя только (в физической защите)? Думается, что не только в этом. Маленький человечек же, пока еще так же не понимая и не осознавая своих родителей, получает ответ на свою молитву. Каждый раз для него это – чудо! И каждый раз он укрепляется в своей искренней вере. Но здесь наш ждет серьезная ловушка (она не только лишь к детям относится): чудо, которое совершается постоянно, может перестать осознаваться как чудо, превратиться во что-то само собой разумеющееся, обязанность.
Вот этого нужно стараться не допустить, нужно стараться сохранить веру в своем ребенке. Веру в то, что без Бога мы не можем ничего!
*(А как? Мой вариант ответа см. ниже, курсивом - Максим Солохин)
Это задача наисложнейшая и универсального решения тут нет. Первый шаг – нам самим вспомнить и осознать, что и мы ежесекундно получаем помощь от Бога так же, как и маленькие дети («Без Меня не можете творити ничесоже»).
Нужно понимать, что подобно детям и взрослые люди не вполне понимают, что с ними происходит. В чем причина тех или других событий, как решить ту или другую проблему (а ведь сначала нужно осознать настоящую причину этой проблемы). В этом смысле мы – взрослые – от детей отличаемся только тем, что нам кажется, что мы уже многое понимаем.
Нам самим важно верить, что Господь – наш Отец. И мы должны как маленькие дети верить, что что бы ни случилось, что бы ни происходило вокруг – даже если мы сами не понимаем – мы должны просить помощи у Бога. И мы должны верить, как и маленький плачущий детёныш, что наш Отец незамедлительно посылает нам помощь. Важно сохранить эту веру и подобно детям призывать на помощь Бога. Вот эту веру нельзя убить в ребенке, а следует стараться ее сохранить и приумножить.
------------------
Парадоксален этот ответ потому, что выше было сказано: преступление не прийти на помощь - или даже замедлить с помощью. Но вот насчет "замедлить" - это не совсем точно. Полезно замедлить ДЛЯ МОЛИТВЫ. Молитва и задает меру замедления.
А ассоциация молитвы с плачем - это не плохо. Высшая форма покаянной молитвы - это плач о Боге. Об этом пишут все отцы. И потом в жизни, когда он будет плакать, он будет вспоминать Бога. А именно это и требуется. Это правильная ассоциация. Собственно, в этом и есть цель: превратить навык плача в навык молитвы. Тогда Бог будет ему помогать в жизни. Как изначально Он и приходит на помощь - твоими руками.
Молиться, утешая - это верная и очень завершенная семантически мысль. Я обдумываю её много лет, и она со всех сторон правильная. Всё сходится.
Подчеркну:
Молитва не ВМЕСТО помощи, а ВМЕСТЕ с помощью. "Непрестанно молитесь", опять-таки.
Что нужно добавить к сказанному?
Когда родители молятся Богу, он тем самым демонстрируют ребенку свою ограниченность. И это не такой простое и однозначное действие, как может показаться на первый взгляд.
Для ребенка родители - боги. Они невольно занимают в его душе место Бога. И ему неприятно сознавать, что они - беспомощные. Но это необходимо, так как он не всю жизнь будет маленьким.
Может произойти - и даже неизбежно происходит! - сбой коммуникации. Ребенок не так понимает происходящее, как понимают его родители. Ты-то все правильно замыслил, а ребенок видит другое. Это вторжение иного духа. Дело неприятное, но неизбежное. С возрастом он сам должен будет сделать выбор, какой дух принять как СВОЙ. Чьему толкованию верить. Ведь даже и Евангелие можно истолковать неправильно, чему примеров масса.
Исключить воздействие дьявола на ребенка нельзя, так же как отнять у него свободную волю. Надо просто ждать, продолжая молиться за ребенка.
И Бог ради славы Своего имени приведет ребенка к Себе. А все, что было прежде, он переосмыслит по-новому.
Но здесь есть ещё один важный нюанс, о котором много говорится в ЖЖурнале ortopas.
А именно, ребенок ВИДИТ Бессознательное своих родителей. И если оно нечисто (а оно нечисто, если мы не святы), то он видит нам нечистое. В этом и опасность воспитания. И эту опасность невозможно полностью устранить, потому что ты не вполне сам себя контролируешь.
Все, что можно - это очищать себя самого. Потому что пока ты не свят - ты тем самым создаешь ему проблему. Ставишь себя между ним и Богом.
А куда деваться?
Единственный выход - покаяние и молитва. Очищение сердца.
И между прочим - хороший секс с супругой. Как ни странно, это очень важно для воспитания. Либо монашество, либо хороший секс.
Потому что скрытая, подспудная сексуальная неудовлетворенность накладывает самый сильный отпечаток на Бессознательное. Дает ему силу, энергию 😞
Поэтому, кстати, монахи обычно не занимаются воспитанием детей (хотя казалось бы! кому ещё этим заниматься?!). Когда монах уже достиг чистоты сердца - тогда можно. А пока в его сердце живут страсти, пока он в борьбе - он не может вести за собой. Хотя и может показывать пример борьбы со страстями, что тоже по-своему ценно, но не так однозначно с точки зрения ребенка, пока он не сделал свой собственный выбор.
Идеальный воспитатель - свят. Несвятой воспитатель - не идеален. И чтобы максимально уменьшить вредность, он должен использовать данные ему от Бога средства. Мирские люди должны вести (детей), потому им хотя страсти в них и живы, но им дается возможность максимально сбить накал страстей. И её надо использовать.
Пример борьбы - да! это полезно. Но борьба должна быть разумной. Неправильная стратегия борьбы ведет к поражению и утрате веры.
Потому ortopas справедливо настаивает, что в браке очень важен хороший секс. Важен во всех отношениях, том числе и для воспитания детей.
Но так или иначе, а всем, кто имеет дело с детьми - и монахам, и мирским - нужно непрестанно молиться, по заповеди.
Что это значит и как это делать?
Надо мыслить, обращаясь к Богу со всеми мыслями, которые у тебя возникают. И с молитвой приходить на помощь, когда ребенок печален, просит о помощи или просто плачет. И тогда детский плач сам собою мало-помалу перерастет в молитву. (В идеале, если всё правильно сделано.)
Плач - это уже молитва, только неосознанная.