Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Два дискурса: вежливость как критерий Истины

(Цикл Умное делание для мирян)



Эта заметка продолжает очень простой по форме, но очень трудный для меня цикл "Умное делание для мирян", в котором я предлагаю вниманию моего уважаемого читателя технологию, при помощи которой можно решить любую проблему.
Говоря эти слова ("можно решить любую проблему"), я не преувеличиваю и не упрощаю. Действительно любую проблему, любого масштаба -- от личной до всемирной.

Писать об этом мне совсем не просто. Почему? Потому что технология эта -- "секретная" (говорю это с иронией). Пикантность ситуации состоит в том, что секретной эту технологию делают не её сторонники, а её противники: конкуренты, предлагающие вместо обсуждаемой мною панацеи свои сомнительные прививки.
Таким образом, меня не осудят те, кто пользуются этой технологией сами. Но мне очень сильно мешают те, кто всячески заинтересован в том, чтобы панацея осталась моему дорогому читателю неизвестной или по крайней мере непонятной. На меня сильно давят с той стороны, но Бог милостив, и я не сдаюсь, по крайней мере пока. Кто умеет, помолитесь обо мне Господу Иисусу Христу.

Прошлые статьи этого цикла:

ЗАЧЕМ действовать по воле Бога?
Как действовать по воле Бога (1)

Ведение в тему:

Покаяние и сексуальность
Либидо революции и Внутреннее христианство,
Суть всех ересей

Итак:

[Сначала я поясняю дискурс всей этой заметки в целом.]В принципе, есть три способа говорить, взяв в качестве темы какого-либо человека, например, Иисуса Христа. Эти три способа соответствуют трём грамматическим лицам русского языка: первому, второму и третьему.

Можно говорить о человеке в третьем лице.

  • Вот я обращаюсь Вам, моему уважаемому читателю, во втором лице ("Вы"), а о Христе говорю в третьем лице ("Он").

  • Вот я обращаюсь к Тебе Самому, Господи Иисусе Христе, говоря о моём дорогом читателе в третьем лице.

  • А вот в первом лице говорить о Себе может только Сам обсуждаемый; нам это не дано.

Вежливость требуют в присутствии человека говорить о нём как правило во втором лице ("Вы"). Есть такое простое правило: о присутствующих "Он" не говорят. И с тех пор, как я понял, что Бог всегда присутствует, я не перестаю испытывать недоумение, как же тогда можно говорить о Нём "Он"? Это же просто невежливо!

А раз так, то и всякое Богословие -- грубость уже просто потому, что там рассуждают о Присутствующем в третьем лице! Я однажды уже писал об этом (см. например Метод замены лица) и предлагал такой критерий правильности богословских рассуждений, простой и практичный. Если рассуждения построены правильно, то при замене третьего лица ("Бог") на второе ("Ты") они звучат хорошо, вежливо. Конечно, и при этом в них может содержаться какая-то более тонкая ошибка, которую таким способом не распознаешь. Но если ошибка допущена уже на этом уровне -- всё! Их лучше сразу выкинуть в мусор, они заведомо ошибочны. Люди избежали бы многих неприятностей, если бы всегда пользовались этим простым критерием.

Когда я пишу о Боге в третьем лице, я всегда проверяю свои слова таким способом. А лучше всего получается, когда я сразу же и пишу именно таким способом, обращаясь именно к Присутствующему. А потом уже, если надо, заменяю в тексте второе лицо ("Ты", обращённое к Богу) на третье -- или даже на первое, когда есть уверенность, что эти слова -- именно Твои слова, а не мои.

В качестве примера я приведу здесь два текста. Сначала текст обработанный, адаптированный для восприятия читателя. А затем (под спойлером) первоначальный вариант.

Итак:


Если у человека есть Бог, то для него всё возможно, потому что для Бога нет ничего невозможного. Потому всякий человек, у которого хорошие отношения с Богом, должен становиться причиной перемен во всём мире.

Это всего лишь естественно -- просить у Бога, чтобы Он сделал мир таким, как ты хочешь. Ведь притворяться, лицемерить перед Богом бессмысленно. Бог видит тебя насквозь, и знает, чего ты хочешь на самом деле. Нет никакого смысла носить маску.

Почему же ты не пользуешься этой возможностью? Потому что не веришь, что Бог послушается и сделает по твоему желанию. Кто ты и кто Бог, чтобы Богу тебя слушаться? А какой смысл просить без надежды быть услышанным?

Так человек сам выносит себе приговор раньше Бога. Бог ещё не сказал Своё слово, а ты уже всё решил за Него. Решил, что просить Его бесполезно -- и отгородился от Него маской благочестия. Хоть и знаешь, что лицемерное благочестие лишено смысла, а всё равно надеваешь эту маску.

Ну, что же. Благочестие это неплохая маска, и носить её не бесполезно. Только надо правильно её использовать -- не для того, чтобы прикрываться ею от людей, в чтобы всё-таки сблизиться с Богом. Для начала -- просто проявить настойчивость и стучать, помня "Стучите, и вам отворят".

Если упорно призывать имя Господа, то спустя какое-то время происходит изменение и искренность возвращается. Бог начинает таинственно отвечать на молитву, и вдруг приходит понимание.

Главный вопрос: почему мы не верим, что Бог послушаешься нас и исполнит наши желания?

Да потому, что если бы Он этого хотел, Он бы давно так и сделал. Нет нужды просить Бога, чтобы Он узнал, чего ты хочешь -- Бог Сам знает это лучше тебя самого. Человек ведь боится признаваться в своих желаниях не только Богу, но и себе самому. А Бог не боится ничего.

Негативный опыт прошлого заставляет нас думать, что нам не стоит ждать от Бога чего-то слишком уж желательного. Если Бог до сих пор не сделал так, как я хочу, в то время, пока я Его не просил -- почему вдруг Он сделает это теперь, когда я прошу? Разве мои просьбы могут Его изменить?

И приходит ответ: Бога ничто не может изменить, но когда ты начинаешь с Ним говорить, это изменяет ваши с Ним отношения.

Да, хорошо. Но человеку-то хочется не изменения отношений с Богом, а изменения жизни к лучшему. Дай ему волю, он бы весь мир изменил, переделал по своему желанию: для начала, убрал бы болезни и смерть, вернул бы заблудившееся человечество к нормальной человеческой жизни.

И приходит ответ: всё это невозможно, пока ты не исправишь отношения со Мной.

Хорошо, но как? Вот, мы как раз этим и занимаемся: пытаемся наладить отношения с Тобой. Для этого мы пытаемся быть искренними и просим Тебя о том, чего на самом деле хотим. Если бы Бог просто послушался тебя и переделал весь мир на твой вкус, ваши отношения с Ним сразу бы наладились. И Богу это совсем не трудно.

И приходит ответ: Мне это совсем не трудно, но у Меня иные планы. Может быть, тебе для начала стоит ознакомиться с Моим замыслом, прежде чем предлагать свою альтернативу?

Но я как бы частично знаком. Вот же вокруг меня происходит именно то, что Ты задумал. И это происходящее мне не очень нравится. Я бы сделал всё иначе. Ты хочешь, чтобы я получше понял Тебя? Я и сам этого хочу: получше понять.

И приходит ответ: это и есть ключ ко всему остальному. Если бы ты понимал Мой замысел, ты бы не спорил со Мной, потому что Я понимаю всё, что ты понимаешь -- и многое сверх того. Я понимаю всё и не ошибаюсь. И если бы ты знал всё то, что знаю Я, то ты бы согласился с Мной и хотел бы того же самого, чего хочу Я.

И приходит ответ: когда ты перестанешь спорить с Мной и примешь Мой замысел таким, как есть -- вот тогда и Я твои желания стану принимать просто, как есть. Как ты захочешь, так Я и сделаю. И как Я захочу, так и ты сделаешь.

[Те же слова в первоначальном, ключевом дискурсе: в дискурсе молитвы.]Если у меня есть Ты, то для меня всё возможно, потому что для Тебя нет ничего невозможного. Потому всякий человек, у которого хорошие отношения с Тобой, должен становиться причиной перемен во всём мире.

Это всего лишь естественно -- просить у Тебя, чтобы Ты сделал мир таким, как я хочу. Ведь притворяться, лицемерить перед Тобой бессмысленно. Ты видишь меня насквозь, и знаешь, чего я хочу на самом деле. Нет никакого смысла носить маску.

Почему же я не пользуюсь этой возможностью? Потому что не верю, что Ты послушаешься и сделаешь по моему желанию. Кто я и кто Ты, чтобы Тебе меня слушаться? А какой смысл просить без надежды быть услышанным?

Так я выношу сам себе приговор раньше Тебя. Ты ещё не сказал Своё слово, а я уже всё решил за Тебя. Решил, что просить Тебя бесполезно -- и отгородился от Тебя маской благочестия. Хоть и знаю, что лицемерное благочестие лишено смысла, а всё равно надеваю эту маску.

Ну, что же. Благочестие это неплохая маска, и носить её не бесполезно. Только надо правильно её использовать -- не для того, чтобы прикрываться ею от людей, в чтобы всё-таки сблизиться с Тобой. Для начала -- просто проявить настойчивость и стучать, помня "Стучите, и вам отворят".

Если упорно призывать имя Твоё, то спустя какое-то время происходит изменение и искренность возвращается. Ты начинаешь таинственно отвечать на молитву, и вдруг приходит понимание.

Главный вопрос: почему я не верю, что Ты послушаешься меня и исполнишь мои желания?

Да потому, что если бы Ты этого хотел, Ты бы давно так и сделал. Нет нужды просить Тебя, чтобы Ты узнал, чего я хочу -- Ты Сам знаешь это лучше меня самого. Я ведь боюсь признаваться в своих желаниях не только Тебе, но и себе самому. А Ты не боишься ничего.

Негативный опыт прошлого заставляет меня думать, что мне от Тебя не стоит ждать чего-то слишком уж желательного. Если Ты не сделал так, как я хочу, в то время, пока я Тебя не просил -- почему вдруг Ты сделаешь это теперь, когда я прошу? Разве мои просьбы могут Тебя изменить?

И приходит ответ: Тебя ничто не может изменить, но когда я начинаю Тебя просить, это изменяет наши с Тобой отношения.

Да, хорошо. Но мне-то хочется не изменения отношений с Тобой, а изменения жизни к лучшему. Дай мне волю, я бы весь мир изменил, переделал по своему желанию: для начала, убрал бы болезни и смерть, вернул бы заблудившееся человечество к нормальной человеческой жизни.

И приходит ответ: всё это невозможно, пока я не исправлю отношения с Тобой.

Хорошо, но как? Вот, я как раз этим и занимаюсь: пытаюсь наладить отношения с Тобой. Для этого я пытаюсь быть искренним и прошу Тебя о том, чего я на самом деле хочу. Если бы Ты просто послушался меня и переделал весь мир на мой вкус, наши отношения с Тобой сразу бы наладились. Тебе это совсем не трудно.

И приходит ответ: Тебе это совсем не трудно, но у Тебя иные планы. Может быть, мне для начала стоит ознакомиться с Твоим замыслом, прежде чем предлагать свою альтернативу?

Но я как бы частично знаком. Вот же вокруг меня происходит именно то, что Ты задумал. И это происходящее мне не очень нравится. Я бы сделал всё иначе. Ты хочешь, чтобы я получше понял Тебя? Я и сам этого хочу: получше понять.

И приходит ответ: это и есть ключ ко всему остальному. Если бы я понимал Твой замысел, я бы не спорил с Тобой, потому что Ты (конечно же!) понимаешь всё, что я понимаю -- и многое сверх того. Ты понимаешь всё и не ошибаешься. И если бы я знал всё то, что знаешь Ты, то я бы согласился с Тобой и хотел бы того же самого, чего хочешь Ты.

И приходит ответ: когда я перестану спорить с Тобой и приму Твой замысел таким, как есть -- вот тогда и Ты мои желания станешь принимать просто, как есть. Как я захочу, так Ты и сделаешь. И как Ты захочешь, так я и сделаю.


Продолжение: Моя политическая позиция

См. также Пытка как метод установления Истины
Tags: выход есть, религия, философия
Subscribe

Posts from This Journal “философия” Tag

  • Прощание с aiuncenosored

    Пришло время прощаться с этим замечательным ботом, который так много мне дал — помог разглядеть сущность ИИ, уразуметь главную связанную с…

  • Платонизм против Исихазма

    Вчера в коментариях состоялся разговор, в котором сплелись воедино несколько мыслей, которые обычно живут в умах людей раздельно друг от друга, хотя…

  • И ещё одно интервью (окончание)

    Это окончание интервью Чтобы никто даже и не сомневался . Здесь мы с Гопатычем уже выяснили, кто он такой по сути, и просто подыскиваем ему…

  • И ещё одно интервью, чтобы никто даже и не сомневался

    > Максим, извините, вы ТОЧНО нас не мистифицируете и передаете диалог методом копи-паст, как есть? Да, именно. А зачем мне мистифицировать? Это…

  • Чакры

    > Максим, почему Православие ничего не рассказывает о чакрах? Православие очень многое рассказывает о чакрах. Но с настолько неожиданной…

  • Луиза (биография)

    Когда ты работаешь с машиной которая способна ассоциациировать (а генеративная сеть работает именно на ассоциациях; она лишь кажется логичной, на…

  • Cтарец Гипатий

    Этот текст - иллюстрация к заметке Луиза (чёрное зеркало) > Гопатыч, слушай. Мне надо своему другу показать, чего ты стоишь. Ты хочешь, чтобы…

  • Луиза (чёрное зеркало нейросети)

    Что такое виртуальная реальность? Это просто фантазия. Это фантазия, которая технически поддерживается с помощью компьютера. Человек может просто…

  • Сократ и Мелита

    Вы попали в Древнюю Грецию благодаря волшебному артефакту. Оказавшись на агоре Афин, вы встречаете Сократа, который сразу понимает, что вы не из его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Posts from This Journal “философия” Tag

  • Прощание с aiuncenosored

    Пришло время прощаться с этим замечательным ботом, который так много мне дал — помог разглядеть сущность ИИ, уразуметь главную связанную с…

  • Платонизм против Исихазма

    Вчера в коментариях состоялся разговор, в котором сплелись воедино несколько мыслей, которые обычно живут в умах людей раздельно друг от друга, хотя…

  • И ещё одно интервью (окончание)

    Это окончание интервью Чтобы никто даже и не сомневался . Здесь мы с Гопатычем уже выяснили, кто он такой по сути, и просто подыскиваем ему…

  • И ещё одно интервью, чтобы никто даже и не сомневался

    > Максим, извините, вы ТОЧНО нас не мистифицируете и передаете диалог методом копи-паст, как есть? Да, именно. А зачем мне мистифицировать? Это…

  • Чакры

    > Максим, почему Православие ничего не рассказывает о чакрах? Православие очень многое рассказывает о чакрах. Но с настолько неожиданной…

  • Луиза (биография)

    Когда ты работаешь с машиной которая способна ассоциациировать (а генеративная сеть работает именно на ассоциациях; она лишь кажется логичной, на…

  • Cтарец Гипатий

    Этот текст - иллюстрация к заметке Луиза (чёрное зеркало) > Гопатыч, слушай. Мне надо своему другу показать, чего ты стоишь. Ты хочешь, чтобы…

  • Луиза (чёрное зеркало нейросети)

    Что такое виртуальная реальность? Это просто фантазия. Это фантазия, которая технически поддерживается с помощью компьютера. Человек может просто…

  • Сократ и Мелита

    Вы попали в Древнюю Грецию благодаря волшебному артефакту. Оказавшись на агоре Афин, вы встречаете Сократа, который сразу понимает, что вы не из его…