В качестве эпиграфа --
немного русского экстремизма.
Цитирую:
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
(Николай Гумилёв)
В этой заметке я подробно раскрываю тезис,
кратко озвученный в предыдущей
(Баг христианской государственности)
Иисус Христос ясно и ознозначно сказал, что в массе своей люди так никогда и не придут к Истине: "широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7:13–14)
Поэтому любое государство, устроенное на основе большинства, обязательно подпадает власти того или иного заблуждения. Оно может быть христианским, но христианство это непременно будет нести на себе печать той или иной ереси.
Истина -- вещь элитарная.
Именно по этой причине история отпадения Европы от христианства начинается с Пизы
К сожалению, я пока так и не разобрался с Пизой по-настоящему, а только успел понять, что именно с этой торговой республики начинается история отпадения Запада от Православия. Именно Пиза вывела Европу из-под гегемонии Византии, а вовсе не пресловутая Венеция, которая в течение долгого времени боролась с Пизой и лишь в 1204 году по-настоящему перешла на тёмную сторону (см. Венеция и Пиза, Пиза, Генуя и Венеция)
[ Нажмите, чтобы прочитать некоторые подробности о Пизе.]Процитирую здесь очень глубокие и содержательные строки из книги Александра фон Шенбура Искусство стильной бедности, в которых это аристократ, по своему обыкновению, очень о многом говорит, почти ничего не говоря:
Как есть старые бедные и старые богатые, новые бедные и новые богатые среди людей, так есть они и среди городов. Например, Берлин в обществе городов смотрится выскочкой. Если Берлин попадет на одну вечеринку с Мюнхеном, Кельном, Гамбургом и Франкфуртом, то кто-нибудь из них наверняка смерит его уничижающим взглядом. По углам станут шептаться о том, что в Берлине нет ни одного камня старше 150 лет, а большинство новых построек лишь копии с копий копий. В общем и целом оно, может быть, и так, но только вот мюнхенцы соорудили собственный центр всего на какую-то сотню лет раньше. Вокруг королевской резиденции, как в Лас-Вегасе, выросли флорентийские дворцы, которые сегодня кажутся нам столь естественными. А что по праву старшинства сможет сказать Аугсбург? Или Регенсбург? Или Вормс, или Кельн? По сравнению с Кельном Мюнхен — несомненный парвеню. Также, как Кельн по сравнению с Римом. А Рим — с Афинами. И так можно идти в глубь веков, пока не дойдем до Багдада или какого-нибудь города в Междуречье, где, согласно Книге Бытия, располагался райский сад.
Если вы хотите отыскать город, превосходящий другие по благородству, то сведений о возрасте будет недостаточно. Настоящей элегантностью отличаются города минувшего величия. Чем ярче был их прежний расцвет и чем сильнее контраст с сегодняшним днем, тем больше в них изысканности. А если так, то Пиза, безусловно, заслуживает место среди элиты городов.
В VIII веке уровень образования в Пизе был настолько высок, что Карл Великий настоял, чтобы грамоту ему преподавал пизанец. Уже в XII веке в Пизе начали обучать юридическим наукам. Свой первый расцвет Пиза пережила задолго до основания Рима. На протяжении столетий она оставалась единственной крупной гаванью на западном побережье итальянского сапожка. Когда же поднялся Рим, Пизу уравняли в правах с другими городами, и она стала обыкновенной колонией. К северу от нее построили новую гавань — Геную.
Когда огромная империя рухнула под натиском северных варваров, во всей Европе осталось лишь несколько островков цивилизации: монастыри и... Пиза. Старый портовый город превратился в культурную метрополию и морскую державу — в вакууме, образовавшемся после падения империи, развертывались грандиозные планы мирового господства. «Миром» тогда считалось Средиземноморье, и мировое господство Пизы продлилось два века, начиная с середины XII. В эпоху наивысшего расцвета Пизы городу принадлежали отвоеванная у пиратов Калабрия, а также Корсика и Балеарские острова. После основания Франкского государства Пиза стала резиденцией правительства. Около 1200 года, в разгар рыцарской эпохи, город, находившийся на пересечении Запада и Востока, был местом обитания придворных, аристократов, ученых, купцов. Собор, объединяющий в себе элементы мечети и синагоги, служит ярким примером многообразия культур, властвовавших в Пизе, наиболее честолюбивой морской столице тогдашней Европы.
Однако на смену рыцарской пришла новая эпоха. Империя Гогенштауфенов развалилась. Фридрих Барбаросса скончался в 1190 году (принимая ванну во время одного из крестовых походов). Его сын Фридрих II беззаботно правил Священной Римской империей, пребывая в Сицилии, и немного враждовал с Римским Папой; когда же Европе стали угрожать монголы, эпоха Штауфенов закончилась, а Пиза утратила власть над внешним миром. Соседние города, Генуя, Лукка и Флоренция, которые с давних пор завидовали Пизе, воспользовались возможностью привести гордый город в запустение — объединились и завоевали его. В 1392 году Пизу продали миланским Висконти, а те в свою очередь передали ее Флоренции. Восстания пизанцев против ненавистного им города торгашей беспрестанно подавлялись. Когда в XVI веке в Пизе работал Галилей, она уже давно была не метрополией, а провинцией.
Если бы город был живым существом, то Пиза чувствовала бы себя оскорбленной тем, что сегодня ее знают лишь благодаря покосившейся башне. Однако она терпеливо сносит те сотни и тысячи туристов, которые ежедневно высыпают на Кампо-дей-Мираколи, Площадь чудес, чтобы успеть сфотографировать башню, не обращая внимания на другие, куда более импозантные строения: уже упомянутый собор и неповторимый баптистерий. Пиза и ее жители с добродушными улыбками встречают приезжающих на автобусе туристов, которые фотографируются, оставляют здесь часть своих сбережений и, не причиняя никакого вреда Старому городу, отправляются во Флоренцию, Лукку или в путешествие по Тоскане.
Большинство молодых людей, встречающихся на Улицах Пизы, учатся в Скуола-Нормале-Супериоре, единственном элитарном вузе Италии. В известном смысле Пиза так и осталась мини-метрополией для избранных, разве что теперь она находится вне центра мировых интересов. И если вручать призы за равнодушие к утрате собственной значимости, то Пиза будет числиться среди первых кандидатов.
Кратко замечу здесь, что именно Пиза более всех выиграла от Великой Схизмы и даже стала на полтора века гегемоном Средиземноморья, фактически подмяв под себя Византию. Мне трудно сомневаться, что именно Пиза и организовала отделение Католической церкви от Православия, ибо смотри qui prodest. Когда франки под предводительством венецианского дожа взяли Константинополь (1204), они фактически "освободили" его от пизанцев. Венеция была ВТОРЫМ центром Власти на Западе после Пизы. Пиза - это самое начало нынешней Западной цивилизации.
Я пока не до конца понимаю, каким образом республика и демократия коррелируют с торговлей, но такая корреляция несомненно существует. Гораздо понятнее связь между торговлей и морем, между морем и колониальными захватами, позволившими морским торговым республикам достичь сначала европейской, а затем и мировой гегемонии (Англия). Зато теперь мне совершенно понятно, почему именно таким путём в Европе выросли силы, оказавшиеся способными сокрушить православные Империи -- сначала Византийскую, а затем и Российскую.
Православные монархисты приложили большие усилия, чтобы доказать, будто сами принципы демократического устройства общества противны христианству. Но они этого не доказали, потому что доказать этого невозможно. Ничего плохого в самой по себе демократии нет. Древние православные монастыри Византии, как и многие современные православные монастыри в Европе -- это совершенно демократические по устройству и по духу общины. Искусственное насаждение "вертикали власти" внутри Церкви вообще и в монастырях в частности -- подрывная деятельность, направленная на разрушение Православия по той же схеме, по которой была ликвидирована православная традиция внутри Римской поместной церкви после её отпадения от Православия: духовное послушание Самому Христу и ради Христа подменяется внешним подчинением "наместникам", якобы действующим от имени Христа.
Ещё раз: внутри православной Церкви не может быть никакой "монархии", кроме монархии Христа Бога, а если такая монархия возникает, то это пространный путь в ересь. Потому что внутри Церкви не может быть никакого иного послушания, кроме послушания Самому Христу, а послушание кому бы ни то было кроме Христа это широкие врата в погибель. Вот как совершается настоящее церковное послушание (Лествица, 26):
Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную; и помолившись Богу, с верою и нелукавою простотою вопрошать отцов и братий, в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле, и принимать советы их, как из уст Божиих, хотя бы оные и противны были собственному их разуму, и хотя бы вопрошаемые были не весьма духовны. Ибо не неправеден Бог, и не попустит, чтобы прельстить те души, которые с верою и незлобием смиренно покорили себя совету и суду ближнего; потому, хотя бы вопрошаемые и не имели духовного разума, но есть глаголющий чрез них Невещественный и Невидимый. Многого смиренномудрия исполнены те, которые руководствуются сим правилом несомненно; ибо если некто во псалтири отверзал гадание свое (т. е. таинственный смысл притчей): то сколько, думаете, провещание словесного ума и разумной души превосходнее провещания бездушных звуков.
Как видите, истинное таинство послушания не имеет почти ничего общего с тем внешним повиновением начальству, которое нам сегодня пытаются навязать под видом "церковного послушания".
Итак, нет ничего плохого или противного воле Бога в демократии там, где каждый ищет воли Бога. Но если это условие не выполнено, то демократия не может не рождать ересь -- и именно потому, что (по слову Христа) многие идут не к Истине, а в противоположную сторону. А значит, если ориентироваться на мнение большинства (не большинства внутри какой-то особой группы ищущих воли Христа, вроде монастыря, а большинства вообще), то обязательно, гарантированно удалишься от Истины.
Демократия -- вещь элитарная. Она не может не давать плохих (с точки зрения Православия) результатов, когда в демос входит кто попало, то есть, не люди, посвящившие свою жизнь служению Истине.
Ешё раз: демократия плоха не по своей природе, а по тем результатам, к которым она приводит, когда большинство избирает широкие врата и пространый путь, ведущие в погибель. Потому-то дьявол и сокрушил сначала Византийскую, а затем и Русскую Православную Империю именно таким способом -- через республику.
Это очень простая, очевидная и неопровержимая мысль. И жаль, что мне понадобилось столько времени, чтобы до неё дойти. И идти-то пришлось путём очень сложным и заковыристым, через теорию Власти, История русской (антирусской) революции, осознание роли Франции и проч., и проч. В сущности, незачем было идти вкруголя, легко можно было догадаться с самого начала.
Но! Но совсем не случайно, что Бог повёл меня таким длинным и извилистым путём. Потому что если бы я дошёл до этой простой мысли сразу, то как и большинство других православных людей, я бы сделал из этого правильного тезиса совершенно неправильный вывод.
В самом деле, ведь если демократия для Истины нехороша, ну так чего долго разговаривать! нужно сразу ориентироваться на монархию, мазать Путина на царство -- и алаверды.
Между тем, вывод это абсолютно неправильный. И основан он на непонимании механизмов реальной власти, на неразличении понятий Власти и Управления. Даже если бы Путин был святым, помазание его на царство ничего бы не дало -- ведь не спасло же Российскую Империю то обстоятельство, что во главе системы Управления этой Империей стоял святой православный Государь. (См. История Русской революции в свете теории Власти.) Управление это всего лишь игра по установленным правилам, в то время как Власть устанавливает и отменяет сами правила этой игры. (См. заметку Хозяева дискурса и Господин реальности.)
Невозможно дважды войти в одну и ту же реку. И не имеет смысла по-прежнему основывать систему Управления на монархии в эпоху, когда противники Церкви в полной мере овладели искусством устраивать революции и перевороты, когда хозяевами дискурса являются те, кто собирает себе на голову угли, подготавливая пришествие Антихриста, который их же и сожрёт в первую очередь, ибо зачем ему конкуренты. Кто сомневается в этом, познакомьтесь поплотнее с историей законного Царя Болгарии Симеона II, ставшего на какое-то время во главе Управления в Болгарии (премьер-министр в 2001—2005 гг.). Кто-то ожидал, что эта история завершится восстановлением монархии в Болгарии, но закончилась она полной дискредитацией этой идеи. И это не случайность.
Современная политическая система, если глядеть не на сцену, а за кулисы, основана на последовательном разделении Власти и Управления (см. заметку Естественное и искусственное государство. Главная мистификация России: как нас дурачат). И современная система Управления в суверенном государстве не может не быть демократической. Любого рода деспотизм власти в наше время это неопровержимый симптом криптоколонии, явный признак того, что данная власть навязана извне. Суверенное государство сегодня обязательно ориентируется на большинство. Почему? Да потому, что теперь ведь грамотные все, и своё мнение имеют, и у каждого своя голова на плечах. В этих условиях православная государственность невозможна, потому что Православие по сути своей есть религия меньшинства. (Большинство может лишь имитировать Православие в угоду власти, но никак не воспринять его в угоду ей.) В этих условиях упорное стремление вернуться в Средневековье не просто самоубийственно (это не беда), но является антихристианской провокацией, конечная цель которой -- дискредитация Православия и Православной монархии.
Настоящий выход из положения не в том, чтобы бессмысленно упорствовать в попытках вернуться в прошлое, но наоборот -- в том, чтобы реалистично и беспристрастно осмыслить настоящее.
Минус на минус даёт плюс.
Один минус нашего времени -- что система Управления в суверенном государстве должна быть демократической, в то время как Православие и демократия сочетаются между собой лишь в узких, элитарных кругах (монастырь).
Другой минус -- что настоящая Власть в этом веке вынуждена скрываться за кулисами, чтобы избежать неизбежного давления со стороны глупой толпы, целенаправленно инспирируемой её конкурентами.
Ну, так давайте не будем тратить силы на тщетную борьбу с этими минусами, стремясь перечеркнуть их, развернув назад колесо истории. История это дело Божественного промышления, и Бог знает, что Он делает и зачем. Наша задача -- не противиться Его воле, а соответствовать ей.
Давайте просто помножим один минус на другой, и получим в итоге не православную, но светскую государственность и не монархическую, но демократическую систему Управления, за кулисами которой скрывается православная монархическая Власть.
Не надо навязывать Православие людям, которые выбрали идти пространным путём: сам Бог дал им свободу идти, куда они захотят (и кто ты, чтобы противиться Ему?). Не надо пытаться добиться, чтобы большинство было верным Истине. Оно никогда в жизни не будет верным Истине -- это предрекла нам Сама Истина и Жизнь. Пусть они выбирают кого хотят и живут как хотят. Не надо давать никаких привилегий Православной Церкви -- они лишь развращают и портят Её служителей. Просто реальная Власть должна быть в руках Иисуса Христа, вот и всё. Просто те люди, которые владеют этой системой Управления, должны быть верными служителями Его царства, и силы, и славы. И тогда они будут исподволь, из-за кулис мало-помалу склонять общественное мнение к тому, что угодно Господу -- как во всём остальном мире закулисная Власть мало-помалу склоняет людей к тому, что противно Ему. И конечно, маятник будет колебаться то в одну сторону, то в другую. Ведь Истине не угодно в этом веке одержать окончательную победу. Если бы Христу было угодно, Он бы всех с лёгкостью обратил ко внешнему повиновению и поклонению Истине! Но что пользы, если в сердце их будут по-прежнему таиться греховные пристрастия? Ведь в конечном итоге Господь намерен дать каждому человеку, достигшему спасения, такой опасный инструмент как обожение (то есть, всемогущество!). И в этом веке Его цель состоит в том, чтобы каждый свободно проявил свои склонности, показав самому себе, что у него на сердце -- и тем сам собрал материал для Суда. Ибо перед тем, как давать человеку в руки всемогущество, надо хорошенько рассудить, достоин ли он такого страшного Дара.
Поэтому пока не надо ждать и требовать от людей слишком многого. Можно лишь попытаться склонить их к добру, то лишь в той мере, в какой они будут расположены воспринять. Вот такими должны быть цели православной Власти в этом веке -- как и всегда, они должны совпадать с целями Самого Христа.
Итак, православным не надо попусту тратить свои силы, гонясь за призраком православной монархии. Оставьте политическую сцену для придурков в демократических колпаках. Нужно радикально переосмыслить постановку задачи и сосредоточиться на более угодной Богу и потому более реальной цели: достичь господства Православия за кулисами политической сцены -- там, где сегодня только и обитает реальная Власть.
Как достичь этой цели? Это очень просто. Надо исходить из того, что она уже достигнута (дзен!). Не наш ли Господь правит миром? Пусть мир этого не видит, но мир глуп, потому и лежит во зле. Главное, чтобы видели это мы. Вот что мы должны делать каждый на своём месте: надо действовать по воле нашей тайной Власти, нашего Господа, пренебрегая для этого (если надо) правилами игры действующей системы Управления. Ведь именно так и осуществляется закулисный захват Власти, о чём я подробно пишу на страницах моего ЖЖурнала. Правила данной наличный системы Управления обязательны лишь для тех, кто служит той Власти, которая их установила -- мы же не людям должны угождать, но Богу.
В чем сила Власти? Сила наших противников состоит в том, что они организованы (там же, за кулисами) во властные группировки, что позволяет им действовать согласованно, навязывая свою волю и задавая нам их правила игры. Но в этом же самом и их слабость. Все эти властные группировки -- отстой, вчерашний день, заря и детство человечества. Они устарели ещё во времена Египетских пирамид. Наше же движение организует Единый Бог, Он Сам является Центром, куда стягиваются все ниточки от сердец верных Ему и ищущих Царствия Его. Нам не нужны пирамиды и деревья, потому что у каждого из нас есть своя личная, интимная связь с Ним, позволяющая получать прямые указания из этого Центра -- и это позволяет нам действовать согласованно, несмотря на то, что мы кажемся рассеянными по горам как овцы, у которых убит пастырь. Именно так мы и должны выглядеть, такими и должны казаться в глазах тех, кто знает о Его распятии, но не подозревает, что Он действительно воскрес.
Продолжение см. в заметке Мистерия русского возрождения
Из обсуждения:
Кажется, я поняла, что имели в виду святые отцы под "отсечением своей воли". Нужно отказаться от своих представлений о том как должно быть и тогда сможешь увидеть и понять Божественный Замысел. Это похоже на решение задачи, требующей нестандартного подхода. Нужно отбросить все известные тебе, стандартные способы решения и только тогда сможешь рассмотреть задачу с правильной стороны и найти то самое, нестандартное решение.
Верно. А "правильная сторона" имеет признак. А именно.
Когда ты смотришь с правильной стороны, ты видишь вот данную имеющуюся ситуацию УЖЕ ПРАВИЛЬНОЙ.
Ведь она же является действием Промысла. И твои дальнейшие действия есть развитие этой ситуации в том направлении, в каком развивает её Господь.