Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Спор о цели христианского брака

Настоящее предназначение христианского брака это не рождение детей, но познание Бога. Детей Бог даёт не всем, а к познанию Бога призваны все.

Брак это путь Богопознания через естественную страстность, как монашество это путь Богопознания через борьбу с естественной страстностью.

В отношении к греховным страстям они не различаются.


> "К познанию Бога призваны все", посему и брак этому делу по крайне мере параллелен. И как говорят святые, девство выше брака - понятно, что в этом именно деле выше.


Если брак лишь отвлекает от познания Бога, то он зло.
Но учение, что брак зло, есть ересь.
Потому мнение, будто брак отвлекает от Богопознания, есть ересь.

> Брак да, отвлекает. Именно так.

Это ересь.

> Это Апостол Павел :-)
Цитата из 1 Кор.7 глава
"Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены...
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
а женатый заботится о мирском, как угодить жене...
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу."



Нет, это неверная интерпретация слов Апостола.

> Это ПРЯМОЙ ТЕКСТ! :-)


Разве Апостол написал, будто брак отвлекает от Богопознания?
Там сказано: если остался без жены..
Разве брак это когда остался без жены?
Или брак это искать жены?
Или христианский брак это стремление угодить мужу?

> "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу... а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу"

Апостол здесь говорит о неудачном браке, не достигшем или не достигающем своей цели.
С каких пор служение ближнему стало препятствием в служении Богу?

> Там, по-моему, не сказано, что про какой-то особый брак. Речь о браке вообще.


Это ошибочное понимание.

> Угождение. А служение - только Богу. В Заповеди так и сказано: Ему одному служи.
Апостол Павел сказал, я-то причём...


Ты неверно понял. Человекоугодие это грех в любом случае. И в браке, и не в браке.

> Свт. Василий Великий:
"Женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею...
Поэтому апостол, хотя брак дозволен и удостоен благословения, противопоставил связанные с браком заботы попечениям о Боге.
(Пространные аскетические правила)



Отцы утверждали превосходство девства, но не неудачного брака.
Многие слова Отцов надо понимать, учитывая контекст. О браке Отцы чаще писали для монахов, увещевая их к продолжению взятого на себя подвига, и потому подчеркивали трудности брака и возможность поползновения, когда вместо служения Богу брак утрачивает свою истинную цель и уклоняется с пути. Но ведь то же самое можно сказать и о монашестве, которое тоже часто уклоняется в сторону от истинного пути.
Парадокс современной ситуации в том, что сегодня подавляющее большинство грамотных людей - миряне, а не монахи. А в древности ситуация была обратной. И потому миряне сегодня чаще всего вынуждены читать наставления, изначально предназначенные для монахов. Неправильное понимание этих текстов не помогает, а напротив, запутывает людей, препятствуя их спасению. И потому в наши дни надо не утверждать это неправильное понимание, но напротив, рассеивать его правильным истолкованием.

По учению Максима Исповедника, зло есть ни что иное как уклонение от Цели, которая есть Бог. А значит, если брак по самой природе своей есть уклонение от Цели, то он есть зло.
Но в действительности брак становится злом лишь в том случае, когда он уклоняется от своей Цели. А Цель эта одна и та же у всей твари.


> В приведённых мною словах Апостола ничего не сказано про "неудачны" и т.п. Там общий смысл, вполне ясно выражен и прямо - в браке муж и жена естественным образом стремятся угождать друг другу, а Богу - потом. Вообще, когда у людей любовь, они о Боге думают, мягко говоря, не в первую очередь.
Цель брака - деторождение, произведение на свет новых христиан :-) Собственно, монашество имеет цель - служение Богу и спасение души в полном отрешении от мира, хотя монахи могут спускаться, уклоняться от этой цели.
Брак - это есть союз двоих для рождения детей, но они могут подниматься выше естественного, восходить к Богу - как любой человек.
Иными словами: в браке цель - естественная, ниже пояса, но человек может подниматься над ней - и для этого в браке есть масса удобных возможностей.
В монашестве цель - сразу полагается в небе. Но монах может поддаваться искушениям и опускаться, а то и падать.
Брак - естественная вещь, которая как и все прочие может служить Богу и возвышаться над естеством. Монашество - это сверхъестественная (кому дано), но она может сползать до естества. Вот как я могу охарактеризовать разницу.



В обсуждаемом тексте я говорю не просто о браке, но о христианском браке, который отличается от естественного брака именно тем, что имеет сверхъестественную Цель. На эту Цель я и указываю.
Цель всего христианства одна и та же, и Она выше естества.

Относительно цели брака Иоанн Златоуст говорит о двух целях:

Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественнаго пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: блудодеяния ради (во избежания блуда) кийждо свою жену имать (1 Кор. 7,2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст.5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст.9).

Но затем выделяет одну цель как главную:

В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение - искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваются в непотребных убежищах, брак немало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности.
(Свт. Иоанн Златоуст, Книга о девстве)

Итак, деторождение НЕ может быть главной целью ХРИСТИАНСКОГО брака именно потому, что Христианство появилось ПОСЛЕ пришествия в мир Спасителя.

> Без христианского брака ты можешь спасать свою душу? Что такого можно в браке, кроме секса, чего христианину нельзя или невозможно вне него?

Без христианского брака можно спасти свою душу в монашестве. Это два спасительных пути (брак и монашество) для христианина.
Специфической чертой брака является во-первых секс, а во-вторых, рождение и воспитание детей. Эти две особенности тесно связаны между собой.

> По-моему, ты выводишь из слов Златоуста то, чего там нет. Нет никакого "Христианского брака". Есть обычный брак, который освящается в Церкви. Ну, как есть обычная вода, которую освящают вообще или в праздник Крещения.

Обычная вода, которая освящена, это святая вода. Обычный брак, который освящен в венчании, это христианский брак - но лишь до тех пор, пока супруги следуют сверхъестественной Цели, ради которой создано всё существующее.
В обычном браке браке муж и жена естественным образом стремятся угождать друг другу, а Богу - потом. Вообще, когда у людей любовь, они о Боге думают, мягко говоря, не в первую очередь.
В этом отличие обычного брака от христианского.

> Зачем о браке писать монахам? Монахам это лично не грозило, они тогда женатых вообще не исповедовали. Монахам в основном писали и говорили свв. отцы о блуде.

Именно по этой причине Отцы мало и прикровенно говорили о христианском браке. Они говорили преимущественно о том, что важно для монаха: о блуде и мимоходом о естественном браке с характерным для него его уклонением от Цели всего существующего.

> Святая вода - это то же H2O, только под действием Св. Духа.


Вот так и христианский брак. Это тот же брак, но в Духе.

[И обсуждение деталей, уже без спора.]
Страсть в браке, это грех?

Сексуальная страсть в браке это не грех. Наоборот, это необходимый элемент брака.
Грех - это сексуальная страсть за пределами брака.

Это как бы взгляд с обеих сторон баррикады?

Я за разносторонность. Глядеть можно и нужно с разных сторон. Истина этого не боится, так как Ей нечего скрывать.

Страсти бывают греховные и естественные. Естественные страсти могут и должны быть обращены на служение Богу. Греховные страсти служить Богу не могут, они служат дьяволу. Первые надо использовать для Богопознания, а от вторых - очищаться.
Это путь мирянина.
Путь монаха - избавиться от всех страстей.

Естественные и греховные...грань очень тонкая...

Я писал об этом подробнее, см. заметку Сексуальная культура Православия


Воспользуюсь случаем прорекламировать здесь прекрасный сайт, посвященный одному очень интимному вопросу, который становится, к сожалению, всё более и более острым в эпоху Интеренета. Сайт не православный, но очень и очень верный по своему направлению!
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments