Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Ключевой вопрос об Иисусовой молитве

(Цикл Умное делание для мирян)




Вопрос:

> Чем полезно регулярное повторение ИМ в течении дня? Какую пользу оно приносит, если произносится механически, без внимания к словам молитвы?

Ответ:

Истинное назначение человеческого ума это непрестанная молитва к Богу. Ведь Бог единственный, кто слышит наши мысли, и потому Он естественный собеседник нашего ума. Когда ум занят чем-либо кроме молитвы, он уклоняется от своего истинного предназначения. Святые непрестанно обращаются к Богу, вопрошая Его обо всех своих делах и во всём действуют так, как Бог им повелевает. Если принять такое состояние ума за норму, но привычное для нас размышление о делах это извращение: вместо того, чтобы просто спросить Бога, человек пытается найти самостоятельное решение. В наказание за такое неправильное устроение ума является Бог попускает человеку блуждать в греховных помыслах, что и приводит нас в рабство греховных страстей.

Непрестанное повторение Иисусовой молитвы это костыль, который позволяет уму, извратившему свой путь и отвыкшему от предстояния Богу, сделать хоть что-то богоугодное.
Польза этого упражнения, как ни странно, обусловлена сопротивлением дьявола, который неимоверно боится Бога и самого имения Божия, и потому яростно противится всякой попытке человека приступить к этому упражнению. Дьявольское сопротивление делает невозможным чисто механическое, не требующее усилий повторение молитвы. Чтобы "чисто механически" повторять Иисусову молитву, человеку приходится постоянно прикладывать усилие ума. И ум таким образом мало-помалу начинает возвращаться к своему естественному состоянию непрестанной молитвы к Богу.

Первый плод, который получает ум человека, усердно занимающегося Иисусовой молитвой — он на опыте узнаёт, что существует духовный мир, который оказывает влияние на его мысли и на его судьбу. Что существует дьявол, и насколько он хитёр и коварен, и насколько сильно боится он имени Господа. От редко молящегося христианина дьявол скрывается, чтобы не спровоцировать его лишний раз на молитву, а постоянно молящийся христианин вынуждает дьявола обнаружить себя и шаг за шагом раскрыть свои сильные и слабые стороны. Таким образом, на первом же шаге человек получает уникальное и жизненно важное знание, скрытое от обычных людей.

Снова и снова нечаянно теряя молитву несмотря на твёрдое намерение продолжать, снова и снова возобновляя молитву вопреки противодействию дьявола, человек волей-неволей начинает уделять имени Господа какое-то внимание. По мере нарастания внимания возрастает и сила молитвы, молитва начинает конкретно влиять на судьбу молящегося, неожиданным для него самого образом устраивая его дела и разрешая проблемы. Так человек знакомится с благодатным действием Бога и начинает опытно познавать Его присутствие и действие в мире. Вера в Иисуса Христа вдруг получает экспериментальные подтверждения и мало-помалу начинает крепнуть. А по мере возрастания веры возрастает и внимание к словам молитвы. Человек начинает пока ещё смутно, но уже понимать, почему дьявол так сильно боится даже чисто механического повторения имени Господа. По мере нарастания внимания усиливается и действие молитвы, а вместе с тем и Господь всё более явственно отвечает молящемуся, шаг за шагом направляя его судьбу в угодном Ему направлении.
Всё это постепенно, исподволь располагает ум к молитве, и вот наконец ум начинает совершать попытки напрямую обраться к Господу, вернувшись в то естественное состояние непрестанной молитвы, ради которого он и был создан.

В сущности, сказанное выше относится не только к молитве.
Именно таким образом -- через повторение определенных словесных конструкций -- человек осваивает любой дискурс, любой стиль мышления. Внимательно слушая лектора, учащийся где-то в глубине ума непроизвольно повторяет то, что слышит. Но по-настоящему освоить услышанное можно лишь снова и снова возвращаясь к нему самостоятельно, снова проговаривая услышанное на разные лады, "переводя" его на свой внутренний язык чтобы связать с ранее усвоенными и ставшими уже привычными дискурсами. И во всех таких делах большое значение имеет Бессознательное (то есть, "духи" -- если говорить о том же в ином дискурсе), его реакция на наши слова. Повторяя на разные лады те или иные слова, человек мало-помалу усваивает их духовное содержание, налаживает каналы связи с теми духами, которые приняли когда-то участие в формировании этих слов. Такую же роль может играть и любая сознательная деятельность -- чтение и перечитывание книги, компьютерная игра, рисование и созерцание образов, преобразования формул и всякого рода вычисления, наконец, и практические действия -- дела милосердия или, например, повторение упражнений ("форм") ушу. Всё это ни что иное как практические приёмы установления контакта с тем или иным духом.

В этом же самом состоит и смысл повторения Иисусовой молитвы: усвоение человеком Святого Духа, от которого мы и узнали эти священные слова.

Продолжение темы:

Ступени духовной жизни в Православии

Tags: бессознательное, выход есть, дискурс, молитва, религия
Subscribe

Posts from This Journal “выход есть” Tag

  • Молитва как размышление

    Эта заметка продолжает цикл Умное делание для мирян Читатель недоумевает: > Зачем христианам думать о политике? нужно проповедовать Христа…

  • Религия профанов

    Вопрос: Может ли настоящий русский быть атеистом? Или он должен быть православным? Мой ответ: Конечно, может. Атеизм это религия профанов.…

  • О внутреннем христианстве

    Неожиданно для себя продолжаю цикл Умное делание для мирян. Проснувшись среди ночи, я вдруг понял, что именно я должен написать. Но писать я не…

  • Бахтин на Куликовом поле

    Действие рассказа Шмелёва "Куликово поле" разворачивается в 1926 году в СССР. Это рассказ о "бывших", и идёт он от лица бывшего…

  • Галковский и Крылов

    Долгое время я раздражал моих православных читателей своей приверженностью к идеям Галковского -- и одновременно раздражал читателей, находящихся в…

  • Дискурс Илиотропиона -- ключ к Православию для человека Западной культуры

    См. также Илиотропион Рано или поздно Запад обратится к Православию. Каким бы невероятным ни казался сегодня этот поворот сюжета мировой истории,…

  • Исихазм

    Мне как-то попалась очень хлёсткая фраза, характеризующая Православие: " Православие это внешняя оболочка, маскирующая Исихазм." Сам бы…

  • Ступени духовной жизни в Православии

    > Какие вообще бывают виды (или, скажем так, стадии постигания) молитвы и какие между ними отличия? Исчерпывающий ответ на этот вопрос…

  • Возвращение домой

    (Цикл Умное делание для мирян) > Как мне вернуться в Церковь? Я не знаю, с чего начать. Вот я решил причаститься. Понятно, что мне надо по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments