Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

О ненужности Русского Православия

В этот счастливый праздничный день я без особой охоты пишу краткий ответ на только что прозвучавшее высказывание многоуважаемого Константина Крылова о нынешнем состоянии и перспективах Русского Православия.

Мне почти всегда бывает грустно слушать умных и талантливых/гениальных людей, когда они решаются сказать что-то о Христе и Его Церкви. Умный человек должен чувствовать, где проходит граница его компетентности и не ставить себя в глупое положение, говоря о том, в чем он не разбирается, чего не понимает или - хуже того! - понимает неправильно.

Прежде всего, люди отождествляют Церковь и церковную систему Управления. Между тем, это не совсем одно и то же, а в современных условиях и совсем не одно и то же (см. Кто управляет Церковью?)
Церковное управление достаточно легко подпадает под контроль светской власти, в то время как основная толща церковной жизни от этого управления почти не зависит. Люди не понимают, что верующий человек приходит в храм не для того, чтобы пообщаться со священником или даже с единомышленниками, а для того, чтобы приобщиться Богу в особых церковных таинствах, требующих для своего совершения коллективного действия. (А некоторые важнейшие священнодействия Церкви совершаются лишь уединенно, наедине с Богом.)

Из этой основной ошибки вытекает масса других ошибок и в конечном итоге неправильное понимание происходящего с Церковью сегодня, а равно и церковной истории.

Итак, что же пишет многоуважаемый Константин?

Цитирую:[Нажмите чтобы прочитать]
Интересно, понимают ли наши «православные», что обретение Украиной Томоса - это СВЕРХСОБЫТИЕ, которое полностью переворачивает и по сути ОТМЕНЯЕТ смысл крещения Руси в традиционной московской интерпретации? Что всё «тысячеление христианства» для России - НАСМАРКУ? Думаю, нет. К их счастью.

Что я имел в виду.

РПЦ МП вообще не является церковью. Русская церковь была уничтожена в 30-е – 40-е годы ПОЛНОСТЬЮ. РПЦ МП к той церкви никакого отношения не имеет, кроме сугубо отрицательного – то есть представляет собой злобную карикатуру на церковь. Карикатуру рисовали с карикатур – то есть «жирные попы», «опиум для народа», вот это вот всё. РПЦ МП этой ожившей карикатурой и является, как и всё советское вообще.

Однако же. В отличие от прочих советских институтов, которые были мерзкими карикатурами не только по содержанию, но и по форме – скажем, «советские профсоюзы», которые даже не делали вида, что «защищают права рабочих» - РПЦ МП вынуждена была сохранять «дореволюционную оболочку». Ну нельзя было одеть епископов в шинели, а крест заменить красной звездой (хотя очень хотелось). Нельзя было и литургику заменить, да и вообще – всё нужно было держать в старом виде. Собственно, для рядового верующего советских времён это была единственная возможность хоть как-то приобщиться к чему-то дореволюционному, то есть к СВОЕМУ РОДНОМУ.

Однако теперь ситуация изменилась. В частности – в вопросе формы. Почему православие выглядит именно так, как оно выглядит?
Форма русского православия, каким мы его знаем, определялась его задачами. Которых было две.

1. Главой Православной церкви был Царь. Церковь была инструментом решения царских задач, которые Царь не мог решить другими средствами. Это факт фундаментальный, из него прямо следует внутреннее устройство Церкви, например.

2. (отчасти вытекающее из п.1.) Православие с самого начала конструировалось как транснациональный проводник российской «мягкой силы», по крайней мере – в славянском мире. Это объясняет все остальные особенности. Например, литургию на «славянском языке» - каковой сейчас примерно одинаково чужд всем славянам, но при этом ощущение «чего-то родного» остаётся. И вообще превалирование обрядности над «учением».

Про п. 1 говорить не будем. Церковь предала Царя в Феврале, причём люди бежали впереди паровоза. Чем за это расплатилась – тоже известно.

Сейчас актуальнее п. 2. Вся вот эта «византийщина», «служба на царковнославянском» и пр. были оправданы исключительно перспективами удержания и распространения русского православия среди славянских народов. Причэм главным образом имелись в виду украинцы и белорусы. Украинцы вообще были «главными православными» - в частности, церковное украинское лобби всегда было подавляюще сильным.

Обретение Украиной Томоса – это КОСМИЧЕСКОЙ ВАЖНОСТИ факт, поскольку теперь нет НИКАКИХ причин для сохранения православия (не «учения», это мелочи – православие не учением берёт) в его нынешнем виде. Церковь теперь ограничена пределами РФ и больше ни на что не влияет. Миссия провалена.

Возникает вопрос: ЗАЧЕМ ОСТАВАТЬСЯ ТРАДИЦИОННЫМИ ПРАВОСЛАВНЫМИ? Со всеми минусами этого дела и отсутствием плюсов?

Товарищи в РПЦ всё это прекрасно понимают. Поэтому, когда репортер 1 канала брал интервью у пресс-службы РПЦ, то, кроме «скорби по братьям», подчеркнул, что конечно же мы надеемся что наши братья из белорусской митрополии не впадут в такой грех.
Потому что теперь у РПЦ остался только этот аргумент – цепляться ногтями за Белоруссию. Где уже ВСЁ ГОТОВО (и все это знают) к тому же сценарию, что и на Украине. Правда, тут больше вероятности, что они сразу под Святой Престол пойдут. Но это вопрос уже технический.
С другой стороны, а чем сейчас РПЦ МП полезна властям РФ? 1. В советское время РПЦ поддерживала иерархическую пирамидку «православных народов»: грузины – украинцы – белорусы – русские в самом низу. Каким-то боком туда включали ещё и армян. Сейчас пирамидка сохраняется, но церковный фактор уже практически не влияет.

2. Навязывание русским идеологии терпильства (исторически – толстовства, которое под видом православия РПЦ МП и скармливает пастве), в частности – запрет на сколько-нибудь сопротивление омусульманиванию (вплоть до рекламы ислама со стороны православных деятелей: «учитесь у мусульман, они такие чистые и духовные»). Это актуально, да. Но это и всё.

3. Были ещё всякие внешнеполитические моменты (связанные с Ближним Востоком). Но они полностью аннулированы повышением авторитета Фанара и турок.



Конец цитаты.

На прямой вопрос Крылова (Понимают ли наши «православные», что обретение Украиной Томоса - это СВЕРХСОБЫТИЕ, которое полностью переворачивает и по сути ОТМЕНЯЕТ смысл крещения Руси в традиционной московской интерпретации? Что всё «тысячеление христианства» для России - НАСМАРКУ?) надо прямо и ответить: мы всё понимаем, но понимаем иначе. И наше понимание является более глубоким и основательным, так как оно основано на детальном знакомстве с предметом, с которым уважаемый совопросник знаком лишь поверхностно, "по слухам в прессе".

Прежде всего!

Та интерпретация Православия, которую Крылов именует "традиционной московской" - это интерпретация во-первых нетрадиционная, а во-вторых в большей степени петербургская, чем московская.
И в любом случае это не церковная интерпретация, а светская. Это то, каким хотели бы видеть Православие Романовы.

Задумка была хорошая, интересная.
Но увы! проект Романовых провалился.  Причем провалился он давно, ещё в 1917 году.

Поскольку Крылов целиком понимает Русское Православие только через призму проекта Романовых, то в его глазах провал этого проекта означает гибель Церкви так таковой: "Русская церковь была уничтожена в 30-е – 40-е годы ПОЛНОСТЬЮ".

А что же тогда мы имеем на сегодня? Крылов считает, что РПЦ МП к той церкви никакого отношения не имеет, кроме сугубо отрицательного – то есть представляет собой злобную карикатуру на церковь. Карикатуру рисовали с карикатур – то есть «жирные попы», «опиум для народа», вот это вот всё. РПЦ МП этой ожившей карикатурой и является, как и всё советское вообще.

То есть, он опять не видит Церкви как таковой, а видит только политический проект использования этой Церкви, принимая его за единственную реальность. А раз так, то неприязнь Крылова к Церкви логически вытекает из того, насколько глубоко он вникает в этот вопрос. (Совсем неглубоко.)

Просто англичане в 43-м году попытались приспособить РПЦ к своему делу, используя для этого старые романовские наработки. Но из этого ничего не вышло.
Крылов вполне обоснованно предполагает, что после разрыва с Константинополем РПЦ для англичан становится окончательно бесполезной. Но он не понимает того, что не Романовы создали Русское Православие и не англичанам решать его судьбу.

Верно, что сегодня на наших глазах завершается целая глава русской церковной истории. Но только глава, а не история.

И пока довольно. Главное я сказал, а остальное - потом, после Рождества. Я только что вернулся со службы и через пару часов мне опять на службу.
Потому пока ограничусь ссылкой по теме: О русских тайных обществах

Пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим Праздником!
Tags: выход есть, историософия, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →