Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Здравствуй, племя младое!

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
(Пушкин)



Текст Фунта и краткое, но насыщенное обсуждение его в конце:

Трагедия гениев советского периода в том, что они описывали мир, который не нужен. Это окончательно понятно после просмотра фильмов Балабанова. И осознания того, что он словно намеренно умер тогда, когда его вселенная обернулась из меткого попадания в русскую реальность каким-то нуарным фэнтези, снятым в декорациях, похожих на российские города.

И все эти люди – от Балабанова и Егора Летова до Венедикта Ерофеева и Наталии Медведевой – они зажгли свои таланты в перевёрнутом, уродливом советском и постсоветском мире. И приняв этот мир за настоящую Россию, за Россию как она есть, они его полюбили, и как настоящие большие художники описали в мельчайших деталях, со знанием дела и невероятной теплотой.

А потом вдруг выяснилось, что это всё не нужно и обречено на смерть. Что вся эта эстетика – питерских коммуналок, повсеместной слякоти, презрения к человеческой жизни, вечной изломанности и трагизма на ровном месте – это всё очень временное, а главное – пустое. И всё это можно взять и просто смахнуть шваброй в мусорное ведро. И жить иначе. Пришли новые поколения, и всё это уничтожили просто самим фактом своего существования. Девушка Димы Бастракова – совсем ещё юное создание – смотрит фильмы Балабанова, врубается, ей нравится, но ОНА НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ЭТО РЕАЛИЗМ. «Он омрачняет». «Так не бывает». «Это же просто хоррор». Она отнюдь не одинока в своих впечатлениях.

Тридцатые или пятидесятые годы в США до сих пор могут быть интересны. Советская же эпоха в истории СССР не интересна вообще. Приходится стилизовать её под Америку – отсюда все эти бесконечные заходы под пинап или те же «Стиляги». Само по себе, как есть, это неактуально, и это невозможно актуализировать. Стихи Высоцкого, песни Летова и фильмы Балабанова из Откровения превращаются в этнографию – причудливый элемент культуры какой-то странной цивилизации, которой больше нет, и которую при этом, в отличие от той же Российской Империи, НЕ ЖАЛКО, просто потому что нет желания соприкасаться с этой жизнью. Больше того – даже нет ощущения, что это вообще жизнь. Это «страшилка», «так не бывает».

В этом смысле вообще все советские гении отчего-то умирали очень вовремя – ровно тогда, когда уходил мир, над которым они отчаянно рефлексировали. Уходил безнадёжно, навсегда, не оставляя за собой ничего, кроме светлого чувства ностальгии у людей, которые в этом мире жили и взрослели.

С другой стороны, пришедшие им на смену, при всех своих положительных качествах, в основном почему-то оказались неспособны на серьёзное высказывание. Вместо рефлексии посреди уродства пришло отсутствие желания рефлексировать посреди красоты. Вероятно, в этом есть своя логика, и может быть пусть лучше счастливые русские люди пляшут под «Скибиди уап-пап-па», чем пускают пьяные сопли в бараках. Но всё же потребность в серьёзном разговоре есть у всех и она никогда не исчезнет. Тот же Тальков – при всей своей комичности (гитаристы в белогвардейских мундирах и кабацкие песенки с попыткой в анализ русской истории) всё-таки написал великую песню «Россия», которую можно исполнять без тени самоиронии. Теперь такое писать стесняются, и интуитивно мне кажется, что кассу возьмут те, кто однажды стесняться перестанет.

Конец цитаты.

Я предложил его вниманию современного молодого поэта, снабдив комментарием:

Ты - представитель первого поколения, которое перестало стесняться великого.

Юноша:

Какая серьёзная и красивая мысль
Но такое немного страшно воспринимать и тяжело думать, что твой мир - это попытки старого дерева прорости через слой серого асфальта

Я:

Ты семя великой России, которое не прорастает, а уже проросло, пробило асфальт. И не ты один. Целое поколение.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments