Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Церковная власть и авторитет

Назначение церковной иерархии - возвещать волю Божию. Для этого она создана, для этого существует. Личный авторитет того или иного лица в Церкви должен зависеть только от того, насколько он справляется с этой задачей. Личное мнение члена церковной иерархии любого уровня (от Патриарха до прихожанина) никакого значения не имеет. Чем больше отсебятины говорит кто-либо, тем ниже его авторитет. Именно и только повиновение воле Самого Бога является тем послушанием, которое ведет человека ко спасению. Потому и всякий начальствующий в Церкви должен во всяком деле говорить не свое мнение, но изволение Бога. Говорить в Церкви от себя - не почетно, а позорно. (Хотя многие по своей духовной слепоте не ощущают своего позора.)

Однако помимо авторитета Церковная иерархия обладает также и властью. Только святой, который в каждом случае жизни имеет указание от Бога, как следует поступить, может справляться со своими служебными обязанностями, не привнося в дело ничего от себя, но всецело следуя воле Бога. Грешный человек, исполняя свои церковные обязанности, то и дело вынужден принимать решения по своей воле и по своему рассуждению. И те, кто ему подчинен, вынуждены следовать не воле Бога, а поврежденной воле и погрешительному рассуждению данного человека. Это необходимо, так как в противном случае Церковь не могла бы существовать как единое целое.

Сам Бог благословляет нас повиноваться воле начальствующих в том случае, когда эта воля не противоречит Его воле. Таким образом, даже повиновение человеческой воле становится духовно-полезным для нас, когда мы повинуемся начальствующему не просто так, не ради личной выгоды (человекоугодия), но ради славы Бога, от Которого и поставляется всякая власть на Небесах и на земле. Но невозможно повиноваться начальствующему ради славы Бога в том случае, когда начальствующий превышает пределы своей власти, нарушая тем самым установленную Богом иерархию.

Каковы же эти пределы?
Если присмотреться к реалиям церковной жизни, то обнаруживается, что эти пределы весьма узки. Жизнь в Православной церкви устроена таким образом, что формальная власть начальствующих над подчиненными за редким исключением (монастырь) весьма ограничена. Основой костяк, базис церковной дисциплины в Православной церкви - неформальный авторитет человека, облеченного саном. И это не случайно, а закономерно. Ведь само по себе участие человека в церковной жизни - сугубо добровольно. Никто не принуждает и не может принудить нас служить Богу, так как это служение по самой своей природе - добровольно. И само наше пребывание в Церкви - добровольно. А потому и вытекающая из этого пребывания решимость подчинить себя формальной власти того или иного начальствующего - дело нашего внутреннего произволения.

Эта неустранимая добровольность церковного служения является главным механизмом, который вопреки всем порокам человеческим обеспечивает доминирование в Церкви именно Божественной воли. Потому что следовать воле человеческой - бесполезно и бесплодно для духовной жизни.
Благодаря этому механизму Церковь продолжает жить вопреки заблуждениям и глупым амбициям начальствующих, как бы высоко они ни стояли. Их начальство - временно, а Церковь - вечна.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments