?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера мне пришло в голову толкование на известную всем со школы сказку Пушкина.

Исходная точка моего рассуждения - уверенность в том, что ни один человек не может победить дьявола своими силами, не привлекая помощи Бога. Это опыт духовной жизни и в конце концов просто самоочевидная аксиома. В конце концов дьявол это бог с маленькой буквы, так что попытка противостоять ему своими силами для смертного человека заведомо бессмысленна.

Ну а раз так, то обращает на себя внимание то обстоятельство, что Балда в сказке Пушкина побеждал дьявола, причём неоднократно, и именно своими силами, не привлекая помощи Бога. Конечно же, тут помогал ему Пушкин, а вернее, муза Пушкина. Иными словами, дьявол же ему и помогал.

А значит, мнимая борьба с чертями в тексте это постановка, спектакль. Цель которого состоит в том, чтобы убедить Попа, ну а заодно и читателя, что Балда не зря ест свой хлеб.

В действительности Балда это не простак, но великий маг. То есть, человек, находящийся в союзе с тёмными силами. Ну и если мы это понимаем, то всё дальнейшее толкование становится очевидным.

Сказка о попе и работнике его Балде это история о том, как несчастный священник был прельщен дьяволом, и заключил сделку с лукавым, за что и был потом наказан справедливым судом Божьим. "Кого Бог хочет наказать, того Он лишает разума." При таком толковании сказка Пушкина это обычная история из Древнего патерика или из Луга Духовного, однако пересказанная мастером слова. Неплохая вещь!

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
zaharov
May. 27th, 2019 04:47 am (UTC)

В сказке черти, это, скорее всего класические  скандинавские тролли. Они платят дань попу, понятно за что - чтобы он не святил их пруд. Именно для выбивания долга за дань поп и нанял Балду - опытного ведьмака. Загрузил его непрофильной работой, или Балда маскировался. Когда жадный поп отказался платить - ведьмак прикончил его, забрал дань себе и смылся.

palaman
May. 27th, 2019 04:56 am (UTC)
Скандинавские сказки - это любопытно.

Но... моё толкование основано на Православии. За ним стоит очень серьезная философия, за ним стоит Античность.

А тролли, ведьмаки и проч. фольклорные персонажи - что за ними стоит?
zaharov
May. 27th, 2019 06:02 am (UTC)

Жизнь, как она есть. В конечном итоге моя версия не противоречит вашей - Бог наказал попа-коррупционера. А вы момент с оброком пропустили. Правда, бес отмазывается, и говорит детям, что никогда раньше не платил, но ведь все так говорят : ) Даже если поп нанял Балду для того, чтобы он наехал на бесов и заставил платить впервые - это все равно преступление против Господа. Нечисть либо положено искоренять именем Божьим, либо не трогать, т. к. они тоже Его творения. Но не ставить на бабки : )

palaman
May. 27th, 2019 06:41 am (UTC)
Вот тут соглашусь.

Да, это важный нюанс!

Действительно, получается, что этот поп давно уже в сговоре с чертями. На этом-то его и подловили. И подловили, кстати, через "Еву":

Попадья говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь».
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».

Edited at 2019-05-27 06:42 am (UTC)
zaharov
May. 27th, 2019 09:47 am (UTC)
Попадья-то осталась богатой вдовой. Да и что у них там с Балдой было - неясно : ) Сказано, что попадья была Балдой очень довольна : )
palaman
May. 27th, 2019 06:39 pm (UTC)
Ох!

Страшные вещи говорите. У Вас вырисовывается новое, ещё более глубокое толкование.

Так получается, Попадья и затеяла всю эту интригу? или просто воспользовалась обстоятельствами?
zaharov
May. 28th, 2019 07:40 pm (UTC)

Просто Балда - Ведьмак : ) Вы что, Сапковского не читали?

livejournal
May. 27th, 2019 06:38 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
medved_kuznets
May. 27th, 2019 07:13 am (UTC)
Мне с детства эта сказка не нравилась - в ней нет персонажей, которым хочется сопереживать. Все друг друга обманывают. У попа - изначальная жадность, у Балды - изначальное желание проучить - убить (причём без возможности для попа как-то исправиться походу), про чертей вообще молчу - гордыня сплошная (не только не платить дань ,но и посрамить выскочку). В общем - паноптикум какой-то тоскливый.
palaman
May. 27th, 2019 07:16 am (UTC)
Да, положительные герои там не просматриваются.

Ну, что тут скажешь? се ля ви. Бывает такое в жизни.
zaharov
May. 27th, 2019 09:49 am (UTC)
Это особенность классической русской комедии от Недоросля до Вишневого сада. Пушкин просто написал в общем ключе.
medved_kuznets
May. 27th, 2019 09:58 am (UTC)
почему именно русской? и почему комедии? - герой-то погибает
zaharov
May. 28th, 2019 07:33 am (UTC)
В Вишневом саде и Чайке - тоже. Русский юмор. Или у вас сомнения, что Чехов сочинил комедии?

Edited at 2019-05-28 07:34 am (UTC)
medved_kuznets
May. 28th, 2019 07:50 am (UTC)
При чём тут Чехов? У меня сомнения, что "Сказка" - комедия)))
zaharov
May. 28th, 2019 04:29 pm (UTC)
А что же?
medved_kuznets
May. 28th, 2019 04:32 pm (UTC)
Трагедия. Человек погиб, причём душа погибла тоже. Это страшная трагедия.
zaharov
May. 28th, 2019 07:41 pm (UTC)

Тогда "Премия Дарвина" - фильм ужасов.

Stanislav Akimov
Jun. 14th, 2019 07:49 pm (UTC)
Кто же есть муза?!
Я очень озадачен, что вы считаете музу Пушкина отражением диавола, продолжением игры бесов.
привык считать, слушая православных лекторов (могу порыться среди записей и найти имена), истинное творчество проявлением Святого Духа.
Он помогает творцам передать замысл несмотря на их человеческие слабости и ограничения.
Дьявол же бесплоден, не творит, но может обманывать, сбивать, путать, что творец пытается передать.
Надо подумать над вашим вариантом.
palaman
Jun. 16th, 2019 03:43 am (UTC)
Re: Кто же есть муза?!
> Дьявол же бесплоден, не творит

Это довольно вредное заблуждение. Опасно недооценивать противника!
( 19 comments — Leave a comment )