Category:

Кто придумал христианского Бога?

«Самая большая опасность для большинства из нас
состоит не в том, что мы стремимся
к слишком высоким целям и не достигаем их,
а в том, что ставим перед собой
слишком низкие цели и достигаем их»
.
- Микеланджело


Кто придумал христианского Бога?

Как ни странно, на этот вопрос можно дать совершенно точный и исчерпывающий ответ. Мы знаем имя этого человека.[Нажмите, чтобы узнать неожиданный, но по сути совершенно очевидный, точный и достоверный ответ на этот странный вопрос.]Это Богородица Мария, дочь Иоакима и Анны — Дева, родившая Иисуса Христа, поминовением которой обязательно завершается каждое общественное Богослужение, большое и малое.

Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Чтобы понять эту странную и парадоксальную на первый взгляд мысль, необходимо углубиться в смысл понятия "придумать". Что значит "придумать" и тем более "придумать бога". Какова природа человеческого творчества?

Мой дорогой читатель, конечно же, уже давно понял, что для меня любой акт творчества это следствие некоего откровения, откровения того или иного бога — Бог Истины или одного из тварных духов, ложных богов, которых мы презрительно именуем бесами.

Придумывая что бы то ни было, создавая это в ментальном пространстве нашего воображения, мы всегда просто-напросто конструируем новую комбинацию из данных нам форм. Но сами эти формы нам даны! Они из жизненного опыта либо... либо пришли из того самого мира идеальных форм, о котором говорил Платон — мира, почитаемого язычниками божественным, и не почитаемого христианами, поскольку для нас он — тварный... Либо, наконец, от Самого Творца, Который в конечном итоге и является Причиной и Источником всякого бытия, как материального, так и идеального.

Но было бы неправильно понять эту мысль так, будто от самого человека в творчестве ничего не зависит. Я хочу сказать иное: всякое подлинное творчество это непременно сотворчество. И всякое подлинное авторство это непременно соавторство. И всякий настоящий художник всего лишь делится с нами восторгом откровения, которое он сам только что получил.

Бывает и творчество без вдохновения! Человек может творить и сам по себе, комбинируя у себя в уме уже хорошо известные ему элементы идеального мира. Тогда получается нечто банальное, хотя часто и очень добротное. Подобного рода творчество обычно помечают каким-нибудь в общем-то не обидным словечком типа "ремесло". Но даже и ремесло всегда питается откровением, только чужим откровением, которое давно вошло в плоть и кровь данной культуры, стало её частью. Всякое ремесло в момент своего возникновения было откровением, и потому всякий ремесленник языческой древности непременно имел и бога-покровителя своего ремесла.

Но всё же мы сейчас говорим о настоящем, подлинном, первичном человеческом творчестве — самом что ни на есть первичном, плоды которого без тени преувеличения изумляют богов, потому что они есть откровение и Отца, Всевышнего Творца неба и земли, видимого и невидимого мира. Ведь мир богов невидим для глаза человеческого, но вовсе не невидим для человеческого ума — а вот Бог Истины невидим и для самих тварных богов.

Этим первичным творчеством (а вернее сказать, сотворчеством) является умная молитва. Человек не может беседовать со своим Творцом иначе как помощью и содействием Самого Творца! Потому что всякое содержание нашего ума — тварно, а Творец — Нетварен. Тварно и вторично всё, что мы способны увидеть, представить или помыслить. И потому ни человек, ни даже тварный бог никогда не помыслит Бога, исходя только из своих собственных сил.

Молясь Богу, мы всегда молимся Его энергией, хотя нам по грубости нашего ума и кажется, будто бы мы делаем это своими собственными силами. Человек порой изнемогает в молитве: "Для чего Ты меня оставил?!" — а не понимает, что если бы Бог его действительно оставил, то и не было бы ни тени, ни следа, ни намёка на молитву. Этот важный нюанс нужно постоянно напоминать, так как именно здесь, в этой ментальной области находятся врата всех подлинных Тайн. Молитва Нетварному Творцу извлекает Новое "из ничего" именно потому что она сама уже является Новым, хотя и кажется нам привычной. Она не принадлежит нам, хотя и кажется нам нашей. И потому она всегда приводит человека туда, где он ещё не был, даже когда кажется бесполезной.

Бог Сам вкладывает в нас ту молитву, которую Он намерен исполнить. Но по-настоящему понимают это лишь те немногие, действительно великие люди, которые достигли истинного самопознания, именуемого Смирением. (Смирением именуется ни что иное как истинное само познание!) Эти блаженные видят действие Бога в себе самих именно как действие Самого Бога, и потому их молитва именуется самодвижной.

Нам же наша молитва кажется нашей собственной. И не просто "кажется". Мы действительно так чувствуем, так переживаем её — как своё собственное действие. И потому для нашего простенького понимания очень полезно представить дело так, как я и обозначил его в заголовке: будто Богородица придумала нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа. А поскольку Её выдумка была угодной Господу, она и услышала слова, с которых (по смыслу) и начинается Евангелие: "Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!"

По сути дела, всякая наша молитва выражает собою некое намерение Господа. Ему было угодно дать нам разум и свободную волю именно для того, чтобы творить этот мир через нас, посредством наших к Нему молитв. И сегодня мир этот такой несчастный и недоделанный именно потому, что наших молитв этому миру остро не хватает.

Скажу больше! Этот мир от начала является плодом человеческого творчества! Ведь Иисус Христос — человек. Именно этот Человек и сотворил этот мир для того, чтобы в нём родиться. Мои слова показались бы безумными человеку средневековья, но они вовсе не покажутся безумными современному человеку, с лёгкостью мыслящему в дискурсе "можно ли изменить прошлое?". Можно! можно не только изменить прошлое, но даже и создать это самое прошлое. Многие сегодня на разные лады пытаются создать нам прошлое получше, но я сейчас говорю не о выдумках, не о мнимом прошлом! Человек Иисус Христос создал прошлое этой Вселенной для того, чтобы создать в ней человечество с его сложной, запутанной и кровавой историей, и наконец создать посреди этого человечества Свою Собственную Мать, которая Его и родила.

А что создала Богородица? молитвенно размышляя о Господе, Она поняла не только то, что Он станет человеком, но им то, каким Он станет человеком. Она поняла это так ясно и с такой достоверностью, что Он действительно стал человеком, родившись от Неё. Иисус Христос придумал Свою Мать, а Его Мать в ответ придумала Его Самого — "придумала" в том самом смысле, в каком каждый подлинный художник "придумывает" (а на самом деле угадывает) своё творение.


PS:

А знаете, кто придумал Россию? Чей это проект?

Сергий Радонежский!

[И ещё один постскриптум -- память сего дня.]PPS:

Сегодня Церковь празднует память святителя Иоанна
(Максимовича, 4 (16) июня 1896 село Адамовка, Изюмский уезд, Харьковская губерния — 2 июля 1966, Сиэтл, штат Вашингтон, США)



Владыка Иоанн был сыном харьковского помещика и выпускником юридического факультета Харьковского университета. В эмиграции оказался по ходу Гражданской войны (воевал ли?).

Монах, несший всю свою жизнь настоящий аскетический подвиг, и при этом никогда не живший в монастыре.

Для Церкви было нужно, чтобы он был священником, затем правящим архиереем. Сначала в Югославии, потом в Шанхае, в Бельгии, затем в Сан-Франциско.

Святитель Иоанн много путешествовал через разные  континенты. Но всегда - "по делу". Так, он никогда не бывал в Иерусалиме или на Афоне: видимо, и Афон, и Святая Земля сами "были у него в келье".

Мне доводилось читать протоколы заседаний Синода РПЦЗ тех лет: владыка Иоанн обычно не участвует в общих дискуссиях, а его реплики касаются только конкретных пастрырских дел: там осталась община без пастыря, здесь надо помочь вдове почившего священника с детьми...

Запомнился рассказ его духовного чада, священника, который уже переехал за океан, когда владыка Иоанн еще оставался в Европе. Этот священник о чем-то горячо молился всю ночь, о каком-то очень важном деле. И вдруг звонок от владыки Иоанна чрез океан: "Ты ложись спать: Господь услышал твою молитву". Для любви нет препятствий, нет расстояний в тысячи километров.

Служил Литургию ежедневно. Босиком ходил по Парижу. Конечно, не без юродства.

В Русской Зарубежной церкви были епископы, не соглашавшиеся с его канонизацией и не пришедние на его прославление. В общем, Святитель немало пострадал "от своих". Но ни с кем не вел войны. Это характерная черта многих святых: быть гонимым и никого не судить.



В Шанхае преподавательница пения Анна Петровна Лушникова учила владыку правильно дышать и правильно произносить слова, и этим помогла ему улучшить дикцию. В конце каждого урока владыка платил ей 20 долларов.

 Однажды, во время войны, в 1945 году она была тяжело ранена и попала во французский госпиталь. Чувствуя, что ночью она может умереть, Анна Петровна стала просить сестер позвать владыку Иоанна, чтобы ее причастить. Сестры отказались это сделать, так как вечерами госпиталь запирали из-за военного положения. Вдобавок этой ночью был сильный шторм. Анна Петровна рвалась и звала владыку. Вдруг около 11 часов ночи в палате появился епископ Иоанн. Не веря своим глазам, А.П. спросила владыку сон ли это, или он действительно пришел к ней. владыка улыбнулся, помолился и дал ей причастие. После этого она успокоилась и заснула. На следующее утро она почувствовала себя здоровой.

 Никто не верил А.П, что владыка навестил ее ночью, так как госпиталь был наглухо заперт. Однако соседка по палате подтвердила, что она тоже видела епископа Иоанна. Больше всего всех поразило то, что под подушкой у Анны Петровны нашли 20-ти долларовую бумажку. Так владыка оставил вещественное доказательство этого невероятного случая.

Примечание: речь наверняка идёт не о долларах, а о другой какой-то валюте. Но этот случай дошёл до нас в американской версии, когда Владыка служил в Сан-Франциско, отсюда и слово доллар в пересказе.

См. также Февраль и Чёрная рука (2)