Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Возвращение домой

(Цикл Умное делание для мирян)



> Как мне вернуться в Церковь? Я не знаю, с чего начать. Вот я решил причаститься. Понятно, что мне надо по минимуму там "отвлекаться" на всякую ерунду. Стараться не ругаться, не празднословить, не смотреть всякие там сериалы. Не знаю, что ещё: ну, погрузиться в себя, много молиться, окей. Но что в плане поста именно по еде - не есть пищу животного происхождения? Сколько времени? С пятницы? Сколько времени перед причастием не следует заниматься сексом? Неделю? Мы не венчаны - получается, что я постоянно живу в блуде? Но как мне идти исповедоваться в блуде, если я знаю, что вот я исповедаюсь, причащусь, а потом через несколько дней, займусь опять этим "блудом"? Нам надо венчаться до того, как я пойду Причащаться? или бросить её? Или можно приступить к Причастию, находясь в нынешнем положении?

Если ответить кратко, никаких особо трудных подвигов от новичка никто не ждёт. Бросать женщину неправильно, да и без секса обойтись у Вас всё равно не получится.  Человек не может взять и изменить себя сам. Но это и не требуется. Изменить нас -- это дело Бога. И Бог Сам всё устроит, от Вас требуется лишь обращение к Нему, то есть, молитва.

А если говорить развёрнуто...

Сама по себе Церковь не нужна и не интересна, если Она не становится для человека путём к Богу. Это хорошо видно на крайних примерах. Например, Иуда был аж апостолом, но от своего апостольства пользы не получил, наоборот -- получил один только вред. А святой Марии Египетской хватило за всю жизнь причаститься лишь два раза (не считая причастия в детстве): перед уходом в пустыню и перед смертью.
Сложность тут в том, что воля Божья для каждого своя, и общие для всех правила в духовной жизни найти очень трудно. Многое зависит и от страны, и от эпохи. Волю Бога относительно каждого конкретного человека в каждой конкретной ситуации может открыть только Сам Бог. И тем более, общие для всех правила жизни может указать только Сам Бог — что Он уже и сделал, собственно (заповеди Христа).

В Средние Века, в связи с упадком культуры вообще и церковной культуры в частности, стало модным составлять сборники "общих правил" (номоканоны), но эти правила в Церкви в общем-то не прижились, сегодня их практически никто не исполняет. Пренебрегать ими тоже не стоит, потому что люди, которые их составляли, знали толк в духовной жизни, хотя им и не удалось зафиксировать Святого Духа в своих текстах. Дух по-прежнему дышит, где хочет. Сегодня в Православии эти номоканоны понимаются как рекомендации, которые надо иметь в виду, но следовать которым буквально не всегда благоразумно.

Но даже в средневековых номоканонах нет требования воздерживаться от супружеской жизни целую неделю перед Причастием!

Одну ночь перед Причастием — вот и всё. Никакого более строгого общего правила люди не сформулировали даже в Средние Века с присущий той эпохе склонностью к грубой внешней телесной аскетике!

Это если речь у нас про общие, обязательные для всех правила. Иное дело — повторюсь! — воля Бога в каждом конкретном случае. Для кого-то может быть полезным и длительный супружеский пост перед Причастием. Но в любом случае —  а это опять общее правило! — нельзя воздерживаться от секса вопреки желанию супруги. Тело мужа принадлежит не мужу, но жене (и наоборот). Нарушение этого правила — ошибка, Богу это не угодно.

Что касается воздержания в пище, ситуация примерно та же. Воля Бога для каждого человека тут своя. Общие правила — достаточно мягкие. По сути, требуется воздержание от скоромной пищи лишь в дни скорби и поста (среда и пятница), а также вечером накануне Причастия. При этом для кого-то может быть полезен (то есть, угоден Богу!) и более длительный и суровый пост, но всё это уже индивидуально. Полезно понимать, чрезмерный телесный пост Богу тоже не угоден, потому что он отвлекает человека от сути поста — а суть поста это внутреннее делание.

Итак, в Православии мало общих правил и очень многое зависит от индивидуального случая. В каждом конкретном случае надо искать волю Господа особо. А это значит — молиться и верить, что Господь Сам всё устроит как надо. Подскажет, направит, исправит.

Но понятно, что церковная организация нуждается в каком-то общем порядке, не так критично зависящем от индивидуальных тонкостей — ведь и само стремление к Богу у разных людей разное; кто-то ищет Господа всем сердцем, а кто-то хотел бы ограничиться исполнением формальных правил. Формалиста ведь не отправишь в Средневековье (где он был бы как рыба в воде), с ним тоже надо что-то делать.

Как же это решается на практике?

На практике это предоставляется решать священнику! Опыт показывает, что у каждого священника свои понятия о том, как надо, и Господь посылает каждого из верующих к тому священнику, общение с которым пока полезнее в данном конкретном случае.

Делается это очень просто. Человек, желающий приступить к церковной жизни и не знающий, с чего начать, должен просто-напросто пойти в храм и задать этот вопрос священнику. Далее состоится диалог, в ходе которого священник сам спросит то, что посчитает нужным, и даст совет, что делать. При этом надо понимать, что священник не Бог и не прозорливец. Попади ты к другому священнику — получишь другой совет. Поэтому самый важный момент здесь — не сам священник, а наше стремление познать волю Бога и наша молитва к Нему. Священник лишь инструмент познания воли Господа. Когда мы молимся Господу, чтобы Он открыл нам Свою волю, Он устраивает наши дела так, как нужно. Организует и встречу с нужным священником, направит беседу в нужное русло, подтолкнёт священника к правильному решению или подскажет ищущему Истины, если священник сказал что-то не то. Последнее вполне возможно и по-своему полезно, так как человек должен понимать, что он пришёл в Церковь к Самому Богу, а не к Его служителям. "Каждый сверчок, знай свой шесток."

Именно поэтому в Православии такое кошмарное (с точки зрения католика, например) разнообразие мнений, суждений, правил. "Кто во что горазд". Из этого букета Господь в каждом конкретном случае выбирает то, что более-менее подходит в данном конкретном случае. Священники бывают очень суровые, а бывают очень мягкие. То и другое нужно и по-своему правильно в каких-то конкретных случаях. Войны по этому поводу устраивать глупо, так как волю Господа не загонишь в какие-то узкие и обязательные для всех нормы. Она для каждого своя.

> У меня сейчас такие мысли, что вот если я сейчас пойду к причастию и что-то сделаю "не так" ("не по правилам") во время подготовки к нему, то мне это причастие зачтётся в минус, а не в плюс. Ну - знаете - такие мысли, что лучше уж вообще не делать, чем делать как-то "не так, как надо, как должно по правилам". Не знаю, может, мне это внушает лукавый? где-то внутри я понимаю, что такой ход мыслей неверен.

Да, это от лукавого. А от Бога — понимание, что эти мысли от лукавого.
Дьявол рисует нам бога по своему образу и подобию — такое же тупое, ограниченное, но при этом хищное существо, которое только и ждёт повода, чтобы зацапать человека как мышь.

> И ещё насчёт секса с женой - я всё-таки хотел уточнить: тот факт, что мы не состоим в браке - он не мешает причастию? То есть вроде как Господь в этом плане уже даёт нам, современным людям, какое-то "послабление", скажем так? Или это тоже лучше просто пойти и спросить у священника в храм?

Цитирую:

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Конец цитаты.

Я бы советовал Вам прочесть (по ссылке) всю главу о браке из этого документа, а то и весь документ целиком. Это то самое долгожданное "общее правило", цель которого — подкорректировать явно не подходящие нашей эпохе средневековые номоканоны.

> Понял. Спасибо. Очень полезная ссылка.

При этом — паки и паки! — воля Бога в каждом случае индивидуальна. Господу может быть неугодным сожительство какой-то пары, и в этом случае история этой пары может кончиться плохо, и было бы разумно предвидеть это заранее. В каждом случае волю Господа надо искать индивидуально.
Поэтому в Церкви опять-таки есть разные мнения.
Некоторые священники очень скептически относятся к "социальной концепции", считают её слишком либеральной. И они тоже могут оказаться по-своему правыми: в некоторых случаях надо действовать иначе, чем в большинстве случаев.

Но общее, усреднённое правило таково: гражданский брак это не блуд.
Блуд это не брак, а наоборот, разрушение брака!
Если вы верны друг другу и намерены сохранять эту верность до смерти, то чем это отличается от брака? и какие основания считать это блудом?!

> Да. Понимаю. Согласен в этом.

Но — паки и паки! — Бог решает в каждом случае особо. Заранее предсказать Его волю невозможно.
Поэтому — см. выше

> А "просто прийти в храм и спросить у священника" - это как лучше сделать? Скажем, подойти к нему на исповедь, но не исповедоваться, а объяснить ситуацию, задать вопросы, и потом уже (через неделю, например) прийти на исповедь (смотря, что он скажет, какие даст ответы итд.) Или лучше как-то пытаться "выловить" его после службы (как это временами делают прихожане)? Раньше я довольно хорошо общался с батюшками и мог, конечно же, спросить, если мне что-то было непонятно или были какие-то сомнения, но это же потому, что я, как раз, там был "завсегдатаем", если можно так выразиться. А сейчас - ситуация вовсе иная: я как бы опять "с нуля" прихожу, в некотором роде

Да, Вы приходите с нуля.

Но это нормально. Почти каждое утро я просыпаюсь после ночных лукавых видений разбитым и мне приходится начинать с нуля.
Начинать с нуля — это один из законов духовной жизни. В ней словно бы нет "прогресса", каждый раз начинаешь её с нуля. Настоящий прогресс в духовной жизни (на первом её этапе) в том и состоит, что со временем мы начинаем с нуля всё более и более уверенно, со всё большей верой. А именно это-то и нужно.

Да, лучше пытаться "выловить" священника после службы (как это временами делают прихожане). Потому что Причастие вообще-то именно для прихожан, и надо действовать как прихожанин. Поэтому "из ниоткуда" прийти в новый для себя храм, не зная, какие там "негласные" правила установлены, и попытаться "выловить" батюшку для беседы после службы — это абсолютно нормально.
Именно так Бог и приводит людей в Церковь — "из ниоткуда". Это рабочий режим бытия Церкви.

> То есть, подойти на исповедь и сказать что-то вроде "Знаете, я не на исповедь пришёл в общем-то,  а хотел бы объяснить Вам свою ситуацию, задать некоторые вопросы,  а потом Вы либо исповедуете меня, либо отправите домой - исправляться до следующего раза - это как Вы решите" - это будет не совсем правильно, да?

Мне кажется так: исповедь это исповедь, а беседа это беседа. Это не одно и то же, хотя и можно попытаться превратить исповедь в беседу — почему бы и нет? Но вообще-то у исповеди иная цель, более высокая. Исповедь это не "совет", а именно покаяние.
Исповедь выше. Беседа — проще. Лучше начать с простого.
Впрочем, тут я, кажется, начинаю говорить отсебятину. Простите. Некоторые священники  во время беседы "расслабляются", а вот во время таинства исповеди более собраны. Этим можно пользоваться.

> Да. Понимаю. Просто вылавливать батюшку после службы -сейчас мне это кажется просто какой-то невыполнимой задачей. Понятно, что это лукавый внушает. Я себя чувствую, будто 11-ти классник-абитуриент, который приехал в Москву в большой ВУЗ, документы подавать: что, как, куда? хочется просто провалиться на месте, лишь бы не решать все эти вопросы. Хотя, конечно же, всё гораздо проще, чем мне кажется. И провалиться мне не хочется, на самом деле.

Вы не с того начинаете (в своих мыслях). Не с вылавливания священника надо начать, а с молитвы. Я же свой ответ именно с этого начал: дело не в священнике. Священник лишь инструмент познания воли Бога. Не более того.
Потому начать надо с молитвы. И далее — Сам Господь подскажет, куда пойти и что сказать.

> Я понял Вас. Вы помогли мне. Спасибо!

Спасибо Вам за вопросы. Это и для меня полезно. Вопросы подталкивают меня к молитве. Я спрашиваю Господа и передаю, как понял Его ответ — а по дороге и мне самому немало перепадает. Мне пришло на ум — не использовать ли мои ответы для текста? Ваши вопросы можно сократить до нескольких слов, устранив всё личное. Подобные вопросы наверняка встают перед многими людьми. Но только если Вы не против.

> Да, конечно. Конечно, я не против. Мне вспомнилась та Ваша история: как Вы пришли в храм на исповедь (также вот  в незнакомое место, к незнакомому священнику, а батюшка Вам после исповеди сказал "деньги давай за исповедь"). Понятно, что это какой-то "гипер-гротескный" случай, но... Я просто как-то сам внутри себя пойму, что "что-то не так" и такого не надо слушать - мне Господь подскажет?

Да, подскажет.
Если человек молится Господу, Господь его вразумит. А когда священник действует в противном духе, это заметно, потому что этот дух противен не только Богу, но и Его Церкви. Будет заметен диссонанс.

> Как мне быть, если мне попадётся какой-то подобный священник?

Да никак. Зачем он Вам? В Церкви полным-полно разных священников.
Как быть? Вежливо. "Люди работают". Ну, и пусть работают — они сами по себе, мы сами по себе.

См. также

Умное делание для мирян: как узнать волю Бога

Tags: быт, выход есть, религия
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

  • Книга мёртвых

    Вчера вечером во время всенощной на память Московским святителям умер Сергей Щеглов. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба Твоего…

  • Можно ли использовать паламанизм как инструмент колониального управления?

    Сегодня утром я получил крайне важное и интересное послание от весьма авторитетного для меня человека, в котором было сказано следующее: Меня…

  • Инвалидам умственного труда (жребий послушания)

    Этой заметкой я продолжаю цикл Умное делание для мирян. — Православная церковь это единственная русская организация, которая смогла…

  • Возможность убийства в Православии

    Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно, -- сказал Афанасий Великий. Вопрос читателя: > Остаётся…

  • От богословия к аскетике

    Из беседы с православным богословом, рассуждающим о необходимости подвига. Мой ответ на эти рассуждения: Я понимаю и ценю твою попытку взойти…

  • Церковь как абсолютный критерий Истины?

    Этой заметкой я продолжаю обсуждение важного текста Критерий Истины — враг Истины (цикл Умное делание для мирян). В том тексте я высказал…

  • О молитве во сне

    Я получил письмо, в котором излагается небольшая, но важная поправка к моим текстам по теме Умное делание для мирян. Прочитав это письмо, я…

  • Нужен ли подвиг для спасения?

    Эта короткая заметка относится к циклу Умное делание для мирян. Дорога длиною тысячу миль начинается под ногами Я поучаствовал в обсуждении…

  • О силе слов

    Несколько дней назад я уловил некую новую идею. Это случилось в ходе сложного обсуждения одновременно со многими людьми, каждый из которых говорил о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “религия” Tag

  • Книга мёртвых

    Вчера вечером во время всенощной на память Московским святителям умер Сергей Щеглов. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба Твоего…

  • Можно ли использовать паламанизм как инструмент колониального управления?

    Сегодня утром я получил крайне важное и интересное послание от весьма авторитетного для меня человека, в котором было сказано следующее: Меня…

  • Инвалидам умственного труда (жребий послушания)

    Этой заметкой я продолжаю цикл Умное делание для мирян. — Православная церковь это единственная русская организация, которая смогла…

  • Возможность убийства в Православии

    Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно, -- сказал Афанасий Великий. Вопрос читателя: > Остаётся…

  • От богословия к аскетике

    Из беседы с православным богословом, рассуждающим о необходимости подвига. Мой ответ на эти рассуждения: Я понимаю и ценю твою попытку взойти…

  • Церковь как абсолютный критерий Истины?

    Этой заметкой я продолжаю обсуждение важного текста Критерий Истины — враг Истины (цикл Умное делание для мирян). В том тексте я высказал…

  • О молитве во сне

    Я получил письмо, в котором излагается небольшая, но важная поправка к моим текстам по теме Умное делание для мирян. Прочитав это письмо, я…

  • Нужен ли подвиг для спасения?

    Эта короткая заметка относится к циклу Умное делание для мирян. Дорога длиною тысячу миль начинается под ногами Я поучаствовал в обсуждении…

  • О силе слов

    Несколько дней назад я уловил некую новую идею. Это случилось в ходе сложного обсуждения одновременно со многими людьми, каждый из которых говорил о…