Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Русский след в истории буддизма.

Upated: Блаватская является двоюродной сестрой того самого Витте. Значит след этот не только (не столько?) русский, но (сколько?) и французский


В этой заметке я предлагаю уважаемому читателю необычный взгляд на действительное происхождение религии, сегодня получившей всемирную известность как учение Будды Шакьямуни.

Почему буддизм сегодня весьма популярен в Японии и Китае, но почти не представлен у себя на родине - в Индии?

[Spoiler (click to open)]Жизнь сложна, но если упростить её до самой примитивной схемы, главная причина тут в том, что Индия - колония Британии, в то время как распространением буддизма занимались конкуренты Британии, прежде всего американцы.

Но жизнь, конечно, не укладывается в такие простые схемы.

[Официальная история вопроса]Согласно более основательной официальной версии истории буддизма, неуспех буддизма в Индии объясняется противостоянием буддизма и классического индуизма. Принято считать, что наибольшего расцвета буддизм в Индии достиг во времена царя Ашоки, который созвал буддистский собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна), примирил различные буддийские школы, послал миссионеров во весь известный к тому времени мир, а также установил состав канона Трипитаки, содержащего "слова, переданные непосредственно от Будды".

Но затем, через 50 лет после смерти Ашоки, последнего царя Мауриев Брихадраты убил военачальник Пусьямитра Шунга, ортодоксальный брамин, положивший начало династии Шунга (185 до н. э. — 73 до н. э.). Он известен своей жестокостью в преследовании буддизма. Согласно летописям, он разрушал монастыри, убивал монахов и снёс около 84 тысяч ступ, предлагая по сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Буддийские монастыри были обращены в индуистские храмы.
Буддисты бежали кто куда, кто на Восток, а кто и на Запад.
Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)» к Цезарю Августу около 13 н. э. Один из послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры. Это событие стало сенсационным и описано Николаем Дамаскским, который встретил посольство в Антиохии, и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание («Мастер шраман из Бхаруха в Индии»). Замечу, что самосжегся на глазах изумленных римлян именно буддист-шраман, а не о брахман, которым противостояли шраманы.

Но посольство имело последствия. Римлян впечатлила стойкость самоубийцы, а идейное противостояние внутри Индии показалось им прикольным и перспективным в политическом смысле, и вскоре Индо-греческое царство пало под ударами индоевропейских кочевников из Средней Азии, основавших Кушанское царство около 12 г. до н. э.. Кушаны поддерживали буддизм и созвали Четвёртый буддийский собор во время правления царя Канишки около 100 г. н. э. в Джаландаре или в Кашмире. Именно этот собор обычно ассоциируется с датой подъёма буддизма Махаяны и его отделения от буддизма Тхеравады. Новый канон не опирался более на палийскую Типитаку, а был переписан на классическом Санскрите вместе с основными положениями Махаяны. Новая форма буддизма опиралась на представление о подобии Будды божеству и о том, что все существа обладают природой Будды, а также включала ряд культурных веяний из северо-западной Индии и Кушанского Царства. Представители традиции Тхеравады не признают этого собора и иногда называют его «собором еретических монахов». Тем не менее, именно Махаяна получила наибольшую известность и всемирное распространение.
Именно с этого времени Махаяна стала процветать и распространяться на восток из Индии в юго-восточную Азию, на север в Среднюю Азию, а также в Китай, Корею и наконец в Японию.
После распада Кушанского царства буддизм расцвёл в Индии при династии Гупта (IV—VI век). Были созданы многочисленные центры по изучению Махаяны, в первую очередь — университет Наланда в северо-восточной Индии, который многие сотни лет был наиболее влиятельным из буддийских университетов, где преподавал в частности Нагарджуна. Буддийское искусство стилей династии Гупта распространилось по юго-восточной Азии и попало в Китай.
Индийский буддизм ослаб в VII веке по причине вторжения белых гуннов и нашествия ислама. Однако у буддизма был ещё период подъёма в империи Пала, в которой буддизм Махаяны процветал с VIII по XII века.
Ну, и окончательный удар по буддизму в Индии был нанесён в 1193 году, когда тюрки во главе с мусульманским фанатиком Мухаммадом Кхилджи разрушили Наланду. В конце XII века мусульмане заняли ключевые буддийские места в Бихаре, а значение буддистов в Индии стало несущественным. В это же время набрали силу индуистские движения, в первую очередь адвайта и бхакти.



В итоге, хотя буддизм родился в Индии, к XX веку здесь остались лишь небольшие островки буддизма на окраинах.

Немного забегая вперед, замечу, что если бы мне была совершенно неизвестна хронология этих событий, и я думал, что все они происходили, к примеру, в XIX веке, я бы выдвинул гипотезу, что добрый буддистский царь Ашока был американским агентом, в то время как злой брамин Шунгаи и суровые воины Ислама - верноподданными Британской короны.

Конечно же, с учетом хронологии событий, это предположение кажется смехотворным, равно как и предположение, будто в истории буддизма можно обнаружить какой бы то ни было русский след.

Но не спешите смеяться! Судите сами.

Чтобы понять логику моего повествования, надо осознать, что в XIX веке, когда Россия и Британия вели друг против друга по всему лицу земли свою Большую Игру (окончившуюся полным разгромом России в 1917 году), Соединенные Штаты Америки - восставшие британские Колонии - были самым надежным союзником России в Западном полушарии. Необходимо также понимать, что Гражданская война в США была одним из фронтов Большой Игры. Британия имела больше влияние на Южные Штаты и поддерживала их в этом противостоянии, в то время как Россия и другие противники Британии поддерживали Северные Штаты. Из России, в которой в 1861 году, незадолго до начала Гражданской войны, была Северянами заимствована и сама идеология "освобождения рабов", создавшая столь необходимый для Севера приличный казус белли.
(Внимание! Поправка. Уважаемый alex_mashin резонно возражает мне, что я не совсем верно описываю логику Гражданской войны и предлагает иной взгляд на это событие. Цитирую: ...истина в том, что белые, русские, консерваторы в новом конфликте играют роль, аналогичную роли северян, а вовсе не южан, в американской междоусобной войне...)


Один из главных героев нашего повествования, полковник ОЛКОТТ служил во время гражданской войны именно в армии северян, и он сделал на этой войне неплохую личную карьеру. Во время войны он был назначен на должность специального уполномоченного военного министерства (уже в звании полковника) для расследования коррупции в компаниях, поставляющих боеприпасы. По окончании войны три года изучал юриспруденцию и в 1868 году стал членом коллегии адвокатов в Нью-Йорке. Теперь он специалист по таможенным пошлинам, налогообложению и страхованию. Сразу отмечу, что в итоге Олкотт - первый человек Запада, который перешёл в буддизм.

Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди.

Итак, Новая история буддизма в лицах:

1) Русская дворянка Елена Петровна Блаватская (31 июля 1831 — 26 апреля 1891), религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, публицист, оккультист и спиритуалист, путешественница. Основные сочинения написала по-английски. 8 июля 1878 года приняла американское гражданство. New York Times по этому поводу писала: «Мадам Елена П. Блаватская была натурализована судьей Лэрримором по гражданскому делу в особом порядке». Она первая русская женщина, получившая гражданство США.

2) Американский полковник Генри Стил ОЛКОТТ, участник гражданской войны в США, юрист, журналист и писатель.


[Начало карьеры полковника на духовном поприще.]В 1874 году Олкотт прочёл статью о «совершенно невероятных феноменах», происходящих в штате Вермонт на ферме, принадлежащей медиумам братьям Эдди, и решил, что ему нужно поехать туда и во всём убедиться самому. Всё оказалось правдой. Олкотт поселился в «этом таинственном доме и в течение двенадцати недель ежедневно наблюдал сверхъестественные вещи». Дважды в неделю газета «Daily Graphic» печатала его корреспонденции. Они привлекли к себе внимание Е. П. Блаватской, и она поехала на ферму. Здесь произошла первая встреча будущих основателей Теософского Общества.

Артур Конан Дойль, прочитав статьи Олкотта, был уверен, что он не упустил ни малейшей возможности уличить братьев Эдди в обмане. Конан Дойль писал:

Некоторые опыты Олкотта столь скрупулёзны и так досконально описаны, что предвосхитили многие современные исследования и заслуживают тщательного рассмотрения. Например, он привёз из Нью-Йорка весы, тщательно проверенные и снабжённые сертификатом точности. Он потребовал, чтобы одна из материализованных форм — скво Хонто — встала на эти весы, а показания считывал третий человек — мистер Притчард, уважаемый гражданин и незаинтересованное лицо. Олкотт приводит результаты взвешивания, а также справку, заверенную Притчардом под присягой в городском собрании.


17 ноября 1875 Елена Петровна БЛАВАТСКАЯ вместе с попавшим под ее влияние американским полковником Генри Стилом ОЛКОТТОМ основывает в Нью-Йорке "Теософическое общество". Его задачей провозглашается "объединение человечества во вселенское братство без различия расы и веры, поощрение изучения культуры Запада и исследования необъясненных законов природы и психических сил, таящихся в людях". Генри Олкотт стал президентом Общества; вице-президентами — д-р Сэт Пэнкост и Дж. Г. Фелт; секретарём-корреспондентом — Е. П. Блаватская; членами совета — преподобный Г. Уигджин, Р. П. Уестбрук, г-жа Э. Хардинг-Бриттен, С. Э. Симмонс и Герберт Д. Моначези; адвокатом Общества — У. К. Джадж.

Говард Мэрфи писал, что Олкотт не случайно оказался соратником Блаватской и первым президентом Теософского Общества. Однако объясняет он это не столько духовной одаренностью полковника, сколько вполне практическими, даже материалистическими соображениями: «Годы, проведённые в преподавании научных основ сельского хозяйства, раскрыли присущую ему инициативу и выявили дарование лектора, да и в своей юридической деятельности он много раз показал себя дельным организатором и надёжным администратором».

[Краткая справка по дальнейшей судьбе г-жи Хардинг-Бриттен и г-на К. Джаджа.]Госпожа Эмма Хардинг-Бриттен (англ. Emma Hardinge Britten, 1823—1899) — активистка первой волны спиритуализма, получившая широкую известность как практикующий медиум и автор книг, наиболее известными из которых остаются «Современный американский спиритуализм» («Modern American Spiritualism», 1870) и «Чудеса XIX века» («Nineteenth Century Miracles», 1884).

Когда в 1878 году Блаватская и Олкотт отбыли в Индию, г-н Уильям Кван Джадж продолжил теософскую работу в Америке, не прекращая своей юридической практики. В конце 1883 года Нью-Йоркское общество было преобразовано в «Арийскую Теософскую Ложу», и Джадж был избран её президентом. В 1884 году он отправился в Индию для временного исполнения обязанностей президента ввиду отъезда руководителей Теософского общества в Европу. В 1886 году «Арийская Теософская Ложа» была преобразована в Американское Отделение Теософского Общества; Джадж стал его генеральным секретарём. В 1886 году Джадж начал издавать ежемесячный теософский журнал «Путь» (англ. The Path), который существует и поныне. В 1888 году он помогал Блаватской в организации её Эзотерической школы. После смерти Е. П. Блаватской Джадж и Безант вместе руководили Эзотерической школой.


Но при чем тут буддизм?

[Подробный рассказ о том, как русская дворянка и американский полковник создали современную версию буддизма.]Деятельность Блаватской И Олкотта в качестве главы Теософского общества привела к ВОЗРОЖДЕНИЮ БУДДИЗМА, и за это Олкотт почитается на Шри-Ланке как святой.

Дело было так.

В декабре 1878 года Олкотт и Блаватская покинули Нью-Йорк и отправились в Индию, чтобы перенести туда место расположения штаб-квартиры Теософского Общества. Перед отъездом он получил от президента США подписанное письмо с рекомендацией ко всем официальным лицам и консулам США, а от госдепартамента — специальный дипломатический паспорт и полномочия информировать госдепартамент о перспективах продвижения коммерческих интересов США в Азии. Они прибыли в Бомбей 16 февраля 1879 года. Центром деятельности Теософского Общества стал город Адьяр.

Дмитрий наш Евгеньевич Галковский (https://galkovsky.livejournal.com/20833.html?thread=756065#t756065) писал по поводу этого события:

Идеологическая диверсия в Индии способна дать самые удивительные результаты. Чего вот в Индии мадам Блаватская, она же фон Ган, вместе с полковником Олькоттом делала? "Кришна-рама, рама-кришна" это хорошо, только чего ж она в 1877 году американское гражданство приняла? Да и штаб-квартира у неё в Нью-Йорке.
Вот англичане и заверещали про шарлатанство. Это англичане!!!
Где англичанин, там ищи спиритизм, экстрасенсорику, биоэнергетику, столоверчение, чёрти что. Он как хорёк обязательно рядом с собой зароет вкусную пахучую какашку. Знаете как Конан-Дойла хоронили?* Песня. А тут прошибло - ШАРЛАТАНКА. Или штаб-квартиру Рериха в Америке видели? Ничего себе небоскрёбик. В Америке дураков нет миллионы в пустоту вбабахивать. БИХЕВИОРИЗМ. Так что подбирали ключики, подбирали. В Китае у американцев получилось. А вот в Индии зверушкины стояли намертво. Там каста убийц была, люди сначала не поняли, стали рыпаться. Англичане в структуру человечка ввели и извели всех под корень - никто не пикнул. Конспирация у них была - куда там американской резидентуре. Меньше сотни никто из членов секты и не убивал - не серьёзно считалось. Шёлковый шнурок на шею и каюк. 12-летний ребёнок взрослого дяденьку душил, тот "мама" сказать не успевал. А от англичан за год расплакались. "Родина демократии".

*Конан Дойл был фанатичным спиритом, потребовал похоронить себя на лужайке собственного дома. Ну, зарыли. Журналисты сострили: "Похоже на похороны любимого попугайчика". Я почему-то Льва Николаевича вспомнил

И ещё от Галковского:

Сохранилось её предложение сотрудничества русской разведке:

"В эти 20 лет я хорошо ознакомилась со всей Зап. Европой... со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и крайней левой стороны... Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом... каюсь в том, что три четверти времени духи... отвечали моими собственными - для успехов планов моих - словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей... их надежды, планы и тайны... Я говорю по-французски, по-английски, по-итальянски, как по-русски, понимаю свободно немецкий и венгерский язык, немного турецкий... Я играла все роли, способна представить из себя какую угодно личность..."
Это она 20 лет для русской разведки "ознакамливалась", копила (20 лет) информацию про запас. И наконец созрела. Послали её куда подальше, она в этот же год уехала в США, а ещё через год основала в Нью-Йорке Теософское общество. Вот такая биоэнергетика энд экстрасенсорика.


Во время визита в 1880 году на Цейлон (Шри-Ланка) Блаватская и Олкотт прошли через ритуал принятия буддийской веры. Как президент Теософского Общества Олкотт положил начало возрождению буддизма на Шри-Ланке. Всего Теософское Общество основало здесь более двухсот буддийских школ.

Макс Мюллер писал, что Олкотт был инициатором публикации подлинных (о да, естественно!) брахманских и буддийских текстов. Он попытался вдохновить и буддистов, и индуистов с уважением относиться к их древним религиям, помог им обнаружить в их священных писаниях глубинное духовное содержание.
«Буддийский катехизис» Олкотта выдержал 44 издания (к 1938), был переведён на 20 языков и стал всемирно используемым учебником буддизма.

3) Знаменитый Судзуки Дайсэцу был членом Теософского общества (посвящен в городе Адьяр). В молодости был мирским учеником дзэнской школы Риндзай-сю в Энгаку-дзи, большом монастыре Камакуры. В этот период Судзуки получил от наставника имя Дайсэцу. На заданный однажды вопрос, что означает это имя, Судзуки ответил «великую глупость». Умберто Эко объяснил, что в реальности оно означало «великую простоту». Но простота порою хуже воровства, и в 1892 году Судзуки окончил филологический факультет Токийского университета, в 1909—1920 годах преподавал в Университете Гакусюин и в Токийском императорском университете, с 1921 года в течение 20 лет преподавал в Университете Отани, где получил звание профессора. Долгое время жил в США и Европе, читал лекции по буддизму в Колумбийском, Гарвардском и многих других университетах и колледжах. В 1936 году посетил Великобританию, где читал лекции о буддизме. В 1940-х годах вёл семинары по дзэн-буддизму в Колумбийском университете, где познакомился с Эрихом Фроммом, Фромм в 1957 году организовал в своем доме в Куернаваке специальный семинар по дзэн-буддизму и психоанализу. Семинар проходил под руководством Судзуки и Фромма. По материалам семинара была издана их совместная книга «Дзэн-буддизм и психоанализ» (1960). В 1950—1958 годах читал лекции и занимался преподавательской деятельностью в университетах США. Роберт Эллвуд в связи с этим отмечал, что «интенсивный интеллектуальный интерес к дзену в тот период может быть в основном объяснён этой его активностью и сохраняющимся влиянием его прежних работ». Судзуки был женат на Беатрис Эрскин Лэйн, выпускнице Рэдклиффского колледжа и теософе, имевшей многочисленные связи с последователями бахаизма в США и Японии. Идеями дзэн-буддизма Судзуки заинтересовал также К. Г. Юнга и многих других.
Судзуки сыграл наибольшую роль в распространении идей дзен-буддизма на Западе и прежде всего в США. Он создал почти бесконечную серию книг и эссе на английском языке о дзене» и что без него «западная мода на дзен осталась бы почти необъяснимой». Д. Т. Судзуки совместно со своим учеником и последователем Аланом Уотсом, который «явился вторым по значению пропагандистом дзена на Западе» (Р.Элвуд), оказал «непосредственное влияние на духовных вождей битников — видных представителей калифорнийской литературной богемы.

О книге «Голос Безмолвия», которую Блаватская называла переводом с тайного языка сензар, Судзуки сказал: «Здесь настоящий буддизм махаяны». Антология Хамфриса «The Wisdom of Buddhism» содержит лишь пять трудов, относящихся к Тибету, и последним и наиболее объёмным является обширный фрагмент из «Голоса Безмолвия». По словам Эванс-Вентца, лама К. Д. Самдуб считал, что, вопреки критике в адрес трудов Е. П. Блаватской, она, очевидно, была знакома с учением высшего ламаизма, в которое, по её утверждениям, она была посвящена.
Хамфрис утверждал, что теософы и буддисты Запада, часто вышедшие из других конфессий, имеют много общего: «Это и "Голос Безмолвия" — безусловно буддийская работа, как написал мне с Цейлона Анагарика Дхармапала, а Далай-лама много позже отметил это же на моём экземпляре книги, и "Буддийский катехизис" полковника Олкотта».


Ну, и присовокупим к этому небольшое послесловие - предостережение для (подобных мне) любителей всё упрощать до примитивной схемы.

Послесловие:

Многие американцы и европейцы, вдохновлённые трудами Д. Т. Судзуки, Р. Х. Блайса, Кристмаса Хамфриза, Алана Уотса и приехавшие в Японию постигать дзэн, обнаружили расхождения между прочитанным в книгах и реальностью. В их представлении дзэн был «религией без предрассудков, победой интеллекта над суевериями». В Японии же американцы и европейцы увидели монахов, строго следующих монастырским уставам, и алтари, украшенные цветами, свечами, благовониями и подношениями. При этом монахи были сосредоточены в основном не на достижении сатори, а заботились о ведении монастырского хозяйства. Значительная часть людей была в итоге разочарована таким положением вещей и перестала интересоваться дзэн, так и не найдя ничего общего между книгами и реальной японской традицией.

Если бы буддизм действительно придумала русская дворянка Блаватская в XIX веке, то японские монахи XX века, продолжатели своей традиции, не разочаровали бы так сильно поклонников дзен-буддизма-по-Блаватской-и-Олкотту. Очевидно, что нет дыма без огня, и европейцы не придумали буддизма, а скорее просто создали более культурный европейский вариант буддизма, способный привлечь внимание своей целевой аудитории. Но несомненно, что какой-то буддизм существовал и до Блаватской, что-то там в этих монастырях и до нас шевелилось и потихоньку ползало, в положенное время отдыхая от трудов праведных в позе дза-дзен.



Уточнение (комментарий brother2):

Про "открытие" буддизма в Индии всё и проще, и хитрее. Англичане "находившие" древние статуи интерпретировали буддизм как этакий древний протестантизм в противовес избыточному индуизму (впрочем после проникновения в Мьянму, где они увидели сверхритуализированный буддизм, эта тема ушла). С другой стороны за буддизм взялись немцы. Но их вытеснили из темы достаточно жёстко - в ход шли и обвинения в подделке древностей и загадочные смерти случались (так один из ведущих немецких буддологов того времени вдруг решил ночью покататься по Бодензее на лодке и утонул).
То что описано в посту, больше похоже на следующий шаг - попытку отнядь буддизм у англичан.
Ну и текущее положение буддизма в Индии тоже показательно - сейчас там буддистское возрождение, при этом буддизм подаётся как антикастовая религия, но в отличие от христианства, своя. Основной массив верующих из низших каст.
Tags: Англия, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments