Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Манихейская ересь и её влияние на русское Православие

И снова из личной переписки. Я должен привести здесь слова русской схиигуменьи, которая понимает то, о чем говорит.

Просто цитирую:


Это вопрос повлиявший на многое и многое исказивший. Не безобидно в общем... наши русские традиции понимания секса как скотства по понятным причинам добавили когда-то скотства в жизнь и повседневную культуру... И далее - богомильство (вышедшее из манихейских идей) из Болгарии проникает на Русь.

Влияние некоторых духовных идей (пусть и под именем Православия) нельзя недооценивать. В итоге - возникает когнитивный диссонанс от дуализма, который вынес мозг очень многим и до сего дня.

http://www.pravenc.ru/text/149507.html

В основе религиозно-философского учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Но в отличие от павликиан они были умеренными дуалистами, т. к. считали, что добро победит зло (Сатана будет уничтожен). Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданием диавола.

Нравственное учение богомилов отличалось сурово-аскетическим характером. Так как весь видимый мир и самое тело человека произошли, по их воззрению, от диавола, то они учили избегать мира и его благ, побеждать плоть духом посредством подвигов самоотвержения. Отсюда — посты, продолжительные моления, воздержания от мяса и вина, монашеская одежда и образ жизни. Заповедуя своим последователям все вообще христианские добродетели, богомилы особенно проповедовали нестяжательность и добровольную нищету, — не заботились о завтрашнем дне, питались милостынею и т. п. Признавая учреждение брака делом диавола, богомилы были безбрачны и питали величайшее отвращение к детям, даже родившимся от законного брака, а иные проповедовали и осуществляли в своей жизни учение скопчества. Вообще, по взгляду богомилов, и в человеческом микрокосме происходит настоящая борьба двух противоположных начал — духа и материи, и душа неустанно стремится превозмочь связующие ее телесные узы, чтобы соединиться со своим божественным началом.
(источник)

На Западе то же примерно - катары, альбигойцы и тд. И увы мне, когда и некоторые отцы подобно Августину отрицают обожение и гнушаются телом, женщиной и Богом данной нам природой, считая ее дьявольским искушением и даже дьявольским порождением. А такие идеи нередки...

Если посмотреть к чему это ведет - то мужчины никогда не могли отказаться от своей сексуальности, но объявив ее злой похотью и вообще злом, оказались в жесткой вилке - и начали бороться с женщинами, на Западе сжигать, у нас - много было своих форм извращений. Ласка, милость - под запретом... если уж без секса нельзя, а секс постыден - то задернуть шторочками иконы и по-быстрому сотворить что-нибудь. Женщинам не оставалось ничего, как терпеть и рожать, но лишенные любви и ласки они и сами превращались в старых ведьм. А это отражалось на детях - неудовлетворенные матери и отцы отрывались на потомстве. Были и нормальные люди с нормальными отношениями, но господствующий у нас культ монашества многое исказил.

И хочу кое-что прояснить. Понятно, что Вы правы в том, что именно безбрачие было разделительной границей между монашеским и мирским состоянием, остальное все и для тех, и для других - идентично. Ну в монашестве как бы больше аскезы. Но сам акцент на аскезу во-первых сомнителен для получения духовных плодов, во-вторых, монахом в общем-то не делает. Вокруг полно и аскетичных мирян. Вопрос, стало быть, в том, зачем некоторые выбирают путь безбрачия.

Дело здесь не в отрицательном отношении к сексу - сам секс препятствием не является, просто для секса  должен быть и брак. А брак связан с житейскими заботами о семье и многопопечительностью - и именно это, а не секс, отцы считали основной трудностью в посвящении жизни Богу без остатка... так что дело было не в самом браке и конечно не в самом по себе брачном сексе.

Проще говоря, в древности выбор между путями монаха и мирянина - это был просто выбор между мирской многозаботливостью и ответственностью за многое и соответственно зашоренностью ума, или попечением только о внутреннем и ответственностью только за себя и освобождением ума от многих внешних забот. Это была попытка таким образом облегчить путь - освободить голову и душу для делания, которое древние монахи выбрали основным.

Позже - смысл меняется.
Монастыри становятся богаты и многопопечительны, но хоть отдельные монахи могли заниматься дух деланием.
Сейчас же - даже не знаю что и сказать... кроме безбрачия и строгих внешних уставов - все то же самое. Для игумена монастырь это вообще беспрестанная забота, в том числе о бесконечных поборах в епарх. казну, для монаха - труды и бесконечные внешние труды. У меня было для сестер устроено все несколько иначе, с возможностью духовного делания. :)
Проблема монашества сейчас в том и есть, что возможность духовного делания стала редким исключением, в основном это - та же житейская многозаботливость. Отсюда и Кикоть, которую за 7 лет научили только доить коров. Мои сестры и читать не хотели - их не интересовало и только время терять... но те, кто не поленился и заглянул, изумились полной бессмысленности подобной жизни.

Я скажу немного о подлинной цели монашества. Это - обрести счастье, стать счастливым, полностью водвориться в "крове Бога Небесного"... наше мимолетное земное счастье не делает нас полностью счастливыми, так как растворено горечью или подвержено утрате, это счастье - легкий мотылек-однодневка. Но подлинное счастье не зависит от внешнего... мученики не замечали мук, отшельники - темной кельи или пещеры, голода или недостатка.
То есть - нет, не аскеза, не страдание ради Христа (это католическая дух, дисциплина), не следование или подражание Христу (это Фома Кемпийский) было целью восточных монахов. Но - достижение рая, Царства Небесного, которое не где-то после смерти (тоже католическое), но - "внутрь вас есть".
Tags: бессознательное, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments