Categories:

Сретение Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня Церковь совершает память одного из важнейших эпизодов русской истории, который даже не упоминают в школе. Считаю своим долог уведомить моего дорогого читателя.

Цитирую:

Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы.

В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до Аравийского.

В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.

В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери.

Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о спасении от неминуемой гибели.

И чудо свершилось.

Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город – легкая добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395 года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и молились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

Вся эта драматическая история православным людям достаточно хорошо известна, но менее известно ее продолжение, которое тоже было результатом всенародных молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство. Для Руси это событие имело колоссальное значение.

С Праздником!


К сему добавлю, что Тимур прокатился железным катком по Персии и на сто лет задержал османские завоевания, разгромив войско турок и взяв в плен султана: 20 июля 1402 года близ Ангоры (ныне Анкара), в котором войска Тимура разгромили турецкую армию султана Баязида Молниеносного, что привело к временному распаду Османской империи.

По всему видно, что Тимур принадлежал той же коалиции Королей, которая владела в этот момент Русью, Царьградом и Венецией. Потому возникает соблазн объяснить странное поведение Тимура чисто политическими причинами: типа прискакал гонец и сказал Тимуру "Ты чо, рамсы попутал?!"
Только вот я не вижу материальных механизмов, которые могли бы обеспечить появление такого гонца.  Поэтому я предполагаю нематериальный механизм: то есть, Тимуру явился гонец Сверху — посланник Того, у Кого на Русь были Свои большие планы.

Василий:

Занимательное фэнтези.

palaman comments:


Поначалу мне хотелось ответить на этот выпад баном.Но немного поостыв и поразмыслив, я решил, что могу ответить на это высказывание не ударом банхаммера, а интересными словами.

Дело в том, что любое фэнтези вдохновляется каким-то духом, и какой-то дух обязательно выступает соавтором автора фэнтези и соправителем созданного этим автором мира. В случае Толкина мы даже знаем имя этого духа: Элуватар.

Православное (по-настоящему православное!) фэнтези в этом смысле отличается от обычного фэнтези лишь тем, что здесь соавтором автора-человека является Дух Святый, Творец неба и земли, Автор самой истории человеческой.

А Духу Святому нет нужды придумывать нереальные сюжеты. Если Ему нравится какой-то сюжет, то Он осуществляет этот сюжет в самой жизни. Поэтому православное (по-настоящему православное!) фэнтези не уклоняется от реального хода исторических событий: у этого фэнтези и у реального мира один и тот же Автор.

В данном случае свидетельством реальности описанного события является древность церковного празднования этого события. Русские современники Тимура всё поняли и сделали правильные выводы. Ну, а что Вам творение Бога представляется всего лишь "занимательным" — это уровень Вашего вкуса.

Бан пока снимаю. Посмотрим, что Вы ответите на это.

Василий:


Люди особо не знают о происходившем даже сто лет назад. Подавляющее большинство покрутит пальцем у виска, если заявить, что Царь не отрекался от престола. А здесь речь о событиях существенно большей давности.

palaman comments:

Речь идёт об организации, которая сохраняет непрерывность исторической памяти на протяжении столетий (двух десятков столетий). Каждая церковная служба посвящена воспоминанию того или иного исторического события или лица (а любое лицо участвует в исторических событиях). Организации, которая имеет письменность и не утрачивала грамотность ни на минуту даже в самые тёмные века.

Это вы, светские люди, выучились читать-писать триста лет назад. А МЫ УМЕЛИ ВСЕГДА

Василий:

"Всегда" - это сколько?

palaman comments:

С тех пор как написаны книги Ветхого Завета. Наша Церковь — один из потомков древнееврейской Церкви. Но евреи были грамотными не изначально. Письменность у них появилась лишь после Исхода.
Однако к моменту рождения Христа еврей мог полноценно исполнять все еврейские обряды лишь будучи грамотным.

Василий:

Согласно исследованиям, письменность впервые появилась ещё у шумеров и древних египтян. Задолго до появления древнеееврейской церкви. Означает ли это, что их сведения более верны?
В целом, мне Ваша позиция понятна. И с ней даже можно согласиться при условии, что "историческая память" не искажается.

palaman comments:

Искажение исторической памяти Церкви это святотатство.
Опять-таки: наш Бог это Автор реальности, и искажение сведений о реальности это не больше и не меньше как искажение замысла Бога.

> письменность впервые появилась ещё у шумеров и древних египтян. Задолго до появления древнеееврейской церкви. Означает ли это, что их сведения более верны?

Шумеры и копты имели письменность. Но сохранили ли они непрерывность религии, мировоззрения и исторической памяти?

Василий:

Насчёт шумеров не уверен. Что касается египетских культов, насколько мне известно, до сих пор в Египте существуют группы, связанные с древнеегипетской религией. Но копты - христиане. Встречал мнение, что иудаизм произошёл как раз от египетской религии. В качестве одного из обоснований приводилось сходство имени верховного египетского божества Атон с именем Адонай. Ну и, разумеется, все его свойства. Это, если не ошибаюсь, писал Бадж.

palaman comments:

Контора пишет. Люди нерелигиозные почему-то уверены, что они разбираются в религии не хуже людей религиозных.
Но в действительности это что-то вроде теоретического изучения гун фу. Смешно и бесполезно.
Вы упускаете самую суть изучаемого предмета.

Ivan Truskov:

Собственно, как я понимаю, механизм такой - "я вот свободен от иллюзий и вооружён научным знанием поэтому я легко могу проанализировать все эти выдумки тёмных не имевших света ВЕРНОГО УЧЕНИЯ древних". Верное учение можно подставлять по вкусу, от фрейдизма до марксизма, да мало ли их

Василий:

Насколько мне известно, Бадж был лишь исследователем, не утверждавшим, что разбирается в чем-то лучше или хуже других. Не знаю, можно ли назвать его популяризатором египтологии, но он точно сделал в неё серьёзный вклад.
Тезис, приведенный мной, являлся лишь его предположением.

palaman comments:

Добросовестный учёный и не станет утверждать нечто большее.
Вся наука это набор более или менее обоснованных предположений. Как и религия.