Category:

На что влияют наши молитвы?

Из обсуждения:

...Как только ты решил, что мир надо исправить, ты уже отпал от Бога, воспротивился Его замыслу, отринул Его волю и самого себя назначил на Его место.

Этот мир несовершенен и его действительно надо изменить. Сам Господь меняет мир, и мы можем и даже должны участвовать в Его действии. Более того, Он принимает во внимание наши просьбы и пожелания, так что и мы вполне сознательно участвуем в изменении мира, когда обращаем свой ум ко Господу.

Речь идёт о том, КАК это делать. Участвовать в замысле Господа -- или противопоставить Ему свой собственный замысел.

[Нажмите, чтобы разобраться]> Бог велел Адаму землю возделывать. Т. е. её видоизменять. Менять этот мир. А уж как это отдельный вопрос.

Весь вопрос именно в том, КАК видоизменять. Немаловажный вопрос, ведь именно КАК отличает добро от зла.
Пахать можно и во зло. См. Как действовать по воле Бога

> Желание улучшить мир равно осуждению (человека, людей, творения)? С осуждением вроде всё понятно. А вот с желанием "улучшить" - свежий ракурс. Главное не путать с личной заповедью " будьте совершенны ...".

> Ищешь ли ты своего или как Его Волю выполнить. Может, в этом вопрос?

Да, так. И даже тоньше. Ведь нет ошибки в том, чтобы просить Бога о том, чего ты хочешь. Наоборот: изливайте пред Ним сердца ваши. Ошибка (=грех) в том, чтобы добиваться своего, не ища Его согласия и содействия.

> Поиск своего это в смысле «любовь не ищет своего»

Да, любовь на всё смотрит как на Божье.

> Эгоизм. Гордыня. Творения из себя идола. Антоним смирения

> Именно гордыня в самом глубоком смысле слова, для нас почти непостижимом. Потому что не рыбы открыли воду.

Гордыня это непонимание себя. Кто себя понимает, тот себя почитает за ничто перед Богом, создавшим мир из ничего.

...

> Вы неоднократно утверждали (и это был один из моментов, по которым я не мог с Вами согласиться), что человек никоим образом не может повлиять на волю бога, даже молитвой. Здесь же Вы пишите, что Бог принимает во внимание наши просьбы, т.е. человек все же может влиять на Бога. Не могли бы Вы разъяснить это противоречие?

Бог вне времени, будущее Ему так же ведомо, как и прошлое. Он предвидит все наши просьбы и они являются частью Его замысла. Наши молитвы реально влияют на судьбу мироздания, но именно потому, что они -- часть Божественного замысла о мире.

... (спустя долгое время:)

Максим, уже который день меня не отпускает Ваш короткий текст, который оказался на удивление ёмким. Если позволите, ещё два вопроса в дополнение к тому, который я задавал ранее:

2) Вы пишете: «Этот мир несовершенен и его действительно надо изменить.» Но ведь мир есть творение Бога, и в мире ни на каком этапе его сотворения не могло произойти ничего, чего Бог бы не желал. Каким же образом мир оказался несовершенным? Бог создал несовершенный мир? С учетом природы Бога логичнее было бы считать, что Мир, как божественное творение, совершенен на каждом этапе сотворения, и ни на одном из них не нуждается в исправлении. Или не так?

3) Вы пишете: «Участвовать в замысле Господа -- или противопоставить Ему свой собственный замысел». Получается, что если ты не получил Божественного откровения, но при этому имеешь некое видение будущего - то уже противопоставляешь себя Богу. Верно?

Буду благодарен за ответы )


Отвечаю по частям:

> мир есть творение Бога, и в мире ни на каком этапе его сотворения не могло произойти ничего, чего Бог бы не желал. Каким же образом мир оказался несовершенным? Бог создал несовершенный мир? С учетом природы Бога логичнее было бы считать, что Мир, как божественное творение, совершенен на каждом этапе сотворения, и ни на одном из них не нуждается в исправлении. Или не так?

Начнём с того, что само понятие "совершенства" относительно. Что совершенно для тебя, несовершенно для меня. Но тут как и с любым относительным понятием — оно делается абсолютным, если мы задаёмся вопросом о личном мнении одного частного лица: Иисуса Христа — Творца этого мира, ставшего Своим Собственным творением. Его относительное является абсолютным просто в силу безмерного превосходства Его возможностей сравнительно с нашими возможностями. Мы можем придерживаться любой точки зрения по любому поводу, но в итоге Он всё равно утвердит Свою правоту на Своём Страшном Суде. И утвердит настолько убедительно, что даже сам сатана в тот день признает, что был неправ.

Слово "совершенный" означает просто-напросто "завершённый", "совершить" означает "завершить". Когда и если Господь завершит творение Своего мира, тогда Он и признает его совершенным. Может ли Бог сотворить мир одномоментно, сразу готовым и совершенным? Вообще-то на любой вопрос, начинающийся словами "может ли Бог", надо отвечать сразу, не дослушав до конца: "конечно, может! Бог может всё". А потом, дослушав до конца, добавлять (если вопрошающий предлагает какую-нибудь ерунду): "Может, но не хочет".

Абсолютно совершенен Сам Бог Троица. Совершенный Отец рождает совершенного Сына — но именно в силу Их абсолютного совершенства между Ними нет никакой разницы, то есть, совершенно никакой разницы — вот почему Бог един. Если бы хотя бы какая-то разница была, то уже не было бы совершенства (или само совершенство было бы несовершенным). Но Сын совершенно ничем не отличается от Отца. В частности, Он так же не имеет начала, как и Отец — ведь если бы когда-то у Отца не было Сына, тогда и Отец не был бы Отцом; но совершенный Отец всегда имеет Сына, как и Сын всегда имеет Отца. Отец является Причиной Сына, но совершенно Следствие ничем не уступаем и ничем не отличается от Своей Причины.

Рассуждая таким образом, неизбежно приходишь к выводу, что совершенное творение Бога не может быть ничем, кроме как Самим Богом. Но Бог не сотворён! И если искать для творения предела совершенства, невозможно прийти к чему-либо иному кроме Несотворённого Сына. В самом деле, если Бог творит Совершенное, ни в чём не уступающее Ему Самому, то и получается Он Сам — а Он-то несотворён. А значит, творя — вот именно творя — Бог справедливо творит Своё творение не одномоментно, не вдруг и сразу, но постепенно, этап за этапом — вот почему на каждом этапе мы имеем несовершенство (=незавершённость) Божественного творения. Творение несовершенно уже потому, что оно имеет Начало, а совершенное — безначально.

Смысл творения в постепенном восхождении к совершенству. "Постепенное" на церковно-славянском означает "поступенное", ступенька за ступенькой (степень — ни что иное как ступень на ЦСЯ). И конечно, здесь мы не можем пройти мимо темы Власти и "лестницы в небо" — древнего библейского образа Лестницы Иакова . Лестницы, которая утверждалась на земле, а вершина её достигала до небес. В абсолютном, совершенном и потому безначальном смысле этой Лестницей является Господь Иисус Христос, о Котором говорится, что Он совершенный Бог и совершенный человек. Как человек, Он утверждается на земле — как Богу, Ему принадлежит небо. По этой Лестнице восходят восходящие к совершенству, но сама Лестница не нуждается в восхождении к совершенству, Она изначально совершенна. То есть, именно во Христе мы имеем то совершенство, которое Вы ищете в Божественном творении, цитирую: Мир, как божественное творение, совершенен на каждом этапе сотворения, и ни на одном из них не нуждается в исправлении. Если здесь слово "Мир" заметить словом "Христос", то получится совершенно правильная мысль.

Что же касается остального творения, оно несовершенно уже потому, что изначально в нём не было Христа. Вершиной творения был Денница, который и почитал себя самого совершенным творением, потому что не мог представить более совершенного творения (хотя и понимал, конечно, что Нетварный Бог безмерно превосходит его совершенством) — потому и восстал против Бога, когда ему было открыто, что следом за ним идёт Некто, Кто станет выше его, превзойдя его совершенством. Это откровение было воспринято высшим из ангелов как интервенция, покушение на статус кво самого Денницы как мнимо совершенного творения — что и послужило причиной восстания и падения трети ангелов. Денница всего лишь пытался сохранить гомеостаз мироздания, но не преуспел в этом, потому что Бог всё-таки исполнил задуманное и Сам сошёл с небес на землю, родившись от Девы, а затем и в самую глубину ада через муку Креста.

Потому наиболее совершенным творением сегодня является Та, через Которую Христос стал человеком, восприняв Свою плоть о Её плоти. Дева Богородица, Матерь Божия — это Лестница, по которой совершенный Бог сошёл на землю. Потому Она после Него — Вторая в Совершенном Царстве. Безумный Денница не захотел был вторым в творении — и теперь место высшего из ангелов занято Женщиной. В этом и смысл бытия человечества. Восходя по Лестнице, люди уподобляются Иисусу Христу, занимая места в Небесной Иерархии — те места, которые сделались вакантными после того, как ангелы, заражённые безумием сатаны, утратили своё начальное достоинство.

Возможность падения неотделима от возможности достичь совершенства, потому что Бог является Богом не по необходимости, а по желанию. На пути к совершенству человек становится Богом по благодати, занимая своё место и Иерархии и тем обретая не присущие ему по тварному естеству нетварные и сверхъестественные Божественные качества. Ни одно из Божественных качеств не присуще Богу по необходимости, потому что среди Его совершенств — абсолютная Свобода. А значит, и стать Богом по благодати человек может не иначе как добровольно, по свободному выбору — но это предполагает и возможность иного выбора. Грех это ни что иное как отвержение совершенства. И право отвергнуть совершенство невозможно отнять у нас так же, как и право достичь совершенства.

> Вы пишете: «Участвовать в замысле Господа -- или противопоставить Ему свой собственный замысел». Получается, что если ты не получил Божественного откровения, но при этому имеешь некое видение будущего - то уже противопоставляешь себя Богу. Верно?

Неверно.
Ведь любое видение будущего, которое у нас имеется, тоже является частью Божественного замысла. Никто, никогда, никаким образом не может помешать Богу сделать то, что Бог задумал, потому что всё, что мы делаем это часть Его замысла. В том числе и человеческое Богоборчество, и атеизм, и ереси, и сатанизм, и все ложные учения — обо всём этом Бог сказал, обращаясь к фараону (http://bible.optina.ru/new:rim:09:17): для этого самого Я и поставил тебя, чтобы явить на тебе силу Мою и прославить Имя Своё по вселенной.

Эту мысль я не устану повторять: у нас нет выбора, служить или не служить Богу. Мы служим Ему в любом случае, просто потому, что такова сама наша природа. Бог сотворил нас служить Ему — и вот мы служим, хотим мы того или нет. Но у нас есть иной выбор — сознавать или не сознавать реальное положение вещей. Человек не может противиться воле Бога, как так само противление это лишь часть Божественного замысла. Но зато человек вправе воображать, будто он противится Богу, борется с ним и даже Его побеждает. Бог Истины на Страшном Своём Суде просто явит всем нам Истину, и в тот День с этой Истиной никто не захочет спорить; все покорятся Ей как имеющей Право устанавливать, что есть истина. Но до того времени каждый из нас имеет священное право пребывать в заблуждении. Право на заблуждение священно и неотъемлемо, потому что это право является обратной стороной права человека быть верным Истине, быть её добровольным служителем. Почему так важна добровольность — об этом я сказал выше: потому что Богом можно стать только добровольно. А смысл служения Богу в том, чтобы стать Богом и затем быть Богом. Там, в Царстве Бога, нет ни малейшего принуждения. Всякий делает то, что он желает делать — и это при том, что возможности человека там Божественно безграничны. И желания святых гармонично сочетаются между собой, дополняя и восполняя друг друга. Вот почему туда так трудно попасть: если у тебя есть хотя бы тень желания, неугодного Богу, тебя там не будет.

Но желания святых это их желания. Это не какой-либо навязанный им извне долг, а именно свои собственные человеческие желания. Святой человек хочет того или другого, просит у Бога и получает это. Если бы в Царстве просто-напросто не было никаких желаний, как в буддийской нирване, то мир бы достиг совершенства во мгновение ока: для Бога нет ничего проще, чем подарить всем существам нирвану. Но пусть над этим трудятся бодхисаттвы. Замысел Господа Христа несравненно более грандиозен: Он желает сделать человека совершенным Богом, во всём подобным Ему Самому. А у Него Самого есть Свои человеческие желания!

Ради этой простой, но фундаментальной истины пострадал последний философ Античности Максим Исповедник. Его оппоненты отрицали во Христе человеческие желания: им казалось, что наличие Своих собственных человеческих желаний во Христе нарушает Его совершенство. Христу, думали они, могут свойственны лишь Божественные желания. Желание по гречески фелос (по славянски воля) Потому они и названы монофелитами (единовольниками). Итак, отрицать наличие желаний у святых (а затем с неизбежностью и у Самого Христа, святого святых!) это осуждённая Церковью ересь, последняя ересь Античности — которую Античность уже не смогла вынести, но обрушилась во мрак Средневековья.

...Потому желать не значит противопоставлять себя Богу!
Правильное использование наших желаний это молитва: желать и просить у Бога то, чего желаешь! Для того Бог и дал нам способность (а после греха и необходимость!) желать, чтобы мы обращались к Нему со своими желаниями.

> если ты не получил Божественного откровения, но при этому имеешь некое видение будущего - то уже противопоставляешь себя Богу. Верно?

Противопоставлять себя Богу — это стремиться САМОМУ исполнить свои желания "независимо" от Бога. Ведь действуя таким образом, ты всё равно от Бога получаешь или не получаешь желаемое! Ну, а как иначе? Ведь всё совершающееся совершается Его промыслом. А значит, действуя своевольно, мы всё равно ни на миллиметр не удаляемся от Бога объективно — а лишь впадаем в иллюзию самостийности. А вот иллюзия — вещь Богу противная в том смысле, что Бог разрушит все иллюзии.

К слову, не тем ли русские отличаются от украинцев, что не строят иллюзий о своей самостийности, принимая реальность, как она есть, как волю Бога?