Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Критика критики: есть ли выход из бесконечного тупика?

Василий Розанов:

"Это просто пошлость!"
Так сказал Толстой, в переданном кем-то "разговоре", о "Женитьбе" Гоголя.
Вот год ношу это в душе и думаю: как гениально! Не только верно, но и полно, так что остается только поставить "точку" и не продолжать.
И весь Гоголь, весь - кроме "Тараса" и вообще малороссийских вещиц, - есть пошлость в смысле постижения, в смысле содержания. И - гений по форме, по тому, "как" сказано и рассказано.
Он хотел выставить "пошлость пошлого человека". Положим. Хотя очень странна тема. Как не заняться чем-нибудь интересным. Неужели интересного ничего нет в мире? Но его заняла, и на долго лет заняла, на всю зрелую жизнь, одна пошлость.



Dmitriy Yarantsev:

Нет. Нет. Нет. Нельзя этого делать. Нельзя есть самих себя, пока вокруг людоеды. Это безумие. Надо беречь себя и себе подобных. Остановитесь!!!


Alexey Matveev:

Это не "есть самих себя", это лечить рак, извините.

Dmitriy Yarantsev:

Хорошо. Давайте отречемся от русской литературы. Она вся вредная, учит нас плохому.
Что у русских останется?


Maksim Soloĥin:

Что у русских в итоге останется? То, с чего они и начали. Православие. Краткая эплха торжества русской литературы завершилась пришествием Мессира Воланда и национальной катастрофой.
А Православие?
Оно никуда не денется. Оно продержалось тысячу лет, пережевало совок и собирается жить до Конца Света.

Alexey Matveev:

Ну для начала давайте признаем, что русские девочки старших классов читают иностранных авторов. Потому, что великая литература не создала образ молодой женщины. Это ведь важно. Народ вообще начинается с женского восприятия, а оно висит в воздухе, на этом месте дыра. Или давайте не будем об этом говорить, чтобы не расстраиваться? Это просто одна из проблем, но очень характерная.

Maksim Soloĥin:

Ну, и что страшного, если наши мальчики и девочки читают и смотрят западных авторов.
[Россия и Европа]Россия была и остаётся частью Европы. Именно из Европы мы приняли христианство. Считать Европу чужой естественно для родноверов, так как старшие боги русского пантеона имеют не европейское, а персидское происхождение. Но для христиан отгораживаться от Европы странно и противоетественно. Прошлое как нашей Церкви, так и нашего государства корнями уходит в Римскую Империю.
Так что давайте оставим идеи изоляционизма или евразийства язычникам и коммунистам. (Да ведь и коммунисты тоже язычники, что совсем не случайно. В 1917 году наша страна сошла с европейских рельс и вернулась к своим восточным истокам. Не случайно Сталин -- грузин, ведь Грузия это окраина Персии. Не случайно Мавзолей так похож на зиккурат, а советская культура в целом удивительно напоминает о Вавилонском плене...)

Не в том ли основная проблема русской литературы, что они так и не стала по-настоящему русской, так и осталась подражательной, ФРАНЦУЗСКОЙ (см. Капкан дискурса). Хотя намёк на прорыв был, пожалуй. У Достоевского. Достоевский своих героев любит, верно? Да и девочки у него хороши! Что-то Вы не критикуете Достоевского. А ведь для Запада русские это наполовину Достоевский, на треть Толстой и Булгаков. Остальные мелочь. Гоголя там вообще не читают, а Чехова чисто по приколу, посмеяться.

Гор Чахал:

Ну, если Гоголь виноват в приходе Воланда, почему не Православие? Почему, например, оно не заметило цареубийства? "Французы" хоть заочно отпели.

Maksim Soloĥin:

А православные прославили во святых. Что не так?
Февральской революции способствовали будущие Обновленцы, в тот момент ещё формально единые с Церковью, но уже начавшие гонения де факто. Вспомните афонских имяславцев и свят. Макария.
Они стали первыми жертвами Обновленчества.

(Подробнее см. 1917 год: революция внутри Церкви)

Гор Чахал:

Если бы Православие в России было в хорошем состоянии, никакой Гоголь ей был бы не страшен. И вряд ли сейчас Православие в лучшем состоянии, чем тогда. А писатели любой культуры занимаются критикой своего общества. Работа такая. Они не рекламщики. Безусловно Великая Русская литература способствовала распространении идей революции. Но любим мы её не за это)) Просто, слишком высока была концентрация сильных писателей в короткий промежуток времени. Общество перевозбудилось. А Православие не смогло его остудить. Или не захотело.


Maksim Soloĥin

Тезис, что смысл литературы в критике общества, кажется крайне сомнительным. А противопоставление критики и рекламы производит впечатление ложной альтернативы.
А что, если нам ПЕРЕРАСТИ этот французский дискурс XVIII века? Сами французы его создали вполне сознательно, и именно под революцию.

Maksim Soloĥin:

В чём проблема русской литературы? В том, что талантливые молодые дурачки некритически восприняли от своих французских учителей концепцию КРИТИКИ как самостоятельной ценности. "Писатель -- больная совесть нации" и прочую муру.
Ну а Вы-то чем лучше? Гоголь и Чехов выставили русских противными, а Вы Гоголя и Чехова.
Вы до сих пор лежите в том же прокрустовом ложе, находитесь в том же дискурсе, а значит, работаете на того же инфернального хозяина.
Но и я тоже! если я Вас критикую, то и я ничем не лучше.
Вопрос: где же выход?
НУЖЕН НОВЫЙ НАРРАТИВ. Хватит критики.
Критиковать критику трудно, да и бесполезно, потому что сам выступаешь критиком, по факту утверждая то, что хотел ослабить.

Гор Чахал:

Хорошо бы конечно. Но звучит утопично. Хорошо продается только негативная информация))

Maksim Soloĥin:

Да! Негативное продаётся лучше. Значит, надо делать ставку не на продажу.

Гор Чахал:

Православного царя убили. Можно было бы к нему обратиться за помощью. Теперь не к кому. Я вот за 20 лет так и не нашел ни одного человека, готового спонсировать современную христоцентричную культуру. Может быть, нужно еще лет 20, чтобы они появились. Но это уже не ко мне))

Maksim Soloĥin:

"Не к кому обратиться за помощью"
Я сразу вспомнил того Преподобного, которому сообщили: "Отец твой умер". А он в ответ: "Оставьте богохульство. Отец мой бессмертен."

Гоголь в этом контексте интересен тем, что был УМНЫЙ, и он смог понять, что стал жертвой наперстночников.
И Розанов ведь не говорит, что Гоголь ВСЮ ЖИЗНЬ занимался пошлостью.
НЕТ. Потому что был Второй том "Мертвых душ". Гоголь понял, что нужно найти выход, и... Надорвался. Потому что МУЗА НЕ ЗАХОТЕЛА.

Гор Чахал:

Да и сам Розанов не сразу поумнел)) Причем, чем люди живут лучше, тем легче им заходит негатив. И наоборот. Голливуд возник во время Великой депрессии.

Maksim Soloĥin:

Нам легко быть умными: у нас за спиной ГУЛАГ
Правда, ДЕГ даже и не пытается уже выйти из этого Бесконечного Тупика критики на критику.
Он смирился там, приспособился, нашёл выгоды. Он пошёл даже дальше других. Какие надгробные речи он произносит!
Сломав последний "предрассудок" Православия, он сделал, наконец, пошлой и саму смерть.

Гор Чахал:

Ну, он довольно много сделал. Может быть и хватит?

Maksim Soloĥin

И я про то.

Alexey Matveev:

Новый нарратив появился после 17 года, как это ни смешно и ни грустно.

Maksim Soloĥin:

О чём это Вы? Светлое будущее, братство народов? Теряюсь в догадках, что появилось после 1917.

Alexey Matveev:

Банально отпустили тему М и Ж. Комсомольцу пообещали комсомолку.


Maksim Soloĥin:

А! Да, это понятно.
Ну, так это не новый нарратив, а старый как мир. Но Гоголю это запрещалось, ибо ПОШЛОСТЬ.

Alexey Matveev:

Это всей русской культуре запрещалось.

Maksim Soloĥin

Потому что "пошлость". Розанов лёг на амбразуру, сказав вслух: "Секс это не пошлость, это святое!"
(Подробнее см. Либидо революции и Внутреннее христианство)

Alexey Matveev:

Но это он сказал из того дискурса. «Поднял тему секса в камере». Получилось странно, как по мне.

Maksim Soloĥin:

Если бы у него за плечами был ГУЛАГ, он бы занял более сильную позицию.
Но и на том спасибо.
А так-то да, Розанов ещё больше дров наломал, противопоставив секс и христианство.
По сути, подтолкнул падающего.

Maksim Soloĥin:

Но ведь и мы с Вами подталкиваем падающего, критикуя русский "критический реализм"

Alexey Matveev:

Я просто пытаюсь называть вещи и вообще пытаюсь хорошо проводить время. Дать вещам имена значит стать их владельцем. Русские не чувствуют себя владельцами свой культуры почему-то. Безусловно, когда срываешь яблоко с дерева, то в какой-то степени делаешь его мертвым. Но мне кажется культуру и надо именно что срывать и есть. У меня ощущение, что мы смотрим на эти несорванные уже сухие яблоки и думаем, что так они дольше проживут.

Maksim Soloĥin:

Так Вы за то, чтобы есть, переваривать Чехова и Гоголя?
А вовсе не за то, чтобы выкинуть из за санитарный кордон, сказав нашим детям "это кака"?

Alexey Matveev:

За то, чтобы их сожрать и пойти дальше:) вытащить все подтексты, проанализировать, увидеть все скрытое, оценить хорошее, выбросить огрызок.


См. также заметку Начала русской философии
Tags: д'Франция, дискурс, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments