Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Пушкин и мы

Новый блестящий текст Богемикуса - просто не могу не опубликовать у себя...

Оригинал взят у bohemicus в Иосиф, Пушкин и Астеррот
[Spoiler (click to open)]                                Я был бы счастливее всего, если бы мог править свободными людьми

                                                                                                                 Иосиф II, государь


   Ув. brat_008, в старые добрые времена широко известный как ув. asterrot, любезно разрешил мне процитировать одну его реплику, изначально не предназначавшуюся для широкой публики. Она была произнесена в ходе многодневной дискуссии в его журнале, вызванной подзамочным постом, тему которого я не в праве раскрыть. Собеседники Астеррота (я надеюсь, Восьмой Брат позволит мне называть его этим, более привычным, именем) задавали ему сакраментальные вопросы в духе "в чём актуальность Пушкина?" и "как опираться на виртуального Пушкина, когда на другой стороне - реальные бандеровцы"?" Астеррот ответствовал:

   "Пушкин, чтобы было понятно, опередил Европу лет на двести. Если бы перенести его из 19го века в 21й, он вполне вписался бы в самое продвинутое европейское общество, по своим взглядам и ценностям. <...>С Пушкиным в голове можно чувствовать себя в той же Европе абсолютно своим, как дома. С Бандерой - не выйдет. <...>Пушкин - создатель современного русского языка. В этом его актуальность. Читаешь Пушкина - совершенствуешь речевые способности. Если твой родной - русский язык, то буквально, читаешь, чтобы стать человеком (в индоевропейском праязыке понятие "человек" кодировалось, как "владеющий речью").<...>.

    При этом, Пушкин - носитель абсолютно современных западных ценностей. Оставаясь абсолютно внутренне органичным, он опередил Запад на 200 лет. Западных либералов до сих пор колбасит на темы ксенофобии. Они до сих пор по каплям её из себя выдавливают. И Нобелевскую Обаме дали только за то, что он, чёрный, стал Президентом США (и голосовали за него только оттого, что он чёрный). И из универа могут выгнать за "расистскую" или "гомофобскую" шуточку. А Пушкин НЕ расист и НЕ гомофоб без всякой "политкорректной" истерики. Литературный русский - язык Пушкина - априори политкорректен. Нам не надо извиваться ужами на сковородке, чтобы быть современным либеральным народом. Просто читать Пушкина, и всё."


    Разумеется, тезис о Пушкине, на 200 лет опередившем Европу, косвенно отсылает читателя к хрестоматийнoй сентенции Гоголя: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет." Помнится, в советской школе учителя испытывали определённые затруднения с раскрытием смысла этиx слов. Например, их ставил в тупик вопрос: "Если по Гоголю все мы должны стать аристократами, то почему нас не воcпитывают в соответствующем духе?"

   Гоголевские "Несколько слов о Пушкине" вышли в 1832 году. Думаю, нет необходимости подробно объяснять, почему за истeкшее с тех пор время пушкинские ценности стали стандартными для западных европейцев, но остаются предметом споров на постсовестком пространстве. О том, что при нормальном развитии событий Россия первой пришла бы к той модели общества, которая сегодня называется скандинавской, я писал года полтора назад, в посте Русская модель. Однако наши реалии имеют с понятием "норма" мало общего. Начиная с 1917 года, предпринимаются сверхусилия, чтобы направить русских куда угодно, лишь бы подальше от пушкинской (т.е. русской национальной) системы взглядов.

    Делается ли это под красным флагом или под каким-либо иным (например, жёлто-синим), не имеет ни малейшего значения. Результат подобной культурной политики всегда один - одичание несчастных людей, ставших её жертвой. Наверное, многие из вас видели тридцатисекундный садо-мазохистский ролик "Украина. Дух, закалённый болью". Это характерный пример направления движения мысли пост-советского человека, утратившего связь с русской (а значит - и с западной) цивилизацией:




  Источник вдохновения майдан-ордынских творцов вполне очевиден:




  Турецкие солдаты XVI века - образ, взятый "украинской" Майдан-Ордой за основу национального идеала. В наличии всё, что надо: висячие усы, оселедцы, шаровары, булавы и идущая нон-стоп война с русскими. Глядя на их пирсинг, "казак" Гаврилюк, вероятно, плачет от зависти.

     В свете событий, на протяжении последнего года происходящих на Украине, некоторым показалось, будто советофилы стоят ближе к исторической России, нежели недотурки с Майдана. Это иллюзия. Как бы ни относились советские и украинские патриоты друг к другу, к России и русским они всегда относятся совершенно одинаково. Разница лишь в том, что, заходясь в антирусском экстазе, одни трясут оселедцами и вышиванками, а другие - окладистыми бородами и лаптями. Наверное, вы видели, сколько разгневанных пейзан пришло в комментарии к моему посту Ответы русского космополита колумнисту "Сноба" . Их реплики были написаны словно под копирку:

  "У Вас получилось убедительное и органичное перечисление характеристик ну пусть 10 % (намеренно завышаю) русских. Но Россия - это не страна дворян и не страна военных. По крайней мере, далеко не только их. Это (кроме последних лет 60) крестьянская общинная страна, для которой Петербург как и все его нравы - чужи и непонятны. О чём, собственно, в назначенный Вами золотой век писали классики русские? О том что они своего народа не знают и не понимают, и что они чужие, словно два разных народа. Так Вы точно портрет русских нарисовали или же русские это все же мужики с топорами да в лаптях?"

  Эти претензии мне предъявил некто anunnak. Насколько я понимаю, ануннаки - негуманоидная раса. Это рептилоиды с планеты Нибиру. Видимо, "Богемские манускрипты" на Нибиру не читают, иначе Ануннак знал бы, что своё мнение о советской буколической прозе я высказал ещё три с половиной года назад. Любопытно, что речь и тогда шла о Пушкине, точнее, о пушкинской повести "Bыстрел":

      "С романтиками всё ясно, и они никогда особо не интересовали меня. В "Выстреле" меня впечатлил не Сильвио, а граф. Я увидел русского в его естественных условиях. Русского гусара, русского барина, русского человека. Это ведь злокозненная подлость - внушать русским самоотождествление с крестьянами. Понятно, что крестьян в России было под 90%. Но в исторической ретроспективе их везде было под 90%. Однако стоит сказать "француз", и из подсознания возникает образ мушкетёра, слово "японец" ассоциируется с самураем, а уж слова "поляк" и "шляхтич" - это почти синонимы. Англичанин - как минимум джентльмен, если не лорд.

   Разумеется, в ХХ веке повсеместно имели место социальный прогресс и демократизация культуры. Но в сам фундамент существующих ныне культур были положены аристократические образы. Знаете, какая легенда является самой популярной в Чехии? Легенда о бланицких рыцарях. Рассказывают, что это чешские рыцари, много веков спящие внутри горы Бланик. Когда чехам будет хуже всего, когда страна и народ окажутся на краю гибели, рыцари проснутся, выйдут на свет и станут сражаться. Похоже, каждый чех хочет верить, что такой бланицкий рыцарь скрыт и внутри него самого.

   Советская культура представляет собой исключение. Советские предпочли крестьянскую самоидентификацию. Это сделало советских планетарными маргиналами, утратившими способность понимания образа мыслей как западных европейцев, так русских."
( Романтизм, подлость и реализм.)

      А вот что по этому же поводу писал ув. galkovsky:

     "Думаю у 75% жежистов высшее образование или это студенты вузов. А их родители? В большинстве случаев образование у них будет среднее, это горожане в первом поколении. А ещё на цикл глубже – это начальное образование и село. Ещё одно поколение – неграмотные. Ещё поколение – люди жили в деревне или на хуторах. Простое посещение церкви для них было знаковое событие раз в год. И дальше и дальше.

    Предположим, они попадают на машине времени в 1814 год. Кто им будет ближе и понятнее всего? Кто, условно говоря, будет их предками? Неграмотные поселяне, находящиеся на стадии прямого дебилизма (неграмотный человек – физический дебил), которым 50 лет до первого мыла? Может быть, малограмотные горожане или обычные дворяне с почти средним образованием? Да нет – их социальный слой тогда это АРИСТОКРАТИЯ. Мы все аристократы начала 19 века. С аристократом 1814 года можно общаться, это «жежист».

    Значит, с кем следует себя отождествлять в историческом прошлом? С монархами. Екатерина Великая или Александр Благословенный это и есть мы. Как это не кажется смешным. Миллионы людей пишут о своих детях в блогах. Екатерина Великая тоже писала. Это выглядело так: двадцать человек выпускали специальную газету, посвященную жизни пятилетнего наследника, и печатали в типографии. А так всё то же."
(http://galkovsky.livejournal.com/230553.html)

   На уровне общей схемы всё понятно: идеалы, которыми в эпоху просвещённого абсолютизма руководствовались монархи, сегодня стали нормами жизни цивилизованого мира. Ho подобные утверждения носят несколько декларативный характер. Вероятно, у читателя тут же возникают вопросы. Hасколько верно мы представляем себе образ мыслей и систему ценностей аристократов и монархов конца XVIII - начала XIX века? Действительно ли они видели мир таким же, каким видим его мы? Я знаю только один способ ответить на него: подробно описать жизнь и взгляды одного из этих людей.

    О системе ценностей Пушкина и Екатерины есть смысл напомнить следующее. В романе "Арап Петра Великого" Александр Сергеевич счёл нужным в числе парижских знакомых своего предка Ибрагима Ганнибала указать барона Монтескьё (хотя их встреча едва ли имела место в реальности), а oду "Вольность" oн создал под влиянием сочинения означенного барона "О духе законов" (или, во всяком случае, так принято считать). Эту жe книгу Екатерина Великая однажды назвала своим молитвенником. Однако идеями Монтескьё руководствовались не только поэт и царица в северной Пальмире, а всё поколение реформаторов второй половины XVIII века - Людовик XVI во Франции, Карл III в Испании, Отцы-основатели в Соединённых Штатах.

   А также Иосиф II. Пожалуй, этот римский император, австрийский эрцгерцог, богемский и венгерский король олицетворял дух Просвещения в большей мере, чем кто бы то ни было из его современников. Немногие могут похвастаться, что сделали для воцарения толерантности столько же, сколько сей государь. Среди обладателей европейских корон он был одним из величайших либералов всех времён. Мне захотелось рассказать о его правлении.

    В "Богемских манускриптах" начинается новый сериал.

    Наш герой пришёл на свет в 1741 году и при рождении был крещён как Йoзеф Бенедикт Август Иоганн
Антон Михаэль Адам...




     Благодаря чуду кинематографа сегодня эта ария хорошо известна даже людям, далёким от классической музыки и реалий XVIII столетия. Авторы "Молчания ягнят" сделали большим любителем Баха своего героя, носящего то же имя, что и предок Пушкина. Бах написал "Вариации Гольдберга" в 1741 годy. Это был год, когда когда родился Иосиф.

                                              (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments