Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Страх и Любовь

В этот светлый праздник святого Христова Рождества я хочу поделиться с дорогим читателем тем, что мне было открыто сегодня наутро, когда я восстанавливал свой ум после беспорядочных сновидений, которые заставили меня на какое-то время забыть Бога. Чтобы возобновить молитву, мне пришлось вопросить Бога о связи страха Божия и любви к Богу. И вот что мне показано.

Я уже и прежде знал, что правильная вера в Бог отличается тем, что рождает страх Божий, а правильный страх рождает воздержание от грехов, но до меня как-то не доходило, каким образом правильное воздержание рождает терпение и долготерпение. Когда-нибудь я пойду дальше, и мне откроется, каким образом правильное терпение приводит к бесстрастию, и как из бесстрастия рождается Любовь. Но пока хочу зафиксировать то, что уже понятно.

Вера в Бога совершенно не обязательно рождает страх Божий. Таким свойством обладает только правая вера, и по этому признаку сразу можно отличить, когда вера неправильная. Но и страх бывает разным! Неправильный страх рождается от неправильной веры. Неправильный страх Божий не обязательно рождает воздержание от греха: это касается лишь правильного страха. Неправильный страх заставляет человека бежать от Бога и уклоняться от молитвы, и это довольно распространенная причина того, что мы не молимся - я об этом писал недавно (Почему мы не молимся). Но и воздержание от греха тоже может быть неправильным, вот что я вдруг понял сегодня утром. Неправильное воздержание рождает не терпение, а напротив, усталость и нетерпение, которое рано или поздно кончается новым грехом. Только правильное воздержание от греха приводит к терпению. И мне было открыто, в чём состоит это правильное воздержание.

Правильное воздержание рождается от правильного взгляда на вещи. При правильном взгляде на вещи человек видит их такими, что в них нет причины для греха. И тогда сам помысел греха становится моветоном, звучит в душе противным диссонансом. Только в этом случае, воздерживаясь от греха, можно прийти в конце концов к долготерпению, а не к новому греху.

Неправильное воздержание я практиковал много лет; оно основано на страхе наказания, когда человек видит в Боге лишь строгого Судью и Отмстителя всякому, нарушающему запрет. Опыт показывает, что такой страх не даёт прочного эффекта воздержания. Человек втайне предпочитает держаться подальше от такого страшного бога, бежит от молитвы и предпочитает беседовать с помыслами. Внешне он воздерживается от греха, а втайне уже грешит, потихоньку заигрывая с духами, исподволь мало-помалу подталкивающих его ко греху. Чтобы избежать греха на этом пути, человек должен так же бояться помыслов, как и реальных поступков. Однако внутри себя, в сердце своём, человек не может не быть искренним, и неправильный страх рано или поздно приносит свои неправильные плоды: новый грех.

(См. также Как изменить мир)

Правильное же воздержание самым непосредственным образом связано с сегодняшним светлым Праздником! Именно это обстоятельство и побудило меня набросать этот текст. Бог стал человеком! Сегодня в вифлеемской пещере родился Человек, который сотворил небо и землю. И для того, чтобы передать связь между Днём Его рождения и правильным воздержанием от греха, я возьму десять заповедей Моисея и кратко покажу причины, по которым эти заповеди и были нам даны.

Суть же дела я изложу вкратце.
Всемогущество и всеведение Бога естественно рождает страх перед Ним, но это не совсем правильный страх, потому что он не позволяет нам воздерживаться от греха постоянно, и время от времени мы снова и снова впадаем в те же грехи. Только познав, что Бог наш является человеком, мы обретаем внутреннее согласие с Его волей, потому что это воля человеческая. Если бы Бог не был человеком, то Его заповеди были бы внутренне непонятны нам и непостижимы для нас. Мы бы воспринимали их как внешние правила, а их внутренние причины были бы скрыты от нашего разумения. А потому мы не могли бы их исполнить! ибо внутри своего сердца человек всегда остается искренним сам с собой.

А теперь по порядку, на конкретных примерах:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

Эта заповедь была понятна и ДО Рождества. Всё на свете совершается по воле Единого Бога, и потому бессмысленно служить иным богам: все они лишь инструменты Его промысла. Служить иному богу кроме Всевышнего это безумие для всякого, у кого есть возможность служить Всевышнему.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Здесь связь с Рождеством очевидна: пока Христос Бог не явился на свет, нечего было изображать. Никакой образ кроме образа Самого Христа не был адекватным образом Бога.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.


У этой заповеди две стороны.
С одной стороны, Бог это Причина реальности, и потому Сам Он вне реальности. И потому имя Бога это слово, которое произносится и пишется здесь, в тварном мире, а обозначает Того, Кто вне этого мира. Таким образом, это Имя разрывает ткань реальности, пробивает брешь в мироздании, и эта брешь непременно будет заполнена Его действием. Кто бы и когда бы ни вспоминал Бога, это обязательно будет иметь последствия. Обязательно!
С другой стороны, Бог стал человеком, родился в этом мире, тем самым навеки связав тварный мир с Собою, став его Частью. И потому человеческое имя родившегося в Вифлееме Бога - Господь Иисус Христос - есть имя Бога. Родившись в тварном мире, Он создал не просто брешь, но никогда не закрытую Дверь, которой мы можем и должны воспользоваться, чтобы выйти за пределы своей природы.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Отдельный разговор. Когда Христос почивал во Гробе, началась Великая Суббота, которая продолжается по сей день и не прекратится никогда. С того времени земные дела потеряли смысл, и нам по сути нужно только одно: во всем и всегда действовать по воле Бога, предоставляя Ему заботиться о наших делах. И если нам что нужно, надо просить об этом Бога, и он устроит наши дела - быть может, и нашими собственными руками. Но это должно исходить от Него, а не от нас.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Отдельный разговор.

Не убивай.

Для понимания этой заповеди достаточно знать, что все мы воскреснем. Смерти нет, и потому убивать врага в каком-то смысле бесполезно, это лишь временное решение проблемы. Настанет день, когда он снова будет жив, и придется искать иное решение. Отсюда вытекает и предел применения этой заповеди. Если убийство правильно и обоснованно, то воскресение ничего не меняет. Если убил потому, что надо было убить - и на самом деле надо! - то у тебя есть, что сказать и чем оправдаться по воскресении.

Не прелюбодействуй.

Очень важная заповедь, которую подробно толкует уважаемый ortopas. Суть дела в том, что только в браке человек может получить от Бога полноценное наслаждение сексом, и потому всякий, кто нарушает закон брака - лох. Если секс вне брака кажется человеку делом привлекательным, то у него испорчен вкус, а причина этого в том, что он ещё понял, настолько нежен и чувствителен Родившийся в Вифлееме 2020 лет назад.

Не кради.

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Бог рано или поздно раскроет все тайны, и потому бесполезно действовать втайне - разве только в том случае, когда ты не боишься раскрытия этой тайны.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

То же самое, что и о "не укради".

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Когда нам открывается, что Бог наш действительно является Человеком, по-человечески мыслит и чувствует, по-человечески внимательно относится к жизни, тогда нам становится понятным, что Он не случайно устроил всё именно так, как устроил. И каждому человеку дано ровно то, что ему полезно иметь. Но это, конечно, не значит, будто потом ему не будет дано больше!

Поздравляю всех со светлым праздником святого Христова Рождества!
Tags: религия
Subscribe

  • Вкус и запах чуда

    На страницах моего ЖЖ я уже много говорил о тропосе -- одном из ключевых понятий зрелой античной философии (Максим Исповедник, см. заметку…

  • Вопрос без ответа

    — Задайте главный русский вопрос! — Кто виноват? И что делать? — Устарело. Главный русский вопрос XXI века: "Кто все эти люди?" Если меня глубоко…

  • Загадки современной России

    Загадка. Априори, в современной России должен наблюдаться расцвет тайных обществ. Причины для этого слишком очевидны: разочарование в государстве…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Вкус и запах чуда

    На страницах моего ЖЖ я уже много говорил о тропосе -- одном из ключевых понятий зрелой античной философии (Максим Исповедник, см. заметку…

  • Вопрос без ответа

    — Задайте главный русский вопрос! — Кто виноват? И что делать? — Устарело. Главный русский вопрос XXI века: "Кто все эти люди?" Если меня глубоко…

  • Загадки современной России

    Загадка. Априори, в современной России должен наблюдаться расцвет тайных обществ. Причины для этого слишком очевидны: разочарование в государстве…