Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба Твоего Сергия
Церковный день начинается с вечера, так что сегодняшний день в каком-то смысле даже правильнее считать днём его смерти. Впрочем, это один из тех случаев, когда древние церковные традиции, идущие ещё с античных времён, вступают в противоречие с традициями современными. Для нас сейчас новый день начинается в полночь. В древней Церкви новый день начинался с начала ночи, с захода солнца. Поэтому было бы логично, например, в постные дни поститься именно до захода солнца -- и начинать пост накануне поста, после захода солнца. В этом больше смысла -- но так никто в Церкви не делает.
Это один из тех случаев, когда неумолимая поступь Хроноса вмешивается даже в формы проявления Вечного. Есть ли в этом логика? Да, есть. Ведь и рождение Иисуса Христа как человека это событие, происшедшее во времени -- потому даже Библия разделена на Ветхий и Новый Завет, на ДО и ПОСЛЕ -- хотя Родившийся является Богом и Творцом Вселенной, и как Бог Он никогда не начинал Своё бытие, но напротив, Сам является началом всякого бытия, в том числе и бытия самого Хроноса.
Тут нельзя не задаться вопросом: как может человек, родившийся во Вселенной, быть Творцом этой самой Вселенной? Ответ прост: этот Человек не просто человек; Он всемогущ -- а значит, в Его власти не только будущее, но и прошлое. Может ли Иисус Христос изменить прошлое? Сделать бывшее небывшим или небывшее бывшим? Легко. Так же легко, как и всё остальное. Так вот, именно это Он и сделал: именно Он и создал эту Вселенную, которая уже была прежде Его рождества.
Самое же интересное, что всякий человек может приобщиться этой Его способности. Не только может, но и должен. И вот каким образом. Согласуя свою волю с Его волей таким образом, что всё прошлое мы принимаем не просто как необходимое, но как желательное и правильное -- так что мы хотим, чтобы всё было именно так, как оно и было! -- мы можем приобщиться этому невероятному состоянию, в котором Он естественным образом пребывает с момента Своего зачатия. Он стал человеком, но Богом был всегда. Мы изначально были людьми, но можем стать Богом, уподобившись Ему по способу Его человеческого бытия. То есть, стать не просто людьми, но людьми по благодати. И те, кому удастся (с Его помощью, конечно!) достичь этот невероятного изменения способа бытия, обнаружат себя в Его замысле бывшими таковыми изначально, предвечно -- то есть, станут безначальными по благодати (по слову Максима Исповедника).
Что имеет начало, то имеет и конец. Но что не имеет конца, то может приобщиться безначальному бытию. Душа человеческая не имеет конца, потому нам и дана такая возможность: приобщиться безначальному бытию, сделаться нетварными по благодати (по слову Максима Исповедника, как бы страшно ни звучало это слово для тех, кто по-настоящему ощущает глубины его смысла). Более того! И смертное тело наше Ему угодно сделать бессмертным, приобщив через воскресение бесконечности -- а значит, а самое тело наше может быть приобщено безначальному Божественному бытию. Ради этого невероятного изменения способа бытия нашей природы Он и стал человеком, и умер на Кресте, и воскрес -- положив начало нашему общему воскресению.
Самая же страшная истина состоит в том, что этому бесконечному (а значит, и безначальному) бытию предстоит приобщиться всем нам. Мы не просто можем, мы должны будем достичь этого бытия: такова воля Иисуса Христа относительно всякого человека. И весь вопрос в том, достигнем ли мы его согласно с нашей волей или против своей воли. Если в первом случае это вечное, безначальное и бесконечное бытие явится для нас вечным блаженством Богопознания, то во втором случае -- вечной мукой Богопознания.
Сегодня мне кажется уместным и правильным кратко и предельно ясно описать, что предстоит пережить каждому из нас после смерти. Это знание нам дано Церковью, и дано не случайно и не без особой цели. Дело в том, что опыт смерти, как и опыт телесного рождения от матери, каждый человек переживает лишь однажды, и второго шанса у нас не будет. Потому если сделаешь что-то неправильно, исправить ошибку трудно или невозможно. Родовая травма при входе в новую форму жизни -- вещь труднопоправимая или даже непоправимая. Потому прошу всех заинтересованных выслушать меня спокойно и как минимум принять к сведению, пусть даже и без доверия. Информация лишней не будет.
Самый первый и странный факт, с которым сталкивается только что умерший человек, состоит в том, что ничего особенного с ним не происходит. Человеческая душа выходит из тела, но она сохраняет человеческую форму, к которой привыкла за многие дни и ночи, проведённые в этом теле. Не готовый к такому повороту человек с удивлением смотрит со стороны на своё мёртвое тело, недоумевая, каким это образом он раздвоился, и почему плачущие родственники уделяют столько внимания этой второй, отделившейся от него части нашего естества, совсем не обращая при этом никакого внимания на него самого.
Дело в том, что личность человека, его психологическое "Я" связано с бессмертной душой, и в самый момент смерти оно не претерпевают почти никакого изменения. Если тело перед смертью страдало, то Я какое-то испытывает эйфорию от внезапного или полного прекращения страданий. Слепые в этот момент прозревают, потому что их слепота связана с повреждением телесной оболочки, в то время как душа их слепотой тела почти не повреждается, находя иные способы связи с материальным миром помимо зрения.
Эту эйфорию внезапного и полного избавления от всех неприятностей телесного бытия в смертном и страстном теле многие ошибочно принимают за начало вечного блаженства. Важно заранее быть готовым к этому переживанию, потому что в противном случае враг использует его против нас же самих. Ведь для духов /богов наше тело это помеха; оно не позволяет им властвовать над нами, потому что материальный мир "боги" не контролируют, точнее, они контролируют его лишь косвенно, через символы этого мира -- потому-то предпочитают "специализироваться" кто на чём (боги ведь не просто боги, но всегда боги того или сего: местности, зверя, реки, моря, плодородия, смерти и проч. и проч.). Материальный мир в целом для них непробиваем, Он вотчина и "королевский лен" Самого Царя -- Иисуса Христа.
Поэтому не следует обманываться мнимым и скоротечным посмертным "блаженством", к которому человек очень быстро привыкает (человек ко всему привыкает, и особенно быстро -- к хорошему) и готовиться к неприятностям: к неизбежной встрече с духами. Какое-то время Господь ограждает от них душу, вышедшую из тела, давая ей время привыкнуть к новому состоянию, чтобы не быть застигнутой совсем уж врасплох. Это время надо использовать с умом. Многие люди начинают метаться с места на место, пользуясь внезапно приобретённой способностью практически мгновенно перемещаться в пространстве, чтобы посетить какие-то памятные для них места, увидеть кого-то или что-то. Не следует тратить на эту ерунду драгоценное время.
Если куда-то и идти в такой момент, то только в храм! Собственно, один из главных смыслов материальных храмов и святых мест заключается в том, чтобы душа человека знала, куда идти и где можно обрести защиту от духов. Если человек при жизни привык к православному храму, душой "поселился" в нём, сделал храм своим "местом силы" (простите мне эту кастанедийскую метафору), у него появляются дополнительные шансы на благоприятный исход дела. Я пишу это в том числе и для Щеглова, и если тебе вздумалось посетить меня сегодня -- не теряй драгоценное время, дуй в храм! Но и это не главное.
Конечно же, главное дело по смерти это молитва. Мы всю жизнь приучаем себя к молитве, делаем её своим "местом силы", носим её на себе как улитка носит свой домик -- потому что даже если ты христианин, если ты смог вспомнить и умудрился найти в своих посмертных странствиях православный храм -- из храма тебя выведут святые ангелы, чтобы повести на встречу Иисусу Христу, Богу Истины. А по дороге вас встретят боги семантической мглы, каждый из которых будет прельщать тебя на свой лад, надеясь увести за собой. Они будут использовать для этого все случаи твоей жизни, когда ты пользовался их содействием, принимал их подсказки, слушался их советов. Творческим, креативным людям очень трудно пройти через это испытание, потому что они ещё при жизни уже много соприкасались с богами, знакомы с ними, привычны к ним.
Поэтому главное наше упование по смерти это именно молитва. И будет в тот день: всякий, кто призовет имя Господне, спасется -- так говорит Писание одновременно и о последнем дне бытия этого мира как целого, и о последнем дне пребывания души каждого человека на земле. Проблема, однако, в том, что вспомнить молитву по смерти трудно. Молитвенный навык подавляющего большинства христиан это чисто телесный навык, привычка произносить устами определённые слова, в то время как ум рассеянно бродит среди разнообразных помыслов, старательно всеиваемых в него богами -- именно с целью отвлечь ум от молитвы, потому что душа молитвы это внимание, во внимании её сила! А по смерти нет тела и уста молчат. Душа же, привыкшая рассеиваться разнообразными впечатлениеми, действует сообразно с полученным при жизни навыком. Рассеянный при жизни ум и по смерти рассеян -- но уже не имеет "якоря" в виде словесной молитвы, потому что произносить устами слова это всего лишь телесный навык. И вот душа с ужасом начинает понимать, в каком бедственном состоянии она на самом-то деле пребывает.
Вдруг оказывается, что даже просто вспомнить молитву это Проблема. А удержать на ней внимание хоть сколько-нибудь длительное время, не имея для этого телесного "якоря" -- проблема сугубая. При этом боги со своей стороны прилагают все усилия к тому, чтобы это внимание захватить и увести за собой. Во почему очень важно молиться о только что умершем человеке: потому что ему самому там молиться вообще так же трудно, как при жизни было трудно молиться со вниманием. То есть, кто не умеет молиться со всем вниманием, тот там с поразительной лёгкостью теряет молитву совсем, остаётся без защиты. И как легко при жизни его ум увлекался помыслами, с той же лёгкостью там его уводят за собой остроумно сконструированные ментальные и чувственные образы.
Жизнь в теле имеет огромное преимущество, давая нам возможность молиться даже тогда, когда мы не молимся. Ум бродит невесть где, занят невесть чем, а уста тем временем продолжают призывать имя Бога -- а это имя имеет силу. Этого имени боятся духи. Ложные боги трепещут перед Ним и вынуждены с позором отступать.
Потому снова прошу: не поленитесь помолиться о Щеглове, много помолиться особенно в эти первые дни, давая ему новые и новые шансы прорваться к нетварному свету Истины сквозь тьмы двойственных (и потому лукавых) смыслов, которыми увлекалась его душа при жизни.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба Твоего Сергия

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба Твоего Сергия
Подробнее о молитве см. Умное делание для мирян: как узнать волю Бога (оглавление)
[ Евангелие сего дня]Евангелие сего дня:
18 октября 2021
Лк., 25 зач., VI, 24-30.
Глава 6.
24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Апостол дня:
Еф., 227 зач., IV, 25-32.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 И не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.