Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Приветствие из прошлого: полезный опыт русских XIX века

Я пришел в Церковь, имея уже (как мне казалось) немаленький духовный опыт.
Тем более поразительным было для меня, когда я здесь в Церкви обнаружил книгу, которая дала мне для понимания пережитого много духовного опыта больше, чем всё, что я слышал и читал до того дня.
Автор этого текста - американский философ Юджин Роуз, судьба которого сложилась весьма необычно: ему посчастливилось пересечься в Сан-Франциско с русским эмигрантом первой волны, епископом Русской Православной Церкви Зарубежом, Христа ради юродивым и чудотворцем Иоанном Шанхайским


Это не просто человек ещё из тех, настоящих русских, это ещё и настоящий человек.
Встреча с ним преобразила Юджина, сделала из него знаменитого православного писателя Серафима Роуза, на творчество которого я хотел бы обратить внимание моего читателя.

Так странно и причудливо сложилась судьба, что с этим русским святым я, русский, впервые соприкоснулся благодаря американцу...

Помимо этих небольших, но полезных ссылок, я хочу сегодня поделиться парой других интересных текстов из дореволюционных изданий.

Цитирую:


В Великий Четверг 1883 года знакомый Рускова рассказал ему о своем открытии: стоит только взять в руки карандаш, как тот начинает писать ответы на все вопросы.

«Мне, — вспоминал Русков, — показалось это обыкновенным писанием, не происходившим под влиянием посторонней, невидимой силы. Поэтому я просил М.И. спросить, могу ли я писать так же? На этот вопрос карандаш в руке М.И. написал: «Ему (то есть мне) нельзя: он принимал сегодня Святые Тайны, а через три дня можно будет». Никто из нас в то время не задался вопросом, почему Святые Тайны могли служить препятствием «душам умерших» для общения с нами? Прошло три дня. В первый день Пасхи, после обеда, я взял карандаш и сел к столу, чтобы испытать, будет ли и у меня карандаш писать сам. Не прошло и пяти минут, как я почувствовал, что указательный палец правой руки как будто слегка нажимается на карандаш, который начал писать... С изумлением смотрел я на это и думал, неужели он пишет сам, без участия моей воли? Карандаш действительно писал сам: «Родные тебя скоро оставят, я стану твоим постоянным собеседником, каждый вечер буду писать и говорить, а теперь оставь». Я спросил мысленно: «Кто ты такой?» Карандаш написал: "Оставь, теперь ничего не скажу"».

Дня через три Рускова просили спросить о чем-то духа. Он взял карандаш, и тот написал: «После Отдания Пасхи я буду писать и говорить с тобой, а теперь у меня отнята сила».

«Я спросил, — рассказывает Русков, — почему же на первый день Пасхи писал, а теперь нельзя?» «Тот одинок, я не знаю, как он осмелился писать», — ответил карандаш. Я опять спросил: «Напиши, кто отнял у тебя силу и кто ты такой?» На это карандаш ответил: «Ты требуешь невозможного и потому не стоишь доверия». «Ты написал: «Тот одинок». «Кто одинок?» «Оставь», — отвечал карандаш. Я опять повторил вопрос, карандаш стоял на своем: «Не напишу». Тут только меня как бы осенило, и я подумал: «Тут что-то нечисто, нужно еще испытать».

В тот же день я вновь сел к столу. Одной минуты не прошло, как карандаш вывел: «Ты опять пристаешь, прошу теб...». Карандаш вдруг остановился, потому что в это время я начал мысленно читать молитву: «Да воскреснет Бог...». Перестав читать молитву, я спросил: «Что же ты остановился?» Карандаш начал было писать: «Я писал тебе, что б...», — и снова остановка: я опять начал читать ту же молитву. «Что же ты не пишешь? — спросил я, — или боишься молитвы?» Ответа не последовало... «Напиши, кто ты такой? Если ты боишься молитвы, то, значит, ты тот, кто искушал Бога в пустыне?» И на этот вопрос ответа не было. Тогда я сказал: «Именем Бога Всемогущего требую написать, кто ты». Карандаш медленно написал: «Да, я тот, кто искушал Бога в пустыне».

Это неожиданное открытие меня так поразило, что я вскочил из-за стола и бросил карандаш. Жена спросила: «Что случилось?» Я все ей сказал. Тут же взял снова карандаш и потребовал написать, кто именно производил стуки в столе, приводил его в движение и отвечал на вопросы. На бумаге появилось: «Я, злой дух». «Я требую, — сказал я, — чтобы ты оставил нас. С этого времени мы оставляем все эти занятия». Карандаш медленно, как бы исчезая, написал: "Не приду..."»


Другая история окончилась не столь благполучно.

Довольно известный финансист М. уже в преклонном возрасте похоронил жену. Не имея детей, привязавшись за время 35-летней совместной жизни к этой женщине всеми силами своей души, М., несмотря на всю свою религиозность, на глубокую веру в Божественный Промысл, впал в страшное отчаяние. Он ни на одно мгновение не хотел и мысли допустить о том, что его друг навсегда покинул его. Когда еще покойная была на столе, один из сострадавших М. сказал ему, что он совершенно прав, Екатерина Александровна не умерла, она только перешла в новую форму бытия и всегда будет находиться около своего осиротевшего мужа. Он предложил связаться со спиритами, которые знают способы общения с нашими умершими друзьями. Они вызовут осиротевшему М. его дорогую жену, и он будет иметь возможность беседовать с ней.

Неутешный муж в тот же вечер был на сеансе одного из крупных спиритических кружков. Покойная «жена» поговорила с расстроенным мужем через медиума, напомнив несколько моментов из их совместной жизни и пообещав с сегодняшнего дня регулярно посещать его и, если он запасется карандашом, планшеткой или блюдечком, вести с ним беседу.

На следующий же день М. в восемь часов вечера окурил всю комнату ладаном, конечно, по совету своих новых друзей, «опытных» спиритов. Затем он положил на стол лист бумаги, на него планшетку, на планшетку свою руку и стал с благоговением ожидать обещанного духовного свидания. Через короткое время планшетка задвигалась, и, хотя М. старался держать на ней свою руку возможно легче, ни о чем не думал, чтобы так или иначе не оказывать своего воздействия на этот бездушный предмет, на листе написалось: «Это я — Катя». Наученный «опытными» спиритами, М. торжественно встал и, не снимая с планшетки руки, громко спросил: «Исповедуешь ли ты и признаешь ли Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего во плоти?» Был дан утвердительный ответ.

М., несмотря на поставленный им контрольный вопрос, мало поверил в то, что около него находится Катя, и потому попросил: «Если ты действительно Катя, то для подтверждения дай мне более яркое доказательство».

Дух Кати отвечал: «Ну, вот и отлично. Кстати, я и пришла для этого. Ведь ты не знаешь, что лежит в моих комодах. Не сегодня завтра начнутся дожди и холода (дело было в середине осени), у тебя простужены ноги, так ты сейчас же пойди отодвинь второй от низу ящик комода и там, на самом дне, найдешь три пары новых, мною связанных, шерстяных чулок, серых с синими полосками. И с завтрашнего дня начинай их носить». М. со всех ног бросился к указанному месту и нашел чулки, о которых только что говорила ему умершая жена и о существовании которых он действительно ничего не знал. Он не только поверил, что с ним говорит именно его жена, но даже пришел в некое благоговение, в какой-то невыразимый восторг. Сеансы с покойницей вошли в обычный строй жизни осиротевшего мужа.

Сначала М. беседовал с умершей женой два раза в неделю. Потом стал беседовать чаще и, наконец, каждый день. Беседы начинались в семь часов вечера и продолжались до семи-восьми часов утра. Так что он, незаметно для себя, перевел ночь на день, а день на ночь и жил только лишь ожиданием каждой следующей беседы. Много было переговорено, много вспомянуто. Большая часть времени отводилась на обсуждение вопросов религии, говорили о необходимости частого посещения храмов Божиих, выполнения всех церковных обрядов. По выражению самого М., в эту счастливую для него пору он чувствовал, как рос духовно. О каких-либо сомнениях не было и речи.

И вдруг однажды, совершенно неожиданно для него, вместо жены ему явился дух... «Преподобного Сергия». Он объяснил удивленному М., что в последнее время, зная любовь М. к нему, довольно часто приходит на его беседы с женой, с наслаждением слушает их и умиляется. И все это, наконец, заставило его самого вступить в разговор. Появившаяся вслед за тем Екатерина Александровна, так сказать, удостоверила личность «Преподобного», и М. получил нового собеседника. Он так увлек М., что совершенно вытеснил из беседы жену, и М. даже как будто довольно легко примирился с ее отсутствием.

Следует отметить, что М. был человек состоятельный. Не имея детей и будучи человеком религиозным, он вел скромную жизнь и часто делал довольно крупные пожертвования в бедные монастыри и приходы. Беседы с новым собеседником открывали ему все новые и новые горизонты в области духовного тайноведения и так захватили М., что он заканчивал эти беседы иногда далеко за полдень. Но вот в один из вечеров вместо обычной темы дух заговорил о коммерции: «Купи завтра на 38 тысяч акций Рыбинско-Бологовской железной дороги, через 23 дня продай их, и ты наживешь 21456 рублей 84 копейки»... М. с ужасом отбросил планшетку и осенил себя крестным знамением. Преподобный Сергий и... биржевой ажиотаж!..

Впервые за всю свою спиритическую практику М. столкнулся с мыслью, что «здесь что-то неладно». Но спустя час или полтора он снова уселся за планшетку и получил приблизительно такую отповедь: «Как тебе не стыдно иметь такую слабую веру? Ведь если бы с тобой говорил какой-либо другой дух, то он, огорченный, несомненно, ушел бы и никогда не вернулся, мог даже лишить тебя навсегда сладости общения с потусторонним миром... Но я понимаю твою верующую душу и спешу прийти к тебе на помощь. Выслушай меня терпеливо. Я предложил эту комбинацию не для тебя, но чтобы исполнить просьбу обращающихся ко мне насельниц С-кого женского монастыря. Ты выиграешь эти деньги и отошлешь от «неизвестного» этому монастырю. К тебе же я обратился потому, что, во-первых, мне, благодаря продолжительным нашим беседам, легко поручить это тебе, а во-вторых, потому, что ты знаком с мирскими на этот предмет распорядками»...

Услышав это, М. залился слезами раскаяния, и, конечно, собеседник простил его. В указанное время бумаги были куплены и проданы. Прибыль получилась точь-в-точь такая, какая была указана духом, а деньги были отправлены по назначению. Снова начались обычные беседы на духовные темы. Спустя какое-то время М. опять было дано поручение такого же характера. Все было исполнено. Так повторялось несколько раз.

Наконец, дух рекомендовал М. на случай экстренной помощи иметь наготове определенный капитал, а для этого проделывать различные операции с ценными бумагами более часто. Вся прибыль будет составлять фонд помощи нуждающимся. Понемногу М. втянулся в биржевую гонку. День он проводил на бирже, а вечер в беседе с духами. Биржевая игра, по верности и счастью, носила необычайный характер. Через три года состояние М. удвоилось. Он играл на русских и на иностранных бумагах; играл на гарантированных и негарантированных и всегда выигрывал.

Однажды дух порекомендовал на все имеющиеся у М. деньги купить бумаги американского фондового рынка, чтобы еще удвоить свое состояние. Разумеется, с трогательной пунктуальностью было выполнено и это поручение, а через полгода предприятие, бумаги которого были куплены М., обанкротилось, и у него от многомиллионного состояния осталось чуть больше 150 тысяч. Когда же М. сел за планшетку с просьбой объяснить, как должно отнестись к этому факту, на бумаге беспрерывно появлялось лишь: «Ха-ха... ха-ха...».

М. вполне правильно рассмотрел в этом начертании сатанинский хохот. Минуту спустя он услыхал этот хохот в своей собственной душе, в своем собственном сердце, а затем — вокруг себя, во всей комнате, во всей квартире. И если бы случайно не вошла в его кабинет прислуга, М. не сообщил бы никому этого эпизода, унеся его с собой в тот мир, с которым он так добросовестно, с такой верой вступал в общение. Его нашли повесившимся на шнурке в своем кабинете, немедленно вытащили из петли и привели в чувство. Шесть лет пролежал он после этого в параличе, потом поправился. И с того времени не только не занимался беседами с духами, но не терпел даже слово «спиритизм».


> А зачем он в петлю-то полез? Смысл его жизни разве состоял в деньгах?

В петлю он полез потому, что подпал под контроль демона, играя с планшеткой. Когда это происходит, в поступках человека бывает трудно найти логику.

> Здесь в истории, вроде, верующий христианин, православный, со строгим запретом на самоубийство. В ходе рассказа он не выглядит, как человек, одержимый деньгами. И ловят его на другом, и вообще... И вдруг - в петлю. :what: :donno: Я бы понял ещё, если бы он там переживал, что теперь его дети лишены обеспеченной жизни, или что-то в этом роде. Но нет же. Человек одинокий, единственный действительно близкий человек - жена - умерла. Выяснилось, что его долго водили за нос, и он общался вовсе не с женой? Да, это удар, но, очевидно, не такой, чтобы в петлю (иначе бы он туда полез сразу, как она умерла).

Его заставили полюбить призрака. Вначале дух принял на себя все либидо, связанные с женой (а это очень много!), затем перенес на себя и все религиозные его чувства (в виде "преподобного Сергия"). Заметьте, как легко наш герой принял замену "жены" на "Сергия". Значит, к этому времени основное утешение его жизни было в том, что говорить с духом.
Это была любовь. И травма, которую он пережил - это травма преданной любви. Дело тут не в деньгах, а во внезапном крахе всей имеющейся у него привязанности к жизни.
Запрет на самоубийство - да. Но по поведению героя видно, что он не был глубоко верующим православным. Скорее, он был из рода мечтателей, у которых "бог в душе", и они скептически воспринимают поучения "официальной церкви". Духовная защита у таких людей, как показывает опыт, часто оказывает почти нулевой.
Вот почему он полез в петлю. Дело тут не в деньгах. Это достоевщина.

> Кстати сказать, из этого можно сделать вывод, что "женой" был "бесполый" или "мужской" дух. Суккуб так просто мужика "финансисту" не отдала бы — самой хоцца.

По представлениям нашей Церкви, у духов пола вообще нет. То есть, один и тот же дух может с равным успехом играть роль и суккуба, и инкуба. У них ведь нет тела, а значит, и нет сексуальности как таковой. Лишь имитация с целью воздействия на нас, имеющих тело и пол.

> А личные влечения к мужчинам/женщинам у духов тоже отсутствуют?

По моим впечатлениям, ни то, ни другое. Личное отношение там несомненно есть, но оно по сути не половое влечение, а что-то совсем другое... А приказы - нет, конечно! какие там могут быть приказы.
Мир духов - это сплошной обман и сплошная поэзия.

> В любом случае, демон, притворяющийся святым угодником и направляющий человека на какие-то финансовые операции — как-то слишком подозрительно для сверхъестественного существа.

Да кем угодно! хоть пламенным патриотом возлюбленной Родины. Раз плюнуть. Это ж муза. Любой Станиславский тут отдыхает.

> Зачем музе деньги бездетного зажиточного вдовца? Ладно бы, обобрать его до нитки и пустить по миру нищенствовать — в этом еще можно увидеть козни дьявола. А тут всего лишь попаслись на ассигнациях.

А деньги музе и неинтересны. Музы охотятся за душами.

> Тогда бы имело смысл подговорить г-на М. на какой-то более серьезный грех, чем бессмысленное расточительство.

Либо же, если греховно само общение с духами, затянуть это общение как можно дольше, заставить М. вовлечь в спиритизм еще кого-то, и т.д.

Нет греха более тяжкого, чем самоубийство, потому что он исключает возможность покаяния.

> Если греховно само общение с духами, затянуть это общение как можно дольше, заставить М. вовлечь в спиритизм еще кого-то, и т.д.

Скроее всего, первоначальный план именно в этом и состоял. У меня почему-то есть уверенность, что неудача в последнем финансовом деле вовсе не была дьяволом запланирована. Скорее всего, это было вмешательство Промысла. Наш М. был наказан Богом, буквально поплатился за свое легковерие своими деньгами - зато получил свободу от дьявола и возможность осмысленно выбирать свою дальнейшую судьбу. Но в этот момент и сам дьявол резко сменил стратегию: увидев, что ловить тут больше нечего, сделал ставку на доведение до самоубийства - и, как видите, почти преуспел в этом замысле.

> У Вас есть свидетельства о Боге? Вы вероятно скажете что есть, а у меня есть сомнения что это не тот случай когда за действительное выдается желаемое.

Да, у меня есть опыт личного общения с Богом, не оставляющий места для сомнений относительно того, существует ли Бог? слышит ли Он наши мысли? вмешивается ли в нашу жизнь? отвечает ли на наши молитвы? Однозначно: существует, слышит все, вмешивается, отвечает.

> Каким образом? Выгодные биржевые операции не подсказывает?

Не знаю. Финансами я не занимался. А верные и совершенно нетривиальные жизненные решения - подсказывает. В этом я убеждался, без преувеличения, даже не десятки, а сотни раз.
Начинаю действовать по Его подсказке - и получаются совершенно фантастические совпадения, от которых у других людей складывается впечатление, будто я "знал заранее". А я ничего не знал заранее, я просто тупо сделал то, что мне было велено.

PostScriptum: приношу извинения читателю, который не понял к чему это всё. Я и сам не понял. Просто у меня почему-то есть уверенность, что кому-то из тех, кто читает или кому суждено прочитать мой ЖЖурнал, будет очень нужна, жизненно важна эта информация. Вот и всё.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments