Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Несколько слов о Главном

Помолившись, скажу и о Главном.
Не всё мне рассеивать ум читателя легкими развелкательными темами вроде кровопролития на Украине и грядущей мировой катастрофы.
Иногда надо позволить себе поговорить с ним серьезно, по-взрослому.

Казалось бы,
(1) для чего Бог дает человеку свободную волю, если на пути к совершенству человек должен действовать всецело по воле Божией, а не по своей воле?
(2) И для чего Богу, чтобы человек действовал по Его воле, если всё в мире в любом случае совершается по Его воле и по Его изначальному замыслу, что бы там человек ни предпринимал?

Эти два вопроса одновременно просты и коварны. Многие люди боятся даже задать их; иные же задают, но так же уверены, что на них нет ответа.
Между тем, ответ есть, и этот ответ в самых простых и доступных пониманию словах вскрывает самую суть нашей религии.

(1) Человек, который всецело творит волю Бога, никогда и ни в чем не действуя по своей собственной воле, пока не согласует её с Божественной волей (а именно такой человек именуется в собственном смысле "святым", хотя это состояние нашей природы - далеко не вершина святости, а лишь её начало), этот человек отнюдь не лишен свободной воли, просто эта воля имеет в нём иное применение, чем в нас грешных (а своеволие, то есть, действие по своей воле, а не по Божией, есть необходимая предпосылка греха). А именно?
Такой человек всю свою свободную волю изливает в молитве к Богу. Здесь он проявляет всё своё произволение, здесь совершается его личный выбор. И Бог никогда не оставляет его молитвы без ответа . Но либо исполняет просимое, либо же предлагает человеку лучшее - то, до чего сам человек не смог додуматься. Там, в молитве, и происходит согласование человеческой воли с Божественной, так что, творя Божью волю, человек в действительности творит и свою собственую волю, потому что его желания совпадают с Божественными.

Если с чем сравнивать, проводить аналогию из обыденой жизни - это как устроиться на работу. На работе человек действует не по своей воле, но по воле работодателя. Зато и работодатель исполняет его волю - платит ему деньги. Это грубая аналогия, не передающая внутренней сути происходящего в молитве, посколку главный результат молитвы - согласие человеческой воли с Божественной. Тут по внешности происходит то же самое, что на работе - Бог творит то, что угодно человеку, а человек творит то, что угодно Богу - но по сути не то же самое, потому что на работе от тебя не требуется, чтобы ты хотел того же, чего хочет хозяин; достаточно чтобы ты просто делал то, что требуется. На работе не совершается таинство Любви, которое совершается в молитве. А суть любви - в свободном согласии двух свободных воль.

И вот такая жизни - когда Бог творит (и хочет!) то, что угодно человеку, а человек творит (и хочет!) то, что угодно Богу - это-то и есть самый что ни на есть настоящий "расцвет творческого потенциала" человека, потому что тут малые человеческие силы восполняются всемогуществом Творца. И в этом состоянии нет и не может быть ничего невозможного. Это состояние есть торжество человеческой свободной воли, вооруженной Божественной беспредельностью возможностей.

Предложим ответ и на второй из воставленных вопросов.
(2) Как бы далеко человек ни уходил по пути своеволия, как бы ни погрязал он во грехе, он всегда и во всем действует в соответствии с Божественным предвидением его выбора. На выбор свободен и непредсказуем, но Бог-то вне времени, выше времени - и все наши ещё не совершенные поступки так же точно ведомы ему как и уже совершенные. И ещё не сделанный выбор так же ясен для Него как уже сделанный. Таково свойство естества Того, Кто сотворил время.

И каждый своевольный наш поступок можно проанализировать с двух сторон.

С одной стороны этот поступок - лишь одно из событий в переплетении мировой истории; он заранее предузнан Бого и вся мировая история построена в соответствии с этим предведением. Каким бы злым и безрассудным он ни был, он идеально вплетается в ткань мироздания и служит не нам! но Божественному промыслу.
Все мы всегда делаем лишь то, что Бог от начала предвидел и всегда точно и неукоснительно исполняем Его план. Мы свободны, мы могли бы действовать иначе - но мы сделали то, что мы сделали. И это именно то, что от нас ожидалось, потому что Бог знает каждого из нас досконально, от начала до конца.

С другой стороны, этот поступок - попытка реализации нашей воли, в нём наша воля выражается. Она не исполнится. Будет не так, как мы расчитывали, но так, как Бог решил. Но все-таки эта наша воля выражается, звучит в нашем поступке. Каждый наш поступок - это слово, обращенное к Богу. Каждый наш поступок - это прошение, бессознательное прошение ко Творцу, выражающее нашу волю. И в этом смысле мы ничего и не делаем в жизни иного, кроме как непрестанно (увы, бессознательно!) молимся, снова и снова (бессознательно) изливая перед Богом наши желания на немом символическом языке наших деяний.

В этом смысле каждый наш поступок есть молитва. Глупая, бессловесная молитва, молясь которой мы упоболяемся лишенным речи и разума животным, которые выражают свои желания жестами, ужимками, повизгиваниями. Вот так же точно и мы всю жизнь проводим, делая перед Богом бессознательные жесты и ужимки, повизгивая и постанывая перед Его величеством.

Данные нам дар слова и разума есть высшее выражение нашей природы, и молитва есть прямая реализация этого дара. А любое другое приложение свободной воли - это глупая, бессловесная, бессознательная реализация того же дара. Только в молитве человек является в полной мере человеком, разумным существом, которое разумно реализует данный ему от Бога творческий потенциал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments