Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Снова Античная философия. Уровни онтологии.

Я продолжаю тему античной философии, начатую заметками

Иерархия "существований" или Попытка выразить всё-всё-всё в одной заметке.
О житейских акциденциях
Априорный критерий Истины (тропос: дискурс и гламур)

В сущности, античная философия это не какая-либо конктретная "философия", а универсальная классификация понятий, отражающая основные принципы работы нашего ума.
Каждая из базовых её категорий - сущность, природа, ипостась, акциденция, энергия, тропос - это не обозначения какой-либо вещеи, а тотальное обобщение целого ряда различных вещей.

Когда человек пытается понять, что такое "ипостась", он представляет себе то одно, то другое - но все его предствления неверны. Ипостась-как-таковая вообще не существует. Существуют лишь конкретные примеры ипостасей. Понятие "ипостась-как-таковая" не то чтобы бессмысленно, но оно не обозначает что-либо существующее, а является лишь обобщением конкретных примеров ипостасей. То же самое можно сказать и о сущности, природе, тропосе и прочем.
Всё это категории мышления, которыми бессознательно пользуется всякий человек, потому что они вшиты нам "в железо". И надо было быть поистине античным человеком, чтобы осознать эти категории. "Неизвестно, кто первый открыл воду, но это сделали не рыбы". На такое были в истории человечества способны только греки. И только античные.

Размышления читателя:

> Например, мне кажется, что тропос это ТИП сигналов, которые наше существо улавливает из внешней среды и преобразует в понятный этому существу вид - картинку, звук, запах. То есть, тропос это не сами сигналы, а их принадлежность к определенному типу.

Отвечаю:

Да! Тропос это третий уровень абстракции. Он основан на втором, а второй - на первом.

Давайте по порядку. Мы классифицируем понятия. Понятия это абстракции. Но абстракции могут быть более абстрактными и менее абстрактными.

Первый уровень абстракции - сущность. Например, "человек" это абстракция. Ведь не бывает "человека-как-такового", бывают только конкретные люди. Но каждого из них мы обозначаем одним и тем же словом "человек", обозначающим то общее, что есть у всех людей.

Второй уровень абстракции - действие, свойство или признак. Например, сигнал - это действие. Чтобы подавать сигнал, сигналить, нужен кто-то, кто будет это делать. Человек сигналит. Кто-то сигналит. Сами собой сигналы не появляются.
Если нет сущности (человека), то логически невозможно действие (сигнал).
Поэтому действие это более абстрактная абстракция. Мы уже не просто выделили общее, что есть у разных людей (это первый уровень). Мы теперь отделили (абстрагировали) от человека его действие и назвали его отдельным словом: сигнал.

И наконец, третий уровень абстракции - тропос. Это понятие, обозначающее, какого типа сигнал. Тип сигнала.
Это абстракция абстракции абстракции. Если нет сигнала, логически невозможен и тип сигнала.

Третий смысл висит на двух первых, иначе просто нет этого смысла.

Не бывает типа сигнала, если нет сигнала. Не бывает сигнала, если никто не сигналит.

Естественно, есть ещё и нулевой уровень абстракции, самый основной.
Это ипостась.

Понятие "человек" - это абстракция первого уровня. В самом деле, не могло бы в нашем уме быть абстрактного человека-как-такового, если бы не было конкретных людей.
А вот конкретный человек это ипостась. Нулевой уровень абстракции - это конкретность. Это просто реальность, конкретная реальность бытия. Нет ничего более реального, чем ипостась. Именно поэтому так трудно понять, что такое ипостась. Ипостась - это любая конкретная, реально существующая вещь.
Надо было быть античным греком, чтобы придумать абстрактное понятие, обозначающее любую конкретную вещь. Этакий логический кувырок через голову!

Абстракция первого уровня - "человек", "планета", "корова" - это обобщение, охватывающее конкретных людей, конкретные планеты, конкретных коров. То есть, конкретные ипостаси определенного типа. Это "сущность".

Первый - сущность.

Второй - действие, признак, энергия.

Третий - тропос.

Дальше греки не пошли, потому что на третьем всё кончается. Идти некуда!
Дальше идёт повтор, потому что тропосы сами по себе начинают выстраиваться в смысловые ряды между собой, но всё это уже всего лишь тропосы. Тропосы, тропосы и тропосы.

ТАК УСТРОЕН УМ ЧЕЛОВЕКА. Почему там именно три уровня абстракции - Бог весть.

PS: а я, кажется, понял, почему имено три уровня. Потому что сами наши мысли о реальности это третий уровень. Есть человек (1), человек думает (2), думает о чем-то (3). Эта его мысль это и есть тропос, третий уровень абстракции. Дальше идти некуда, потому что дальше только мысли и мысли и мыслях, и мысли о мыслях о мыслях. Как ни крути, а отнология у них у всех одна и та же. ТРОПОС.
Tags: психология, философия
Subscribe

  • Книга мёртвых

    Вчера вечером во время всенощной на память Московским святителям умер Сергей Щеглов. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба Твоего…

  • Только что умер Сергей Щеглов

    Сергей не был церковным человеком, однако он шёл к вере. В личном общении он был со мной на эту тему откровенен. Он тайно практиковал Иисусову…

  • Суть магии Власти, кратко

    Эта короткая заметка дополняет цикл Как на самом деле. Каждую заметку этого цикла я начинаю со следующих слов: Всякий человек, который начинает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Книга мёртвых

    Вчера вечером во время всенощной на память Московским святителям умер Сергей Щеглов. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба Твоего…

  • Только что умер Сергей Щеглов

    Сергей не был церковным человеком, однако он шёл к вере. В личном общении он был со мной на эту тему откровенен. Он тайно практиковал Иисусову…

  • Суть магии Власти, кратко

    Эта короткая заметка дополняет цикл Как на самом деле. Каждую заметку этого цикла я начинаю со следующих слов: Всякий человек, который начинает…