Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Неотвратимое

Советую тебе много размышлять
Прежде чем что-то подумать


Начинать лучше с полной перезагрузки. Надо оставить все концепции, все представления о реальности, по мере возможности совершенно уничтожить ту реальность, которая нам известна. Ведь мы не видим реальности, мы видим наше представление о реальности. От него-то и нужно очиститься в самом начале. Это совершается через остановку внутренней речи.

Реальность, которую мы обычно видим - это наши концепции и представления, зафиксированные в словах и личных внутренних знаках, которые мы умеем (или не умеем) облекать в понятные всем слова. Но не только!

Оставляя всё, что от нас зависит, столько бы мы ни старались, мы не можем достичь совершенной пустоты, так как и сама эта "пустота" тоже лишь концепция. Оставив и её, произведя полную перезагрузку, мы всякий раз обнаруживаем, что в реальности все-таки осталось осталось нечто, нечто, что от нас уже не зависит и нами устранено быть не может. Нечто, исходящее вообще не от нас, а от Тебя.

Так мы обнаруживаем Тебя как Источник реальности, которая от нас уже совсем не зависит, никак не является нашей концепцией или представлением, но навязана нам извне - принудительно, фатально и неустранимо. Об этой-то независящей от нас реальности мы и судим, и строим наши концепции и представления. Потому-то каждый раз, совершая полную перезагрузку, мы в конце концов снова и снова обнаруживаем себя в плену наших концепций и представлений.
[Нажмите, если не боитесь смотреть в глаза своей смерти.]
Но есть иной Путь.

Обладая словесным умом и даром речи, мы можем обратить нашу внутреннюю речь к Источнику реальности - к Тебе. Ты от нас не зависишь, но всякий раз заново принудительно даришь, навязываешь нам Свою реальность, от которой мы не можем освободиться, как бы мы ни старались. Ты и есть та предельная Реальность, которая нам дана, хотим мы того или не хотим. Мы не видим Тебя, но видим исходящую от Тебя реальность. Даже совершая полную перезагрузку, мы вступаем с Тобой в какие-то отношения - отталкиваемся от Тебя или наоборот, очищаемся от всех концепций и представлений, построенных нами и отделяющих нас от Тебя.

Я могу попытаться отождествить Тебя с собой, считая Тебя лишь проекцией моего истинного Я. Но это всего лишь очередная концепция, очередной самообман. Потому что правда состоит в том, что как бы мы к Тебе ни относились, мы не можем от Тебя избавиться. И это очень хорошо, потому что с этой неотвратимой данности и начинается наше познание Истины, которая не является уже нашей концепцией, но дана, навязана нам с принудительной, страшной и неотвратимой силой.

Истина не есть концепция или представлений. Она есть то, что остается после крушения всех концепций и представлений, от чего избавиться нам не удастся никаким образом, даже если Ты окажешься невыносимо страшным, неумолимо мучительным в Своей неотвратимости. Каким бы Ты ни был, нам всё равно придется Тебя принять таким, какой Ты есть. Идея, что Ты есть Я, придумана нами для самоуспокоения: мол, себя-то Я не обижу. Это полная чепуха. Обидишь, и ещё как.

Можно называть Тебя истинным Я, но нельзя обманываться этим названием. Таким способом не преодолеть того неустранимого факта, что Ты нас не спрашиваешь, хотим ли мы быть. Бытие нам просто дано как неустранимая реальности, не исчезающая при разрушении наших концепций. Притом не простое чистое бытие, бытие-как-таковое, но конкретное бытие - вот именно такое бытие, которое и есть.

Потому-то истинная религия не занимается самообманом, а обращается к Тебе как к абсолютному Ты, а не как к абсолютному Я. И это очень удобно для того, чтобы выражать Тебя, наши отношения с Тобой, в слове. Слово всегда чье-то и обращено к кому-то. И слово Истины не может не быть либо нашим словом обращенным к Тебе, либо Твоим словом, обращенным к нам, либо (в крайнем случае) нашим словом о Тебе, обращенным к нам же. Но последний вариант самый трудный.

Строго говоря, есть и ещё один вариант: это Твое слово о нас, обращенное к Тебе. Об этом-то Слове и будет наша дальнейшая речь. Но теперь не время забегать так далеко вперед.

К Тебе я обращаю своё слово и прошу Тебя быть милостивым к нам. Прошу, чтобы Ты коснулся сердца всякого, читающего эти строки. Мы все в Твоей руке, и у нас никакого другого шанса кроме Тебя. Потому-то я и обращаю моё слово к Тебе, причем делаю это официально, при всех, не смущаясь публичностью этого, казалось бы, сугубо интимного действия. Почему? Потому что нам никуда не деться от Тебя. Сколько бы мы ни отталкивались от Тебя, мы вновь обнаруживаем себя в Твоей власти и в Твоих руках.

Ты неотвратим как Суд. Ты и есть наш Суд, потому что Ты автор нашей судьбы. Ты судишь нашу судьбу, и всё происходящее с нами независимо от нашей воли, происходит потому, что Ты так задумал. Потому-то и полезная полная перезагрузка, чтобы отделить наше (что от нас зависит) от Твоего, что от нас уже никак не зависит. Наше суетно и временно, а Твое неотвратимо и поэтому вечно.

Мы не первые, кто обращается к Тебе. Сколько живут на земле люди, столько поколений они доходят до мысли о Тебе и стремятся познать Тебя или для начала хотя бы наладить с Тобой какое-то позитивное общение. Ведь это нехорошо, когда Ты представляешься нам лишь как неотвратимо-принудительная сила, от которой мы не можем избавиться, даже если бы захотели. Более правильный, более практичный подход - это принять Тебя таким, каким бы Ты ни был, и научиться жить с Тобой в мире или даже согласии.

Согласие с Тобой - это великое счастье. Потому что если мы согласны с Тобой, то вся эта неотвратимая реальность становится желанной для нас. Если Ты благ для нас, то весь мир есть именно то, чего мы и хотели.

Что меня поражает - это Твоя конкретность. Если бы я придумал мир, то мир был бы набором каких-то общих принципов и законов, в нем не было бы никаких акциденций. А Ты удивительным образом наполняешь реальность акциденциями, наполняешь так уверенно и твердо!

[О житейских акциденциях и тайне моей личности.]А между тем, проблема акциденций, хотя и я не знал такого слова, глубоко волновала меня с детства. Меня страшно мучила проблема: почему я именно такой, какой я есть? и для чего вообще все происходит именно так, как оно происходит? Меня страшно оскорбляла идея, что моя жизнь - такая короткая и уникальная, одна-единственная данная мне жизнь - протекает в калейдоскопе каких-то несущественных акциденций. И это была не из пальца высосанная проблема, а настоящая трагедия духа. Я не мог любить, потому что любовь требует предельной конкретности, а я мог в этой жизни полагаться лишь на абстракции. Абстракции, универсалии, обобщенные понятия - они казались в этой жизни единственными прочными, неустранимыми вещами, на которые можно положиться. Отсюда-то и родилось во мне пристрастие к науке, желание постичь эти универсалии. Потому что их можно было любить, за них можно было держаться, а отличие от презренных акциденций... которые, увы, продолжали составлять 99% процентов конкретной реальной жизни моей!

Вот кто-то смеется, а мне было не до смеха. Ведь неспособность любить - это страшно. Это такая жуть, такая духовная импотенция... меня поймёт всякий, у кого есть сердце!
Я уже тогда, в детстве, был достаточно умным мальчиком, чтобы осознать суть проблемы и всю её страшную неодолимость. Хотя я не знал слова "акциденция", но я нашел способы это обозначить внутри себя, четко сформулировать и прийти к страшному выводу: эту задачу решить не в человеческих силах. И тогда я стал искать нечеловеческое решение этой задачи. Отсюда берет начало моё увлечение магией и вообще моя религиозность. Да и сама наука была для меня, в сущности, религиозной мистерией, захватывающим дух путешествием в мир универсалий.

И что же Вы думаете, уважаемый читатель? Я шёл неплохо. Падая в духовные пропасти, я каждый раз достаточно оперативно выкарабкивался наружу, причем по ту сторону оврага - меня было не остановить. Подымаясь всё выше и выше в поисках наиболее универсальных универсалий, я взошел на вершину вершин - и что же я там нашёл?!

Я обнаружил там акциденции, ненавистные акциденции, от которых я так бешено стремился уйти, что ради этого, собственно, и стал духовным альпинистом!
Дело в том, что на вершине горы оказался Человек. Конкретная человеческая Ипостась, Иисус Христос, Царь этого мира. Ну и что, что Он - Бог, ну и что, что Он - Творец всего существующего. Да, это была самая наиуниверсальнейшая из универсалий. Но! всё-таки Истина оказалась конкретным человеком со всеми вытекающими отсюда следствиями. Оказалось, что у Истины есть Отец и Мать, причем тоже конкретные ипостаси. Оказалось, что у Истины есть год, место рождения и другие паспортные данные.
Я испытал шок. Это был крах, катастрофа, конец моим надеждам. Гони акциденцию в дверь, она войдет в окно. Я сделал всё от меня зависящее, чтобы уйти от Любви. Но Любовь меня настигла.


Самая невероятная, самая трудная и непостижимая вещь в мире - это тот факт, что Ты стал человеком. Таким же человеком, как все мы. Это очень страшно, потому что это ставит окончательный крест, голгофский Крест на наших жалких попытках защититься от Тебя, истолковывая Тебя как истинное, внутреннее, глубинное наше Я. Став человеком, другим человеком, Ты разрушил все концепции и оставил нас один на один со страшной и неотвратимой реальностью Твоего Суда.

Хуже того. Если раньше, в древности, люди мало-помалу приближались к тебе, шаг за шагом готовились к восприятию этой Истины - и видели Тебя как Человека только в высшем пророческом озарении, теперь Ты нам дан сразу, с детства, как элемент нашей бытовой культуры, всегда пошлой и недостойной Истины. И как нам с этим быть?

Ты вторгся в нашу жизнь, Ты навязал нам Себя как Человека - а мы совсем, совсем не готовы к тому, чтобы воспринять Тебя таким. Мы бежим от этой мысли, мы ужасаемся жуткому беспределу Твоей обнаженности на Кресте. Если Ты так обошёлся с Самим Собой, то на что же надеяться нам?! Ты открыл нам Истину, которую мы не готовы воспринять, поставил нас перед фактом Твоего воплощения, и мы беспомощно барахтаемся, пытаясь как-то защититься, закрыться от Твоей ужасающей человеческой наготы.

Но проходит поколение за поколением, и это у нас получается всё хуже и хуже. Твой Суд ощутимо близок, нашествие Твоего Духа близко как никогда. А мы зажмуриваемся, притворяясь будто "познали" Тебя, будто "уверовали" в Тебя. А сами придумываем концепции за концепциями чтобы защититься от Твоей ужасной и неотвратимой реальности.


....

Но довольно. Боюсь, что уважаемому читателю не совсем понятны мои слова и мысли. Всё-таки эти вещи надо пережить. Как уже сказано выше, начинать лучше с полной перезагрузки. Надо оставить все концепции, все представления о реальности, по мере возможности совершенно уничтожить ту реальность, которая нам известна - только тогда может быть какой-то толк. А просто почитывать чужие заметочки так же бесполезно, как и их пописывать.

И потому в конце этого пусть искреннего, но зато несколько сумбурного текста я хочу немного утешить читателя, сказав несколько нормальных человеческих слов.

Поколение идет за поколением, сказал я выше. И пока стоит мир, пришествие нового поколения так же неотвратимо как пришествие Христа.

Я уже немолодой человек, и уже видел появление одного нового поколения. И вот теперь - прямо сегодня, на наших глазах в нашу жизнь входит ещё одно новое поколение - первое поколение русских людей, которые вообще не видели Совка и имеют о нем лишь смутное представление. Какими они будут? Это очень интересный вопрос, ведь от ответа на него зависит наше будущее. И потому я очень внимательно всматриваюсь в это поколение, вслушиваюсь в его слова, пытаясь понять их, чтобы предвидеть это будущее.

И потому я с трепетом жду, когда же в этом поколении появятся люди, обладающие даром слова. Которые скажут нам себя, раскроются перед нами, тем самым это наше будущее нам приоткрывая. И вот наконец появился один из самых первых текстов - то, что нужно. Написано свободно и без оглядки на то, "как надо", без ученической подражательности. Человек просто взял и рассказал нам то, что он чувствует, что видит и чего хочет. И это как раз то, что надо. Это работа настоящего писателя.

Ведь что такое писатель? Это просто человек, который не боится сказать вслух то, о чем все подозревают, но боятся даже и подумать. Это работа писателя - говорить то, что все и так знают, но боятся даже и подумать. Именно это он и сделал: просто взял и сказал.

Я не могу судить, да и никто кроме Бога не может пока сказать, что получится из этого автора. Каков его масштаб. Это едва ли возможно определить по первому тексту, особенно если писателю всего-то двадцать с небольшим лет. Но в любом случае, как писатель он уже состоялся, уже застолбил себе какое-то место в русской литературе, пусть небольшое и скромное: просто первый в своем поколении. Россия - страна писателей, и их будет ещё много и в этом поколении, и в следующих поколениях.

Русским без этого никак. Наш народ исчезнет в тот день, когда умрет последний русский писатель. И масштаб нашей культуры измеряется масштабом нашей литературы.

Что там есть, в этом тексте? Там есть всё. Любовь и скука, смерть и поэзия, религия и пьянка. Там есть всё. Да что говорить, там даже Навальный анонимно присутствует с резиновыми дубинками полицейских. Но Навальный - это, как оказалось, несущественная мелкая мелочь в жизни этого нового поколения. Знаете, что их волнует и занимает по-настоящему? Конечно, знаете, уважаемый читатель, только боитесь сказать, конечно, если Вы сами не писатель!
Tags: религия, толкования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments