Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

О молитве

Васечкин был православным в хорошем смысле.
То есть в церковь не ходил, библию не читал,
молитв никаких не знал, а с идеями православия
знакомился по сочинениям
игумена Вениамина и Сергея Кургиняна.


(Михаил Харитонов. "Иосиф Прекрасный")


Вопрос читателя:

> Мне кажется, я медитирую на Исусовой молитве. Т.е. я использую молитву исключительно для того, чтобы освободиться от дискурсов, а не для диалога со Христом. Это ошибка?

Ответ:

Беседа со Христом это то, что называется "умная молитва".

А медитация на имени Христа это на ступеньку ниже. Это всего лишь "внимательная словесная молитва".
Словесная молитва - упражнение для новичка. Прежде чем беседовать со Христом, новичку как правило необходимо очистить ум от привычного дискурса, то есть, от болтовни с помыслами. Иначе никакой молитвы не получается, ум продолжает болтать с помыслами. Очень мало кто способен сразу, сходу молиться "умной молитвой", то есть, прямо беседовать со Христом.

Словесная молитва - это подготовка ума к умой молитве.

При этом заметьте! только ВНИМАТЕЛЬНАЯ словесная молитва, при которой ум целиком поглощён словами молитвы, может быть названа "медитацией".
Просто читать молитву, повторять и повторять её в то время как ум продолжает болтаться в своём обычном дискурсе - это вовсе не медитация. Это совсем другое упражнение, но да! тоже полезное упражнение.

Хочу сказать несколько слов на эту тему.

Невнимательная молитва - упражнение, которое может казаться бесполезным. Однако важно понимать, что она НЕ бесполезна, и на неё нельзя жалеть сил и времени.

Дело в том, что имя Христа имеет силу само по себе, независимо от нашего внимания или невнимания к Нему. Потому что имя Христа это икона, и на нём почивает благодать Христа, как она почивает на любой иконе Христа, или на нательном крестике. Крест ведь не теряет свою силу оттого, что он становится для нас привычным и мы перестаем замечать его, осознавать его присутствие. Не так ли? Но в отличие от нательного крестика, молитва требует некоторого усилия с нашей стороны.

Поскольку дьяволу страшно и неприятно, когда мы призываем имя Христа, он всеми доступными средствами старается отвлечь нас, чтобы мы заткнулись и не говорили эти опасные для него слова. Он предпринимает шаги - и мы теряем молитву. Нам приходят в голову мысли о бесполезности этого делания. Эти мысли - от лукавого. Это его невинная хитрость, чтобы заставить нас отступить.

Но если мы упорно возобновляем словесную молитву снова и снова, то через это самое действие - возобновление молитвы! - благодать постепенно соединяется с нашим умом. Ведь чтобы возобновить молитву, пусть и невнимательную, ум должен приложить усилие, то есть, своё внимание! (Внимание это "мышца" ума.)
Парадокс, но при невнимательной словесной молитве самый полезный момент - это возобновление молитвы после того, как лукавому удалось втянуть нас в привычный дискурс настолько глубоко, что мы молитву оставили. Невнимательную молитву полезно снова и снова возобновлять. И потому дьявол, снова и снова лишающий нас молитвы, действует сам против себя, если только мы не бросаем упражнение.

Когда ко мне обращаются люди, желающие стяжать непрестанную Иисусову молитву, я предлагаю начинающим такое упражнение: надо просто считать, сколько раз в день ты снова и снова вспомнишь, что с утра у тебя было намерение непрестанно молиться, и возобновишь исполнение этого намерения. Не беда, если через пару минут ты позабудешь, что собирался делать. Начни снова! Опыт показывает, что новичку удается за целый день вспомнить о молитве всего десяток раз, чаще даже меньше. Если это число возросло до 20-30 - это уже неплохо, это показатель, что человек недалек от того, чтобы стать Воином Христа. Если же удается вспомнить молитву на протяжении дня 100-200 раз, то это уже практически и есть ПОЧТИ непрестанная молитва.

Заметьте! я тут говорю не о медитации, не о чём-то серьёзном, а о простом механическом повторении молитвы. Молиться как подобает, внимательно - это серьёзный шаг. Совершается он не сразу, а постепенно. И происходит это следующим образом.

Снова и снова вспоминая Иисусову молитву на протяжении дня, человек на опыте убеждается, что духовный мир это реальность. Дьявол действительно боится молитвы, боится до смешного, и предпринимает самые неожиданные ходы, стараясь лишить нас этого упражнения. Снова и снова возобновляя молитву, человек получает навык замечать его уловки, осознавать их, и противиться им. Для этого ничего не нужно поначалу - просто снова и снова возобновлять потерянную было молитву.

Но вот что важно. Шаг за шагом в этом делании укрепляется внимание ума. А по мере того, как человек больше внимания начинает уделять молитве, он начинает замечать её действие. Уже не действие дьявола, сопротивляющегося молитве, а действие самой молитвы!
На опыте человек познаёт, что Христос действительно слышит нас, и ни одна молитва не остается без последствий. Беда в том, что пока мы молимся рассеянно, невнимательно, Господь скрывает от нас Своё действие, чтобы наш рассеянный ум, возгордившись, не остановился на этой первой, весьма далёкой от конечной цели стадии молитвенного делания.

По мере того, как мы начинаем примечать действие молитвы, она становится для нас всё более и более интересной и важной. Имя Христа становится ценным, оно всё более и более привлекает внимание ума, и внимательно молящийся ум привлекает благодать Господа, а благодать всё более заметным образом отвечает на наше внимание к имени Христа. Возникает замкнутый круг. Внимание - явный эффект молитвы - внимание. При движении по этому кругу возрастает наша вера во Христа как реального существующего Богочеловека.
На этом этапе человек уже явно пользуется покровительством Господа, который помогает ему и его близким в трудных ситуациях. Время от времени могут происходить и чудеса, ещё больше укрепляющие веру. Итогом всего этого и становится полноценная "медитация", когда ум полностью сосредотачивается, "тонет" в словах молитвы, результатом чего становится совершенное прекращение на какое-то время привычной болтовни ума. Злосчастный "дискурс" прекращается -- и это дверь, порог "умной молитвы".

А умная молитва это начало спасения, когда человек действительно обретает Христа и живёт Им, становится Его вассалом и движется ко спасению, пользуясь Его покровительством во всех обстоятельствах жизни. Важно, впрочем, понимать, что умная молитва это лишь самое начало истинного покаяния. Приступая к ней, человек выходит на битву с силами тьмы, становится воином Христа. Это начало настоящей битвы, а вовсе ещё не конец.

Словесная же Иисусова молитва это лишь предварительное упражнение, подготовка к истинному покаянию. Очень утешительно, что даже на этой предварительной стадии Господь явным образом помогает нам Своим промыслом, по мере того как мы уделяем внимание молитве устраивая наши дела и обстоятельства нашей жизни. Чем больше внимания к молитве - тем этот эффект ощутимее. Но даже невнимательная молитва весьма полезна, потому что позволяет по крайней мере заметить дьявола, который обычно действует исподтишка, оставаясь невидимым, а тут вынужден обнаружить себя. Тайное становится явным, и человеку открывается иное видение мира.

А начинается всё это с самого простого упражнения: надо просто повторять и повторять известные слова. Забылся - начал снова. Не надо добиваться никаких "состояний", никого экстаза - всё это ерунда. Никакие подлинные и серьезные вещи на этой стадии не могут быть достигнуты, до них ещё очень далеко. Надо просто снова и снова возобновлять упражнение, спокойно и трезво; больше ничего не требуется.

Самое интересное, что на этой первой стадии не требуется даже и веровать во Христа. Ведь действие молитвы объективно, как объективно и сопротивление дьявола. Веришь ты или нет - неважно. Дьявол вынужден будет себя показать против воли, а заметив его присутствие, ты и сам волей-неволей должен будешь пересмотреть свои взгляды на жизнь. Так что эта дорога открыта для всех! Но идут по ней немногие. И понятно, почему. (Потому что дискурс. См. заметку Хозяева дискурса и Господин реальности)

Рекомендую для чтения:
«Откровенные рассказы странника»


«В горах Кавказа»

ВНИМАНИЕ! ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ!

> Максим, а можно спросить, Ваша точка зрения, что Иисусову молитву полезно практиковать всякому, и даже не обязательно собственно верить во Христа, это Ваш собственный вывод, или она как-то основана на Предании?

Это мой собственный вывод, основанный на опыте. Однако в Предании Церкви зафиксирован аналогичный опыт. Например, цитирую:
Однажды праздновался день рождения императора Юлиана Отступника. Порфирий, как лицедей, должен был в театре насмеяться и надругаться над христианами. В ту минуту, как он с сею целью погрузился в воду и воскликнул: «Крещается Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа», – он внезапно уверовал в истинного Бога и, выйдя из воды, начал открыто исповедовать Христа. За сие он был предан на страдания и усечен мечом.

Подобных примеров известно несколько. Что показывает общий принцип, лежащий за всеми этими частными примерами.

Однажды Генезий выступал перед гонителем христиан императором Диоклетианом (284-305), а представление носило пародийный характер и высмеивало Таинство Крещения. Два других актера, исполнявших роли священника и экзорциста, «крестили» Генесия. В этот момент он по-настоящему уверовал во Христа, когда увидел Десницу Божию и ангелов с книгой, перечислявших его прегрешения и омывавших водой купели. После этого по сюжету Генесий был облачен в белую одежду и приведен к императору. Стоя перед правителем, комедиант исповедал себя христианином. Убедившись в истинности этого утверждения, Диоклетиан повелел пытать Генесия, пока тот не отречется он своей новой веры. Но он не отрекся и был казнен усечением головы.

> В общем, у меня вызывает некоторые вопросы, насколько правильно кого-то учить таким вещам, не сверившись каким-то образом с Преданием. Наверняка что-то релевантное можно найти в церковных писаниях.

Если Вам нужен авторитет, подтверждающий правильность моего хода мысли, то далеко ходить не надо.

Давайте зададимся вопросом, является ли действительным таинство Евхаристии или Исповеди, если оно совершается неверующим священником (засланным в Церковь агентом ФСБ или просто потерявшим веру)?

> Насколько я знаю, Церковь дает на этот вопрос однозначно утвердительный ответ. Если не изменяет память, Игнатий Брянчанинов как раз приводил историю Генезия / Порфирия ка пример того, что правильно совершаемое таинство, даже при неправильных намерениях всех участвующих, все равно оказывается действительным.

Вот именно. Совершенно та же ситуация с таинством Имени Божия, а равно и со святыми иконами.

Икона не перестает быть святыней оттого, что она находится в руках неверующих людей. Более того, даже икона, напечатанная на станке, является святыней, хотя станок лишён веры.

> Хорошо. Таким образом, имя Христа в устах не верующего в Него человека является все равно святыней, иконой. С этим я склонен согласиться. Но это не то же самое, что сказать, что данному человеку это пойдет на пользу.

Смотря что считать "пользой". Бог всё делает на пользу людям. Но люди иногда кричат от боли.

> Это конечно, но можем ли мы ничего не подозревающего человека направить на такой путь? Мне кажется, это похоже на то, как если мы крещеному, но неверующему человеку посоветуем как можно чаще причащаться. Причастие - святыня? Несомненно, величайшая святыня. Бог делает все на пользу человеку? Тоже не поспоришь. Однако же "...кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. " (1кор11) Хорошо ли мы сделаем, если человек окажется в такой ситуации из-на нас?

Причащаться неверующему человеку я бы точно не посоветовал!
Что же касается молитвы - тут Вы абсолютно правы. Мой совет надо сопроводить предупреждением БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.
НЕ ВЛЕЗАЙ: УБЬЁТ.

Tags: выход есть, дискурс, психология, религия
Subscribe

  • Как на самом деле: зеркальный шар

    Надобно чтобы сквозь толпы помыслов душа могла пробиться к чистой любви. (Свт. Филарет Московский) Всякий, кто рассказывает, как на самом деле…

  • Церковь и Тайные общества

    Если я желаю найти в себе силы продолжить цикл заметок Как на самом деле, то полезно откачнуть маятник в противоположную сторону, напомнив моему…

  • Мистика и Сила социальных связей (беседа)

    Моя предыдущая заметка ( Тайна социальной сети) вызвала принципиальные возражения весьма осведомленного оппонента, который считает, что объединение…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

  • Как на самом деле: зеркальный шар

    Надобно чтобы сквозь толпы помыслов душа могла пробиться к чистой любви. (Свт. Филарет Московский) Всякий, кто рассказывает, как на самом деле…

  • Церковь и Тайные общества

    Если я желаю найти в себе силы продолжить цикл заметок Как на самом деле, то полезно откачнуть маятник в противоположную сторону, напомнив моему…

  • Мистика и Сила социальных связей (беседа)

    Моя предыдущая заметка ( Тайна социальной сети) вызвала принципиальные возражения весьма осведомленного оппонента, который считает, что объединение…